"Картотека бесед и дидактических игр"
картотека (подготовительная группа)
Картотека бесед и дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_besed_na_fevral.docx | 476.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и бесед на февраль
Беседы по нравственному развитию.
«Доброжелательность» №9.
Цель: Продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).
«Игры без ссор» №10.
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает играть и дружить. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.
«Вежливость» №11.
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
«Бережливость» №12.
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
Беседы по познавательному развитию
«Погодные условия февраля» №9.
Цель: Познакомить детей с особенностями погодных условий февраля, с характерными для этого месяца природными явлениями (метели, гололёд, образование сосулек, массивных снежных «шапок» на крышах). Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть в данных погодных условиях, учить выявлять источник опасности, избегать её.
«Осторожно, гололёд»№10.
Цель: Познакомить детей с основными правилами передвижения по скользкой поверхности, формировать навыки осторожного и осмотрительного отношения к своему здоровью. Формировать представления о потенциально опасных для человека ситуациях, учить избегать их.
«Средства гигиены для полости рта.»№11.
Цель: Продолжать знакомить детей со средствами гигиены полости рта, рассказать о назначении таких средств, как зубная нить, щётка для языка, зубная щетка, паста, средства для полоскания рта. Формировать осознанное отношение к здоровью, стремление правильно ухаживать за зубами.
«Польза и вред жевательной резинки»№12.
Цель: Познакомить детей с полезным и вредными свойствами жевательной резинки, рассказать от жизненных ситуациях, при которых употребление жевательной резинки под контролем взрослых приносит пользу. Закрепить знания о средствах гигиены.
Дидактические игры
По краеведению
«Сквозь замочную скважину»№9.
Цель: - закреплять знания детей о памятниках города Барнаула.
- развивать зрительную память, восприятие.
Материал: в комплект игры входит картинки с видами памятников города Барнаула, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.
Ход: воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребёнок, перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.
Игровое правило: рассматривать картинку можно только с помощь замочной скважины.
«Знаешь ли ты?»№10.
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Материал: портреты известных соотечественников, которые оставили свой след в истории родного края.
Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает назвать того, кто изображен на портрете и рассказать чем он знаменит. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого больше фишек.
«Найди отличия»№11.
Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растёт, благоустраивается и лучшие его новостройки удачно дополняют.
Материал: картинки с видами старого и современного города.
Ход: в игре принимают участие 2 команды по несколько человек. Они рассматривают одну и ту картинку и находят отличия. Кто больше назвал различий, тот и победил. Игра повторяется с другой картинкой.
«Где находится памятник?»№12.
Цель: познакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображение памятников.
Ход: воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, что это за памятник и где установлен. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого больше фишек.
По экологии
«Угадай, что в мешочке?»№10.
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: (лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.).
Ход игры: играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предметы в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.
«Природа и человек»№11.
Цель: закрепить и систематизировать знания тетей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существует в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ, а дома, заводы создаёт человек.
«Где снежинки?»№12.
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т.д.
Ход игры:
Вариант1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточки. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т.д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарке припекать,
Где снежинку нам искать?
С последними словами все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами.
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Входите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь вбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы.
- В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
По художественной – продуктивной деятельностью
«Забавный клоун»№10.
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Ход игры: детям предлагается нарядить клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме), может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов по цветам радуги.
«Собери пейзаж»№11.
Цель: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных измерений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Материал: картинки с изображением предметом в различное время года, а также несколько плоскостей с изображением различных времён года.
Правила игры: детям предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определённого сезона (зима, весна, лето, осень), а так же подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помои своих знаний построить правильную композицию.
«Матрёшки сарафан»№12.
Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей о основных элементах росписи русской матрёшки, закреплять знания о русской национальной одежды.
Материал: силуэты матрёшек, а так же отдельные части матрёшек с определённой росписью.
Игровые действия: педагог показывает детям нарисованные силуэты трёх матрёшек, и дети на выбор одевают свою матрёшку.
