Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» Направленность: подготовка руки к письму
рабочая программа (средняя группа)
Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук — это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №118» муниципального образования г.Братска
Российская Федерация, Иркутская область, город Братск,
жилой район Центральный, улица Рябикова, 61
ПРИНЯТА: на Педагогическом совете № 1 Протокол № ___ от____________г | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № __ от ______________г. Заведующий МБДОУ «ДСКВ №118» ________________Л.А. Антипова |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умелые пальчики»
Направленность: подготовка руки к письму
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 4 – 5лет
Срок реализации: 1 год
Автор –составитель:
Амирова Хавва Мамедовна
воспитатель
г. Братск
2021 г.
Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук — это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок, так как навыки письма формируются медленно. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель реализации программы: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Образовательные задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей,
2. Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях, рисовании предметов по клеткам и обводку трафаретов, закрашивании
3. Развивать пространственную координацию, координацию на листе бумаги, строке; умение выполнять задания по словесной инструкции
4. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.
5. Развивать умение правильно держать ножницы, действовать ими; умение работать с пластилином и бумагой в разных техниках
Объем и срок освоения программы
1 раз в неделю
20 минут занятие
36 занятий
Общее количество часов | Количество часов в неделю |
Планируемые результаты освоения программы:
- мелкая моторика и координация пальцев рук у детей развита до уровня, соответствующего данному возрасту;
- владеют разными видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру); составляют рисунок по клеткам, умеют обводить по трафарету и по образцу, соблюдают правила закрашивания
- владеют пространственными представлениями (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела); понимают и выполняют задания по словесной инструкции воспитателя, могут действовать по образцу
- владеют гигиеническими правилами письма: сформирована усидчивость, умеют сохранять правильную посадку и положение рук при письме; работу выполняют аккуратно
- умеют работать с бумагой и пластилином в разных техниках, правильно держать карандаш, кисть, ножницы
№ п/п | Тема | Задачи | Количество часов | Форма занятия |
1 | 1. Пальчиковая гимнастика. Штриховка по образцу «Квадрат» 2. Пальчиковая гимнастика. Штриховка по образцу «Овал» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение штриховать по образцу (горизонтально, вертикально и с наклоном). Учить детей доводить работу до конца. | 2 | Комбинированное |
2 | 1. Пальчиковая гимнастика. Штриховка «Фрукты. Овощи» 2. Пальчиковая гимнастика. «Фрукты. Овощи» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Развивать умение штриховать по образцу. Раскрашивать по образцу, соблюдая все правила. | 2 | Комбинированное |
3 | 1. «Грибы. Ягоды» 2. Лепка «Дары осени» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Научить аккуратно обводить по контуру и раскрашивать. | 2 | Комбинированное |
4 | «Я рисую дождик» | Формировать умение детей рисовать цветными карандашами короткие прерывистые линии, воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя | 1 | Комбинированное |
5 | 1. Штриховка «Жители леса» 2. Обведение по контуру и раскрашивание «Зоопарк» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить обводить по контуру, не отрывая руки от листа. | 2 | Комбинированное |
6 | 1. «Домашние животные и их детеныши» 2. Рисование «Любимое домашнее животное» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук Соедини линией маму и детеныша и раскрась. Развивать умение передавать в рисунке образ любимого животного. Доводить начатое дело до конца. | 2 | Комбинированное |
7 | 1. «Птицы» 2. Аппликация «Чудо - птица» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Умение раскрашивать, обводить по контуру без отрыва от бумаги. Научить правильно держать ножницы, вырезывать из бумаги детали для аппликации, умение создавать образ волшебной птицы | 2 | Комбинированное |
8 | 1. «Моя страна- Россия»2. Штриховка 2«Мой город – Братск» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, развивать любознательность. | 2 | Комбинированное |
9 | 1. Аппликация «Снеговики» 2. «Елочные шарики» | Продолжать учить правильно держать ножницы, развивать умение вырезывать большие и маленькие круги. Продолжать учить штриховать в разных направлениях. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук | 2 | Комбинированное |
10 | «Снегопад» | Научить детей с помощью карандаша рисовать мелкие и крупные снежинки, располагая их на всем листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук | 1 | Комбинированное |
11 | «Животные Севера и жарких стран» | Учить дорисовывать элементы рисунка, обводить по контуру, штриховать волнистыми линиями и раскрашивать по образцу, | 2 | Комбинированное |
12 | 1. «Подводный мир» 2. Лепка «Рыбки» | Продолжать учить ориентировке на листе бумаги и в пространстве, закреплять умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Развивать воображение, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук. | 2 | Комбинированное |
13 | «Мебель» | Уметь классифицировать мебель, закреплять умение обводить по контуру без отрыва от бумаги, , раскрашивать, соотнести по цвету | 2 | Комбинированное |
14 | 1. «Военная техника» 2. Рисование пластилином «Самолет» | Уточнить знания детей о военной технике, провести машины по дорожке, не задев края линий. Закреплять умение отщипывать пластилин небольшими кусочками и распределять его на шаблоне. Радоваться полученному результату. | 2 | Комбинированное |
15 | «Посуда» | Учить дорисовывать предметы посуды, обводить их по пунктирным линиями раскрасить узоры на посуде. | 2 | Комбинированное |
16 | «Цветы» | Учить обводить по пунктирным линиям, раскрашивать, закреплять умение соотносить по цвету, заштриховать листочки. | 2 | Комбинированное |
17 | «Космос» | Закреплять умение обводить пунктирную линию, помочь ракетам добраться до планет. Самостоятельное моделирование звезд из пластилина. Развивать мелкую моторику. | 1 | Комбинированное |
18 | «День и ночь» | Закреплять умение обводить по контуру без отрыва от бумаги, штриховать, раскрашивать. Игра «День – ночь» | 1 | Комбинированное |
19 | Аппликация «Транспорт» | Уточнить знания детей о геометрических фигурах. Умение подбирать цвета для яркой машины, формировать пространственные отношения. Закреплять умение правильно держать ножницы, вырезывать детали для машины. Развивать воображение, фантазию, творчество. | 2 | Комбинированное |
20 | «Насекомые» | Провести дорожку от насекомого до цветка, соединяя пунктирные линии без отрыва от бумаги, закреплять умение обводить дорожки сплошными линиями | 2 | Комбинированное |
Материально – техническое обеспечение
Учебные и наглядные средства | |
Расходные материалы | Карандаш простой Карандаши цветные Тетрадь в крупную клетку Распечатанные задания с Интернет Бумага цветная Картон белый Ножницы Клей Пластилин Салфетки Массажные мячики Су- джок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического направленности «Умелые ручки» 5-6 лет
Пояснительная запискаДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"( художественно- эстетической направленности на один учебный год для средней группы. Программа кружка «Умелые ру...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» Направленность: подготовка руки к письму
Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одев...
Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Умелые ручки»
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств ...