Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность работы по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost.docx | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №401»
Заведующий
МКДОУ №401
____________Л.Г. Гончарова
«Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения через технологии наглядного моделирования»
Воспитатель:
С.В. Гусева
Новосибирск 2022
Актуальность темы:
«Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения и речи через технологии наглядного моделирования»
Актуальность работы по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями зрения обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В этот период интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Ознакомление детей с природой в дошкольном возрасте – это одно из главных средств всестороннего развития личности ребенка, с помощью которого можно развивать не только качества личности, но и правильное отношение к природе: бережное, заботливое отношение к объектам живой и не живой природы, знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности, подводить к пониманию существующих связей между человеком и природой, развивать потребность в познавательном общении с природным окружением.
Вместе с тем, детям важно дать представление о сложности, уникальности, хрупкости, непрерывности жизни, о взаимозависимости, необходимости, важности всех природных объектов.
Однако для того, чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, должен быть наработан собственный практический опыт. При этом возникают трудности, связанные с тем, что дети с нарушениями зрения, посещающие дошкольную образовательную организацию, имеют обедненный чувственный опыт и трудности, связанные с переработкой воспринимаемой информации, что приводит к неполноценности представлений об окружающем, и особенностям формирования экологического поведения: в частности, дополнение методов ознакомления с природой специальными методами и приемами, позволяющими оценить взаимозависимость и необходимость всех природных объектов в единой экосистеме. Отсюда и актуальность выбранного метода экологического воспитания - метода наглядного моделирования.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, акцентирует внимание на главном. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей: предметные, предметно-схематические, графические (графики, схемы).
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии развитом у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет детям с нарушениями зрения более подробно изучать и усваивать существующие экологические связи в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....