По музыкальному развитию
«Музыкальное лото по памяти»№10.
Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому, духовому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.
Материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, большие карты с изображением разных видов оркестра. На одну большую карту помещается восемь маленьких карточек.
Описание игры: воспитатель раздаёт детям по одной большой карте, а маленькие картинки раскладываются на середине стола рисунком вверх. В течение какого – то промежутка времени дети запоминают их расположение. Затем все карточки переворачиваются. Дети по очереди открывают по одной картинке. Если эта картинка, то забирают её себе, если нет, кладут обратно рисунком в низ. Игрок, первым заполнивший свою большую карту, выигрывает.
«Какой инструмент лишний»№11.
Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.
Материал: карточки с изображением различных музыкальных инструментов.
Описание игры: воспитатель выкладывает перед ребёнком – игроком несколько карточек 4 - 5. Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пять – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.
«Воздушные шары»№12.
Цель: закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне.
Демонстрационный материал: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.
Раздаточный материал: карточки и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.
Описание игры: Все на шарики смотрел, даже песенку запел.
(поёт на слог «ля» попевку, прохлопывая ритм).
Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определят количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.
Педагог: медвежонку в магазине много шариков купили –
Разноцветных разных ярких, был он очень рад подарку.
По развитию речи
«Звуковые шапочки»№10.
Цель: развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Описание игры: в игре принимают участие 2 ребёнка. Они выбирают шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: жук остановится на цветке с буквой «А», ребёнок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»№11.
Цель: развивать умение детей делить на слоги.
Описание игры: дети стоят в кругу. Воспитатель с мячом в центре: дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слова. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слово, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за и т.д.).
«Угадай слово»№12.
Цель: развивать умение детей делить на слоги.
Описание игры: воспитатель предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирает слово с заданным количеством слогов. За правильный ответ получает фишку.
«Сплетём венок из предложений»№13.
Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Описание игры: воспитатель произносит предложение. Дети называет последнее слово и с ним же придумывает новое предложение. Например: Серёжа читает книгу. Книга лежит на столе.
По социально – эмоциональному развитию
«Мимическая гимнастика»№10.
Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.
Ход игры: - улыбнуться, как веселый Буратино.
- испугаться, как бабушка, в дом которой пришёл волк.
- рассердиться, как злой волк.
- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землёй.
«Маска»№11.
Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Ход игры: на одного ребёнка воспитатель надевает маску с настроением (ребёнок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз.
«Театр»№12.
Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать своё эмоциональное состояние и состояние окружающих.
Ход игры: ребёнок изображает с помощью мимики какое – то настроение, но при этом часть его лица будет скрыт (зарывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги). Остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.
«Мои хорошие качества»№13.
Цель: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.
Ход игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказывать всем желающим и не заставлять, если кто – то отказывается).
По валеологии
«Назови правильно»№9.
Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.
Материал: мяч.
Содержание: воспитатель кидает мяч и называет предмет, про который нужно рассказать (для чего предмет нужен).
«Когда что одеваем?»№10.
Цель: формировать умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.
Содержание: воспитатель бросает мяч и называет предмет одежды. Дети объясняют, в какое время года носят эту одежду и почему.
«Кто я?»№11.
Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своёй фамилии, возрасте.
Материал: зеркало.
Содержание: - расскажи, что ты знаешь о себе: (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет газ, дата рождения, девочка или мальчик).
- расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
- есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?
«Ты покажи - я отгадаю»№12.
Цель: воспитывать уважительное отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Содержание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывают (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа – отгадывает, кто был изображён (лыжник, пловец, хоккеист, гимнастка ит.д.).
По познавательному развитию
«Так у нас. А как у вас?»№9.
Цель: разъяснять детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участи в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи.
Игровое правило: рассказать, как проходит вечер в семье.
Содержание: воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома. Первый рассказывает воспитатель.
«Что умеет делать?»№10.
Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Игровое правило: ведущей называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).
