"Готовность детей к школе"- целевые ориентиры по ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)

Зюзина Ольга Николаевна

Целевые ориентиры по ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Быть готовым к школе –

Не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

Значит, быть готовым всему этому научиться.

Л.А.Венгер

На сегодняшний день проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено множество теоретических и практических разработок как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Я бы хотела остановиться на основных требованиях готовности детей к школе по ФГОС ДО.

Приоритетной задачей ФГОС дошкольного и начального общего образования является осуществление преемственности, в том числе и в вопросе подготовки детей к школьному обучению с целью обеспечения равных стартовых возможностей всем детям, проживающим в Российской федерации.

Требования ФГОС к результатам, предъявляемым обучающимся в ДО.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;

-  сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается решать конфликты.

- Ребёнок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Для качественного решения поставленных задач стандартом предусматривается создание условий для осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации и вопрос диагностики готовности детей к обучению в школе является значимым, так как в отечественной психологии остаётся проблема с чётким определением показателей готовности, и в связи с этим чётким выбором инструментария.

Комплексная диагностика позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребёнка и его потенциальные стартовые возможности.

Основные компоненты готовности дошкольника к обучению в школе.

В большинстве представленных материалов авторы выделяют три аспекта:

- физический (прежде всего это функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья; развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость);

- психологический (предполагает определённый уровень личностного, интеллектуального эмоционально-волевого и социально-коммуникативного развития; отношение к школе, отношение к различным видам деятельности, отношение к сверстникам, отношение к себе).

- специальный (это сформированность определённых умений для успешного освоения чтения, письма, математических навыков).

Психологическая готовность как понятие было впервые предложено А.Н.Леонтьевым в 1948 году, он сводил его к основному показателю -  управляемое поведение, но не просто закреплённое в навыке, а сознательно контролируемое.

Готовность к школе, не может быть сведена к конкретным свойствам (психическим, психофизиологическим или личностным), она является интегративным показателем общей готовности ребёнка осваивать более сложную учебную деятельность.

Психолого-педагогическая диагностика – это чрезвычайно ответственная процедура, позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребёнка и его потенциальные стартовые возможности, при этом должны соблюдаться психологические принципы тестирования:

- создать атмосферу доброжелательности, поощрение, поддержку ребёнка;

- создать атмосферу игры;

- доступно и понятно объяснить ребёнку инструкцию, чтобы он понял её правильно;

- если ребёнок не смог или отказывается сразу выполнить задание, не следует настаивать. Можно предложить ему другое задание, а потом вернуться к этому;

- вмешательство родителей недопустимо. Все вопросы после тестирования.

Данные получаемые в ходе диагностик можно учитывать и при формировании классов, и особенно при организации коррекционно-развивающей работы с детьми.

Помимо этого следует помнить, что необходимо проводить определённую работу с родителями будущих первоклассников, так как без их поддержки семьи педагогам будет сложно добиться нужных результатов в вопросе подготовки к обучению в школе.

Основным результатом, освоения программы дошкольного образования согласно ФГОС является:

- здоровый;

- развитый;

- эмоционально благополучный;

- любознательный ребёнок, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- овладевший предпосылками учебной деятельности и т.д.;

Только такой ребёнок сможет быстро адаптироваться к школьной среде, успешно взаимодействовать и обучаться, т.е. справляться с неизбежно возникающими трудностями. Литература:

1.ГАУДПО «Смоленский областной институт развития образования».

Готовность детей 6-7 лет к школе в свете требований ФГОС: диагностический инструментарий для педагога-психолога. Методическое пособие.Смоленск.2016

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути достижения целевых ориентиров согласно ФГОС ДО

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:·                   Инициативность и самостоятельно...

Выступление -презентация "Психологическая готовность детей к школе в рамках ФГОС"

Выступление -презентация раскрывает не только теоретическую  сущность психологической готовности детей к обучению в школе, но и даёт практические рекомендации по подготовке ребёнка к школьному об...

Психологическая готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО

Статья для конференции в контексте готовности к школьному обучению дошкольников...

Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация

Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО...

Доклад для выступления на педсовете по теме «Целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования»

Доклад для выступления на педсовете по теме «Целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования»...

Мастер-класс для педагогов «Целевые ориентиры из ФГОС направленные на развитие дошкольников на примере «Рисунок человека».

Согласно ориентирам ребенок склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности;    обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в к...