Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
статья на тему
Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада
Воспитатель: Палагина О.В. , МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» г. Тамбов.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и творчества. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности необходимо сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и показом. С помощью игр-занятий воспитатель имеет возможность не только передать определённые знания, сформировать представления, но и научить детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов. Дидактические игры целесообразно использовать при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаю задания в виде загадок, предложений, вопросов. Дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность основываю на осознанности этого процесса. Самостоятельную игровую деятельность необходимо осуществлять лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которые детям известны. Воспитателю необходимо заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях необходимо использовать те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в отведённые часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.
Дидактические игры, особенно в младшей возрастной группе, в своей практике, рассматриваю как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, развивают речь детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Дидактические задачи многих игр составляю так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. У дошкольников формирую нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, о культурно-гигиенических навыках, о любви к Родине, родному краю, уважения к людям труда. В ходе игр дети приобретают некоторые навыки труда. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. В ходе игр создаю: положительный эмоциональный подъём ,развивающий хорошее самочувствие у ребёнка; развиваю мелкую моторику рук у детей, укрепляю их коллективные эмоции, коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные, это позволяет воспитателю влиять на формирование характера ребёнка. В ходе игр необходимо формировать социальную активность дошкольников. Структура дидактической игры, её задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребёнок имеет возможность конструировать своё поведение и действия. Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приёмам обучения. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами, имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Все дидактические игры для дошкольников можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. В этих играх формирую такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры строю на словах и действиях играющих. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще используются для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игра становится дидактической в том случае, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия. Продуманное содержание дидактических игр, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
(В.Г.Белинский)
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада
Воспитатель: Палагина О.В. , МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» г. Тамбов.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и творчества. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности необходимо сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и показом. С помощью игр-занятий воспитатель имеет возможность не только передать определённые знания, сформировать представления, но и научить детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов. Дидактические игры целесообразно использовать при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаю задания в виде загадок, предложений, вопросов. Дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность основываю на осознанности этого процесса. Самостоятельную игровую деятельность необходимо осуществлять лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которые детям известны. Воспитателю необходимо заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях необходимо использовать те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в отведённые часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.
Дидактические игры, особенно в младшей возрастной группе, в своей практике, рассматриваю как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, развивают речь детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Дидактические задачи многих игр составляю так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. У дошкольников формирую нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, о культурно-гигиенических навыках, о любви к Родине, родному краю, уважения к людям труда. В ходе игр дети приобретают некоторые навыки труда. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. В ходе игр создаю: положительный эмоциональный подъём ,развивающий хорошее самочувствие у ребёнка; развиваю мелкую моторику рук у детей, укрепляю их коллективные эмоции, коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные, это позволяет воспитателю влиять на формирование характера ребёнка. В ходе игр необходимо формировать социальную активность дошкольников. Структура дидактической игры, её задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребёнок имеет возможность конструировать своё поведение и действия. Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приёмам обучения. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами, имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Все дидактические игры для дошкольников можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. В этих играх формирую такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры строю на словах и действиях играющих. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще используются для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игра становится дидактической в том случае, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия. Продуманное содержание дидактических игр, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
(В.Г.Белинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр....
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада в соответствии ФГОС ДОУ
Дидактическая игра...
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные ...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Как игровой метод обучения дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры....
Презентация "Дидактические игры в педагогическом процессе детского сада"
О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж. – Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику...
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада
Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Поэтому от современных дошкольников требуетс...
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Дидактическая играв педагогическом процессе детского сада(из опыта работы воспитателя младшей группы)...