"Картотека бесед и дидактических игр"
картотека (подготовительная группа)

картотека бесед и дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_besed_na_oktyabr.docx275.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и бесед на октябрь

C:\Users\1\Pictures\воспитательница 2.jpg

Беседы по нравственному развитию.

«Зачем говорят «здравствуй»? №1.

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встречи. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

«Что такое доброта» №2

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

«Учимся прощать своих друзей» №3

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

«Каким должен быть друг!» №4

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Беседы по познавательному развитию

«Фея учит вежливости» №1

Цель: вмести с детьми вспомнить правила вежливого общения. Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

«Москва – столица России»№2

Цель: актуализировать и дополнить знания о столице нашей Родины Москве. Вызвать желание узнать больше об этом городе, его истории.

«Наша страна – Россия. Природа нашей страны»№3

Цель: актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о природе нашей страны, её разнообразии. Побуждать у детей желание больше узнать о ней.

«Еда вкусная и полезная – что на грядке растёт»№4

Цель: учить детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи, располагать события в определённой последовательности, подвести к пониманию того, как нужно правильно питаться.

Дидактические игры

По краеведению

«Растительный и животный мир»№1

Цель: закреплять знания детей о растительном и животном мире края, развивать память, воображение, воспитывать любовь к природе, доброе отношение к ней.

Материал: карта – схема Алтайского края, картинки с изображением представителей животного и растительного мира не только нашей местности.

Ход: выбрать из всех картинок растения и животных только нашего края и положить их на карту – схему.

«Заколдованный город»№2

Цель: закреплять умение соотносить цветное изображение предмета с его контурным изображением, продолжать знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Закреплять названия зданий на расшифрованной картине. Активизировать внимание, мышление, речь.

Материал: вырезанные здания и памятники города, и их контурные изображения.

Ход: детям предлагается разложить цветные изображения памятников и музеев по их контурным изображениям и называть эти здания и памятники.

«Найди флаг, герб Барнаула»№3

Цель: закрепить знания детей о символике (герб, флаг) родного края. Продолжать учить аргументировано, строить свои рассуждения. Воспитывать чувство гордости за свой родной город.

Материал: гербы и флаги разных городов России.

Ход: из предложенных флагов и гербов выбрать флаг и герб Барнаула.

«Лекарственные растения»№4

Цель: формировать знания детей о лекарственных растениях Алтайского края, их внешнем виде и полезных свойствах. Закрепить умения различать и называть лекарственные растения, умение отгадывать загадки. Воспитывать любовь  родной природе.

Материал: картинки с изображением лекарственных растений.

Ход: 1вариант – детям показывается картинка с изображением лекарственного растения, они называют растение и рассказывают о том, что им можно лечить.

2вариант – детям загадывается загадка и потом показывается отгадка.

По экологии

«Что в корзину мы берём»№1

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировывать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: картинки с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры: у одних детей – картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под весёлую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребёнок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Природа и человек»№2

Цель: закрепить и систематизировать знания тетей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создаёт человек. «Что сделано человеком?» спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой?» спрашивает воспитатель и бросает мяч. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Что было бы, если из леса исчезли…»№3

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? Грибы? И т.д.

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Повтори»№4

Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Ход игры: дети встают в круг. Первый ребёнок называет какое – либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два, и т.д. Основное правило: нельзя повторяться в названии животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.

По художественной – продуктивной деятельностью

«Кто и что делает из дерева!»№1

Цель: расширить представления детей о мастерах народных промыслов, их изделиях и цветового гаммы.

«Из чего делается посуда»№2

Цель: закрепить знания детей о Гжели и росписи изделий.

«Назовите композитора»№3

Цель: учить детей различать музыку и называть композиторов.

«Что звуки расскажут!»№4

Цель: учить различать звуки, называть их.

По музыкальному развитию

«Заводные игрушки»№1

Цель: расширение слухового багажа. Активное знакомство с творчеством композиторов. Тренировка памяти и внимания.

Описание игры: дети делятся на группы, каждая из которых должна создать образ в соответствии со звучанием пьесой. Движение начинается с узнавания музыкального образа (музыка – ключик, который заводит детей - игрушек).

«Сломанный телевизор»№2

Цель: развитие внутреннего слуха, навыков точного и свободного владения интонацией. Развитие ритмической организации и внимания.

Описание игры: дети поют знакомую песню. По знаку воспитателя замолкают, продолжа петь про себя, стараясь не потерять нить движения мелодии (телевизор сломался: изображение осталось, звук пропал). В момент включения звука (также по сигналу воспитателя) важно не потерять интонационную и смысловую линию. Включение должно быть точным.

«Передай это песенку по кругу»№3

Цель: развитие стремления к физическому и психологическому раскрепощению, свободе движений. Формирование ритмической организации.

Описание игры: дети становятся в круг и делятся на две разные группы. Одна группа сопровождает песню, прихлопывая ладошками по указанию педагога метр, ритм, различные длительности. Вторая группа копирует движения ведущего, который находится в центре круга. Детей поют песню без остановки. На последней фразе ведущий меняется местами с избранным им ребенком из круга. Игра продолжается. По знаку воспитателя группы меняются ролями.

«Музыкальный театр»№4

Цель: активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие фантазии. Тренировка памяти.

Материал: бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и сюжеты сказок.