Содержание: - телевизор,
- что может мяч?
- что может светофор?
- что может растение?
- что может слон?
- что может дождь?
- что может краска?
- что может художник?
«Раньше - позже»№11.
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило: ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).
Ход игры: - Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
- Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
- Вы подошли к перекрёстку. Что будет делать дальше, чтобы перейти дорогу?
- Вы сегодня живёте в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?
- Какая часть суток сейчас?
- А что было раньше?
- А раньше? И т.д.
«На что похоже?»№12.
Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Игровое правило: ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него по звуку, по запаху, по размеру, по форме, по материалу).
Ход игры: - На что похож абажур?
- На что похожа улыбка?
- На что похож половник?
- На что похож дождь?
- А душ, какой бывает?
- На что похожа коробка цветных карандашей?
- На что похожа кисть? И т.д.
по Ф.Э.М.П.
«Линии и точки»№9.
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.
Ход: воспитатель раздаёт листы и карандаши и просит детей украсить «ковриков для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева на право и сверху вниз, называет их направление, и уточняет: что образует линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.
«Художники»№10.
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход: ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают её сюжет: город, комната, зоопарк и т.п. затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он дожжен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя её мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы идёт дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом, и т.д.
«Расскажи про свой узор»№11.
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Ход: у каждого ребёнка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.
«Кто первый назовёт»№12.
Цель: развитие внимания.
Ход: воспитатель - показывает картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены разнородные предметы. Воспитатель – договаривается, откуда начинать пересчёт предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовёт игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
По нравственному воспитанию
«Мешок плохих поступков»№9.
Цель: учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
Материал: чёрные бумажки – кляксы, мешок.
Описание игры: дети поучат чёрные бумажки – кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказывает какие похие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.
«Копилка добрых дел»№10.
Цель: учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать дл них добрые дела. Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения. Побуждать детей к положительным поступкам и делам. Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.
Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.
Описание игры: дети поучат бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.
«Колечко красоты»№11.
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Описание игры: сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нём сразу же становится видно всё самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперёд. Педагог незаметно вкладывается колечко кому – ни будь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них.
«Палочка - выручалочка»№12.
Цель: воспитывать в детях чувства взаимопонимания и сотрудничества, развитие связной речи.
Описание игры: дети встают в круг и по очереди, вспоминает какую – либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болит зуб, кто – то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка – выручалочка. Когда первый ребёнок рассказал о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка – выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!».тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему паучку – выручалочку. Этот ребёнок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если некто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой – выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.
По театрализованному развитию
«Зеркало»№9.
Цель: развивать монологическую речь.
Ход игры: Петрушка – загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть, ему покажет!
Что же, это? (зеркало).
В группу вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый – хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем меняются.
«Телефон»№10.
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Ход игры: Петрушкина – загадка.
Поверчу волшебный круг –
И меня услышал друг.
Что же это? (телефон).
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.
- Поздравить с днём рождения и напроситься в гости.
- Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
- Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
- Вас обидели, а друг вас утешает.
- Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
- У вас именины.
«Пантомима»№11.
Ход игры: дети одной команды с помощью пантомимы показывает предметы (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок и т.д.). Дети другой команды угадывают.
«Сугроб»№12.
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Ход игры: дети имитируют движения по тексту.
На поляне сугроб. Большой – большой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонько стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело ещё сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодни листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бесед и дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию
Картотека бесед и дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию...
Картотека "Беседы по ЗОЖ", "Беседы о профессиях"
Данная картотека содержит материалы для тематических бесед о профессиях и ЗОЖ. Материал предназначен для подготовительной к школе группы...
Картотека бесед и дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
картотека бесед и игр...
Картотека бесед и дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей (младшая группа)
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....
"картотека бесед и дидактических игр"
картотеки бесед и дидактических игр...
"Картотека бесед и дидактических игр"
картотека бесед и дидактических игр...