познавательное развитие
план-конспект занятия (старшая группа)

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что я вам сегодня принесла?

Ответ детей:

Воспитатель: Я принесла вам УЛЫБКУ и хочу ей с вами поделиться. Давайте друг другу улыбнемся.

Ребята дарят друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, вы обратили внимание на погоду?

Ответ детей:

Воспитатель: Да, я тоже заметила, что все еще лежит снег и холодно. Хотя по календарю уже наступила весна.

Воспитатель: А как вы думаете, без чего не может быть весны?

Ответ детей:

Воспитатель: Правильно, конечно же, без солнышка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю, вам пройти к нашим столам и сделать солнышки из счетных палочек.

(Дети конструируют солнышко из счетных палочек)

Воспитатель: Какие вы молодцы, какие у вас красивые солнышки получились.

Воспитатель: Ребята, а что еще происходит весной? Что греет солнышко, мы с вами уже сказали.

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, конечно же, тает снег, по дорожкам бегут веселые ручейки, а с крыш домов капает капель, на деревьях появляются почки, а затем и листочки. Люди снимают теплую одежду, а еще весной может идти дождик, но нас с вами это ведь не испугает? А что нужно сделать, чтобы не промокнуть в дождик?

Ответы детей:

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Хотите поиграть?

Дети: да

Воспитатель: Тогда слушайте правила: я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы мне должны бросить мяч обратно и сказать тоже слово, что и я, только ласково. Например: солнце-солнышко. Начинаем, будьте внимательны.

Воспитатель называет слова: цветок, листок, ручей, луч, ветка и другие.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с моими вопросами. А сейчас предлагаю вам немного размяться. Я буду читать вам стихотворения, а вы повторяйте движения за мной.

Физкультминутка:

Шлёп – шлёп - шлёп – идем по лужам (постукивание ладонями по коленям).

Хлюп - хлюп – хлюп – вода в ботинках (притоптывание).

Кап – кап – кап – нам зонтик нужен (руки вверх и потрясти кистями).

Оп – оп – оп – вода по спинке (похлопывание по плечам).

Буль – буль – буль – упала шапка (пружиночка).

Ой – ой – ой – кругом вода (покружиться).

Да – да – да – себя так жалко (покачать головой).

Одевайтесь в дождь всегда!

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам рассмотреть картину («Подснежники» А. Грицай)

Воспитатель: Что изобразил художник на этой картине?

Дети: Весну, лес, цветы

Воспитатель: А как художник изобразил лес? Какие деревья?

Дети: деревья высокие

Воспитатель: А можно с уверенностью сказать, что это весеннее время года? По каким признакам вы это определили?

Ответы детей:

Воспитатель: Кто знает, как называются эти цветы

Дети: Подснежники

Воспитатель: Да ребята художник уделил внимание маленьким подснежникам и изобразил их на переднем плане.

Воспитатель: Растут подснежники в лесу на полянках, как только появляются проталинки.

Воспитатель: Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник стали считать символом весны и тепла.

Про цветок подснежник много написано писателями, поэтами, художниками и композиторами.

Воспитатель: Я вам предлагаю присесть и послушать произведение П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» (закройте глазки и представьте себе, как просыпается природа после зимней спячки и распускается цветок)

(звучит грамзапись произведений«Апрель. Подснежник» П. Чайковского)

Воспитатель: А теперь откройте глазки. Вам понравилась музыка? Чем она вам понравилась? Как музыка рассказывает о природе? Какая это музыка?

Ответы детей:

Воспитатель: Музыка очень красивая и душевная, её приятно слушать. Она то нежная и ласковая, то взволнованная иногда тревожная

Воспитатель: Давайте ребята с вами представим, что мы цветочки и покажем как же распускается подснежник.

Воспитатель: Спит наш цветочек, холодно ему, вдруг засияло солнышко и наш цветочек проснулся. Покажите, как цветочек просыпается, потягивается, как он покачивается от ветра и тянется к солнцу. Покружитесь на весенней полянке.

Воспитатель: Молодцы ребята вы замечательно импровизируют танцевальные движения под эту чудесную музыку. И все изображаемые вами подснежники были разными и каждый нежен и прекрасен.

Воспитатель: Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут, потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей.

Воспитатель: Ребята, а вот некоторые люди не знают, что цветов этих мало и рвут их в подарок кому - нибудь или просто так. А ведь может наступить день когда, мы с вами не увидим больше цветов, вместо них будет голая серая земля и ни какой красоты.

Воспитатель: Давайте подумаем, как же можно спасти подснежники?

