Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

С. Ю. Гусева

Актуальность работы по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями зрения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад №401»

Заведующий

МКДОУ №401

____________Л.Г. Гончарова

«Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения через технологии наглядного моделирования»

Воспитатель:

С.В. Гусева

Новосибирск 2022

Актуальность темы:

«Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения и речи через технологии наглядного моделирования»

Актуальность работы по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями зрения обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В этот период интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Ознакомление детей с природой в дошкольном возрасте – это  одно из главных средств всестороннего развития личности ребенка, с помощью которого можно развивать не только качества личности, но и правильное отношение к природе:  бережное, заботливое отношение к объектам живой и не живой природы, знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности, подводить к пониманию существующих связей между человеком и природой, развивать потребность в познавательном общении с природным окружением.

Вместе с тем, детям важно дать представление о сложности, уникальности, хрупкости, непрерывности жизни, о взаимозависимости, необходимости, важности всех природных объектов.

Однако для того, чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, должен быть наработан собственный практический опыт. При этом возникают трудности, связанные с тем, что дети с нарушениями зрения, посещающие дошкольную образовательную организацию, имеют обедненный чувственный опыт и трудности, связанные с переработкой воспринимаемой информации, что приводит к неполноценности представлений об окружающем, и особенностям формирования экологического поведения: в частности, дополнение методов ознакомления с природой специальными методами и приемами, позволяющими оценить взаимозависимость и необходимость всех природных объектов в единой экосистеме. Отсюда и актуальность выбранного метода экологического воспитания -  метода наглядного  моделирования.

Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, акцентирует внимание на главном. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей: предметные, предметно-схематические, графические  (графики, схемы).

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии  развитом у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Таким образом, метод наглядного моделирования  позволяет  детям с нарушениями зрения более подробно изучать и усваивать существующие экологические связи в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...