Описание игры: дети должны рассказать сказку, используя музыкальные инструменты. Каждый участник игры представляет свой инструмент. Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, походящий по звучанию каждому герою сказки, а затем нужный ритмический рисунок. Например: Карабас – Барабас – бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка. Текст сказки озвучивается.

По развитию речи

«Закончи слово»№1

Цель: развивать умение детей делить сова на слоги.

Ход: дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за и т.д.)»

«Угадай слово»№2

Цель: развивать умение детей делить сова на слоги.

Ход: педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогом. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

«Сплетём венок из предложений»№3

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово, и с ним же придумывает новое предложение. Например: Серёжа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Найди братца»№4

Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твёрдые и мягкие согласные звуки

Материал: предметные картинки.

Ход: воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: бабочка, первый звук «б». положу белку, первый звук в этом слове «бь», «б» и «бь» - братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки сов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

По социально – эмоциональному развитию

«Мимическая гимнастика»№1

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках: - улыбнуться, как весёлый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом который пришёл волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землёй.

Игра – загадка «Маска»№2

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание: на одного ребёнка воспитатель надевает маску с настроением (ребёнок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз.

Игра «Театр»№3

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать своё эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание: ребёнок изображает с помощью мимики какое – то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги). Остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Игра «Угадай эмоцию на ощупь»№4

Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление). По мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание: воспитатель даёт сигнал: «Радость - замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.

По валеологии

«Моё лицо»№1

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов).развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия о цвете (голубые, зелёные, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Содержание: используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

«Чистые руки»№2

Цель: обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щётка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объёмные фигурки животных, предметы труда.

Содержание: 1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинки найти объёмные предметы.

2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

«Умею – не умею»№3

Цель: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание: в игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребёнку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, должен продолжать фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

«Найди пару»№4

Цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Содержание: перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шёлком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же. Примечание. Ребёнок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

По познавательному развитию

«Что кому»№1

Цель: учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий – игрушки. Ребёнок берёт предмет и называть его, остальные дети называют кому, что нужно для работы (молоток – он нужен столяру, плотнику).

Усложнение: дети делятся на команды: одна называет орудия туда, а друга – профессии.

«Не ошибись»№2

Цель: уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило: выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

Ход игры: у воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену всё необходимое для игры. По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям.

«Где это можно купить»№3

Цель: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило: соотносить предметы с названием магазинов на больших картинках. Игра проводится по принципу лото.

Ход игры: детям раздают маленькие картинки, каждый ребёнок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить картинку на большую карту (магазин).

«Узнай по описанию»№4

Цель: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребёнок в данный момент не видит.

Игровое правило: отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры: воспитатель рассказывает: - прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зелёное, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растёт на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, то будет отвечать). Такие разговоры – загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

по Ф.Э.М.П.

«Успей вовремя»№1

Цель: продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: на столе у воспитателя, картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»). Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умении укладываться в заданное время.

«Назови сутки»№2

Цель: закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Материал: карточки, с изображением частей суток.

Ход: воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает называть их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2 -  раза.

«Живая неделя»№3

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: у детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По её окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2 -  раза со сменой карточек.

«Когда это бывает»№4

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал: модель суток, картинки.

Ход: воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочерёдно на разные части суток – дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? как называется эта часть суток?

По нравственному воспитанию

«Царевна Несмеяна »№1

Цель: повышение интереса, развитие внимательности и чуткого отношения кК эмоциональному состоянию сверстников.

Описание игры: дети по желанию предлагается «рассмешить, поднять настроение» у другого участника игры в роли «Царевны Несмеяны».

«Подари своё тепло»№2

Цель: воспитание внимательного и чуткого отношения к окружающим, развитие интереса к личности другого человека.

Описание игры: дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку в область сердца своего соседа. Задание для детей: почувствовать тепло исходящие от руки и передать следующему.

«Путаница»№3

Цель: способствовать сплочению коллектива, осознание своей значимости в общем деле, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Описание игры: дети встают в круг, соединяют руки в разных направлениях, чтобы получилась «путаница». Задание распутать «путаницу», не расцепляя рук.

«Кривое зеркало»№4

Цель: развивать умение понимать эмоциональное состояние сверстников; повышение эмоционального настроя детей.

Описание игры: ребёнок встаёт перед «воображаемым зеркалом». В «зеркале» другой ребёнок старается изобразить, повторить всё движения своего двойника.

По театрализованному развитию

«Наоборот»№1

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: воспитатель называет слово, а дети должны называть противоположное.(Далеко – близко, верхний – нижний и т.д.).

«Назови растение с нужным звуком»№2

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К», …». Кто больше назовёт, тот и выиграл.

«Назови три предмета»№3

Цель: упражнять детей  классификации предметов.

Ход игры: какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т.д. «Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребёнку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

«Летает – не летает»№4

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры: воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибётся, заплатит фишкой».

C:\Users\1\Pictures\детки.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед и дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию

Картотека бесед и дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию...

Картотека "Беседы по ЗОЖ", "Беседы о профессиях"

Данная картотека содержит материалы для тематических бесед о профессиях и ЗОЖ. Материал предназначен для подготовительной к школе группы...

Картотека бесед и дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей (младшая группа)

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

"картотека бесед и дидактических игр"

картотеки бесед и дидактических игр...

"Картотека бесед и дидактических игр"

Картотека бесед и дидактических игр...