Ответы детей:

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас пройти к рабочим столам и слепить из пластилина подснежники. Ведь цветы, которые сделаны своими руками ещё красивее, потому, что вы вкладываете в свою работу любовь, нежность и доброту.

Воспитатель: Готовые работы мы разместим на заранее приготовленном макете-проталинке. Пусть все любуются творением ваших рук и не рвут живые цветы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

В старшей группе

«Признаки весны»

Цель:

- познакомить детей с первыми признаками весны.

Задачи:

- закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, учить замечать их;

- дать детям представление о птицах и цветах;

- повторение весенних месяцев;

- активизация словаря;

- воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование и материалы: аудиозапись со звуками весеннего леса, ИКТ, ватные диски, ножницы, клей, кисточка для клея, цветная бумага, цветной картон.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что я вам сегодня принесла?

Ответ детей:

Воспитатель: Я принесла вам УЛЫБКУ и хочу ей с вами поделиться. Давайте друг другу улыбнемся.

Ребята дарят друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, вы обратили внимание на погоду?

Ответ детей:

Воспитатель: Да, я тоже заметила, что все еще лежит снег и холодно. Хотя по календарю уже наступила весна.

Воспитатель: А как вы думаете, без чего не может быть весны?

Ответ детей:

Воспитатель: Правильно, конечно же, без солнышка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю, вам пройти к нашим столам и сделать солнышки из счетных палочек.

(Дети конструируют солнышко из счетных палочек)

Воспитатель: Какие вы молодцы, какие у вас красивые солнышки получились.

Воспитатель: Ребята, а что еще происходит весной? Что греет солнышко, мы с вами уже сказали.

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, конечно же, тает снег, по дорожкам бегут веселые ручейки, а с крыш домов капает капель, на деревьях появляются почки, а затем и листочки. Люди снимают теплую одежду, а еще весной может идти дождик, но нас с вами это ведь не испугает? А что нужно сделать, чтобы не промокнуть в дождик?

Ответы детей:

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Хотите поиграть?

Дети: да

Воспитатель: Тогда слушайте правила: я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы мне должны бросить мяч обратно и сказать тоже слово, что и я, только ласково. Например: солнце-солнышко. Начинаем, будьте внимательны.

Воспитатель называет слова: цветок, листок, ручей, луч, ветка и другие.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с моими вопросами. А сейчас предлагаю вам немного размяться. Я буду читать вам стихотворения, а вы повторяйте движения за мной.

Физкультминутка:

Шлёп – шлёп - шлёп – идем по лужам (постукивание ладонями по коленям).

Хлюп - хлюп – хлюп – вода в ботинках (притоптывание).

Кап – кап – кап – нам зонтик нужен (руки вверх и потрясти кистями).

Оп – оп – оп – вода по спинке (похлопывание по плечам).

Буль – буль – буль – упала шапка (пружиночка).

Ой – ой – ой – кругом вода (покружиться).

Да – да – да – себя так жалко (покачать головой).

Одевайтесь в дождь всегда!

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам рассмотреть картину («Подснежники» А. Грицай)

Воспитатель: Что изобразил художник на этой картине?

Дети: Весну, лес, цветы

Воспитатель: А как художник изобразил лес? Какие деревья?

Дети: деревья высокие

Воспитатель: А можно с уверенностью сказать, что это весеннее время года? По каким признакам вы это определили?

Ответы детей:

Воспитатель: Кто знает, как называются эти цветы

Дети: Подснежники

Воспитатель: Да ребята художник уделил внимание маленьким подснежникам и изобразил их на переднем плане.

Воспитатель: Растут подснежники в лесу на полянках, как только появляются проталинки.

Воспитатель: Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник стали считать символом весны и тепла.

Про цветок подснежник много написано писателями, поэтами, художниками и композиторами.

Воспитатель: Я вам предлагаю присесть и послушать произведение П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» (закройте глазки и представьте себе, как просыпается природа после зимней спячки и распускается цветок)

(звучит грамзапись произведений«Апрель. Подснежник» П. Чайковского)

Воспитатель: А теперь откройте глазки. Вам понравилась музыка? Чем она вам понравилась? Как музыка рассказывает о природе? Какая это музыка?

Ответы детей:

Воспитатель: Музыка очень красивая и душевная, её приятно слушать. Она то нежная и ласковая, то взволнованная иногда тревожная

Воспитатель: Давайте ребята с вами представим, что мы цветочки и покажем как же распускается подснежник.

Воспитатель: Спит наш цветочек, холодно ему, вдруг засияло солнышко и наш цветочек проснулся. Покажите, как цветочек просыпается, потягивается, как он покачивается от ветра и тянется к солнцу. Покружитесь на весенней полянке.

Воспитатель: Молодцы ребята вы замечательно импровизируют танцевальные движения под эту чудесную музыку. И все изображаемые вами подснежники были разными и каждый нежен и прекрасен.

Воспитатель: Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут, потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей.

Воспитатель: Ребята, а вот некоторые люди не знают, что цветов этих мало и рвут их в подарок кому - нибудь или просто так. А ведь может наступить день когда, мы с вами не увидим больше цветов, вместо них будет голая серая земля и ни какой красоты.

Воспитатель: Давайте подумаем, как же можно спасти подснежники?

Ответы детей:

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас пройти к рабочим столам и слепить из пластилина подснежники. Ведь цветы, которые сделаны своими руками ещё красивее, потому, что вы вкладываете в свою работу любовь, нежность и доброту.

Воспитатель: Готовые работы мы разместим на заранее приготовленном макете-проталинке. Пусть все любуются творением ваших рук и не рвут живые цветы.

Ход занятия: Звучит запись весеннего леса, дети вслушиваются в пение птиц и журчание ручейка. Музыка затихает и остается фоном.

Воспитатель:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтеся, ручьи!

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

(С. Маршак)

 

Воспитатель: Ребята, вы слышите, как весело поют птички? Ведь весна за окном! Весна, это прекрасное время года, природа рисует великолепные пейзажи!

Воспитатель: Ребята, какие признаки весны вы знаете?

(дети называют, воспитатель показывает слайды с признаками весны)

Дети: Начинает греть солнышко. Небо стало голубое. Оживает природа, просыпаются животные от зимнего сна. Прилетают птички из теплых краев. Первые цветы появляются из под мокрого снега.

Воспитатель: Молодцы, теперь мы знаем первые признаки наступления весны! А теперь давайте назовем все весенние месяца.

Дети: Первый месяц март, потом апрель и затем май.

Воспитатель: Молодцы ребята! А знаете ли вы, какие птички прилетают первыми?

Дети: Первыми прилетают грачи и скворцы.

Воспитатель: Правильно, молодцы. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (на слайде картинка скворца). И правда, ребята, скворцы прилетают в конце марта, давайте рассмотрим их повнимательнее. А еще одними из первых прилетают жаворонки и чижи (на слайде картинка жаворонка, потом стрижа). Мы с вами рассмотрели птичек, а теперь давайте отдохнем.

Физ.минутка. «Спал цветок и вдруг проснулся»

Спал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

Воспитатель: Отдохнули?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь продолжим, о птичках мы поговорили, а теперь поговорим о цветах. Какой самый первый весенний цветок?

Дети: Самый первый цветок - подснежник.

Воспитатель: Вы правы, это подснежник. Посмотрите, какой он нежный, тонкий. В одной легенде говорится, как однажды Зима-старуха задумала не пустить на землю Весну. Цветочки поникли от страха, один подснежник не испугался, раскрыл свои лепестки. Солнышко увидело его, отогрело своим теплом все на земле и освободило дорогу красавице Весне. С той поры весна и подснежник неразлучны. А вы знаете, ребята, что подснежник занесён в Красную книгу. Какие растения заносят в Красную книгу?

Дети: В красную книгу заносят редкие растения. 

Воспитатель: Правильно. Подснежники растут первыми, и люди рвут их, не жалея, срывают целыми охапками. Но мы с вами - Друзья природы, и никогда мы не будем рвать цветы, эти капли красоты, пусть они цветут растут, радость нам они несут.

Еще один весенний цветок-тюльпан. Тюльпаны бывают разных цветов: розовые, желтые, красные. Тюльпаны считают цветами счастья. Ну, и конечно же, весенним цветком является ландыш - это удивительно милый и хрупкий цветок, смотреть на него одно удовольствие. Давайте мы с вами сделаем подарок для ваших мам.

Воспитатель: Давайте поиграем, игра называется: «Земля, вода, воздух».

В начале игры выбирается водящий, а оставшиеся игроки становятся в линию или вокруг него. Водящий начинает идти перед игроками и дотрагиваться до каждого рукой по очереди. При этом он говорит: «Вода», «земля», «воздух» (в любом порядке). Перед каким-то игроком он останавливается. Если водящий остановился на слове «Воздух», то игрок должен назвать птицу или летающего зверя. Если остановился на слове «Земля», то нужно назвать животное/земного обитателя. Если «Вода» — то рыбу или живущее в воде животное. Конечно же, названия не должны повторяться. Если игрок не назвал слово до счёта «три», или если такое слово уже называлось, то он становится водящим.

Воспитатель: Вы все молодцы! Ребята, а что нового вы узнали на занятии, что вам больше всего понравилось?

Дети: (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...