Комплексная программа "Развивай-ка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Комплексная программа "Развивай-ка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma_razvivay-ka.docx | 375.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Рассмотрена на методическом совете протокол № ___ от_________________г. Принята на педагогическом совете протокол № ___ от _________________ г. . | Утверждаю Директор МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара _______________ Е.В.Жиганова «___» __________ 20 ___ г. |
Комплексная
дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Развивай-ка»
(Срок реализации - 1 год;
для детей 5-6 лет)
г. Арзамас
2019 г.
Содержание
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
4 | Содержание деятельности | 6 |
5 | Учебный план | 17 |
6 | Учебно-тематический план | 17 |
7 | Календарный учебный график | 20 |
8 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | 21 |
9 | Система оценки результатов освоения программы | 22 |
10 | Список литературы Лист корректировки Приложение | 25 26 27 |
1.Паспорт программы
Название программы | «Развивай-ка» |
Вид | Комплексная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа |
Курсы | «Умники и умницы» (1г.о.) «Говорим правильно» (1г.о.) |
Авторы | Кожанова Лопес Алла Александровна, педагог дополнительного образования Щекалёва Наталья Николаевна, учитель-логопед |
Цель | Создание условий для полноценного развития психических процессов и эмоционально-личностной сферы дошкольника. |
Срок реализации | 1 год |
Возраст детей | 5-6 лет |
2.Пояснительная записка
Программа развития психических процессов у дошкольников «Развивай-ка» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности, что в дальнейшем определяет личность человека, уровень его всестороннего развития и культуры. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Актуальность программы.
Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов и коммуникативных навыков. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в школе. Идёт активное развитие и становление речи. Развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Проблема подготовки детей к школе, по-прежнему, очень актуальна. С каждым годом усложняются требования обучения, программа обучения варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в развитии таких психических функций как внимание, мышление, память, воображение, речи.
Дошкольный период очень важен для развития человека. Этот возраст сенситивен для формирования у ребенка основ коммуникации и взаимоотношений с людьми. Только в общении с другими детьми ребенок учится налаживать и поддерживать контакт с людьми и одновременно отстаивать свои права.
Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Комплексная дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна программы. Комплексная дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка» представляет систему взаимосвязанных занятий, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе - развитие памяти, внимания , мышления, речи , мелкой моторики рук, способствует развитию навыков межличностного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, мотивационной готовности к школе.
Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа педагогически целесообразна, т.к. в процессе ее реализации у дошкольников формируется мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель программы: создание условий для развития интеллекта и правильной речи через организацию целостной системы работы с дошкольниками.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- Развитие мотивации к познанию, творческой и исследовательской деятельности;
- Активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
- Расширение словарного запаса;
-Совершенствование речевого аппарата детей, систематически включая в занятия артикуляционную гимнастику;
-Формирование связной речи.
2. Развивающие:
- Развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение;
- Развитие творческих и познавательных способностей;
-Развитие коммуникативных способностей, эмоционально-личностной сферы;
- Развитие самостоятельности;
-Развитие всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики;
- Развитие фонематического слуха;
3. Воспитательные:
- Обеспечение эмоционального благополучия;
- Развитие и формирование социального взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- Воспитание культуры речевого общения.
- Формирование умения работать в коллективе.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ. Программа является комплексной модифицированной и составлена с учетом специфики работы учреждения дополнительного образования, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и педагогического опыта.
Образовательная программа «Развивай-ка» отличается от других программ тем, что её основная задача-формирование потребности ребенка в познании, а развитие речи является основным фактором для этого.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы -5-6 лет.
Сроки реализации программы
Комплексная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развивай-ка» рассчитана на один год обучения в объёме 144 часов.
Обучение проводится 1 раз в неделю по 4 занятия. Продолжительность одного занятия - 25 минут. Между занятиями предусматриваются 5 минутные перерывы.
Формы обучения. Совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей. Занятия проводятся в группах по 15 человек.
3. Планируемые результаты освоения программы.
- Привитие позитивной установки на учение;
- Активизация и развитие психических процессов - развитие внимания, памяти, мышления, речи, творческого воображения;
- Развитие мелкой моторики, может контролировать движение пальцев рук;
- Развитие коммуникативных умений, эмоционально-личностной сферы и творческих способностей;
- Развитие речевого аппарата, активно использовать речь, для выражения своих мыслей, чувств, желаний;
- Освоение социальных норм поведения: следование инструкции, умение слушать и слышать.
- Развитие усидчивости, сосредоточенности, целеустремлённости, старательности
4.Содержание программы
Содержание программы включает в себя следующие курсы: «Умники и умницы», «Говорим правильно».
Курс «Умники и умницы»
Актуальность – развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь, а также развитие коммуникативных навыков имеет огромное значение как для личностного развития в целом, так и для успешной психологической готовности детей к обучению в школе, содействует их успешной адаптации к школьной жизни.
Программа ориентирована на создание благоприятных условий для всестороннего развития психических процессов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию коммуникативных навыков.
Курс рассчитан на 1 год обучения.
Цель | Задачи | Ожидаемые результаты |
Создание условий для активизации психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, творческое воображение) и развития коммуникативных навыков. | --активизировать мыслительную деятельности детей среднего дошкольного возраста; - обучить детей правилам поведения в различных социальных ситуациях; - обучить умению общаться и понимать собеседника; - развить память, внимание, мышление, восприятие, речь, творческое воображение; - развить мелкую моторику рук ; - развить усидчивость, сосредоточенность, целеустремлённость; -развить коммуникативные навыки; -развить эмоционально-волевую и личностную сферу; -- воспитать культуру речевого общения; -- сформировать умение работать в коллективе. - создать благоприятный психологический климат в коллективе детей; - сформировать нравственные качества личности ребёнка дошкольного возраста; - воспитать гуманное отношение детей друг к другу в общении. | По окончании 1 года обучения учащиеся должны уметь: -уметь общаться со сверстниками, - устанавливать простейшие причинно-следственные связи Должны быть: -сформированы на достаточном уровне произвольная память, внимание, мышление, речь. -развита мелкая моторика рук. -развита эмоционально-волевая сфера, способствующая общению ребенка со сверстниками и взрослыми. -усвоены правил адекватного взаимодействия с окружающими. -сформированы процессы саморегуляции и самоконтроля. |
Содержание курса «Умники и умницы»
Раздел 1. Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей.
Тема 1.Игры на знакомство.
Игры: «Назови свое имя», «Снежный ком», «Фотограф». Упражнения на снятие эмоционального напряжения: «Шалтай-Болтай», «Куклы» «Восковые свечки», «Буратино».
Тема 2.Умеем ли мы разговаривать.
Игры: «Хлопки», «Эстафета», «Назови ласково», «Море волнуется раз,…». Беседа о правилах общения (называть по имени, улыбаться, посмотреть в глаза, сказать комплимент). Этюд «Поздоровайся с другом». Этюд «Встреча» Игра «Скажи комплимент».
Тема 3.Мы общаемся без слов.
Игры: «Хлопки», «Эстафета». Беседа «Как можно общаться без слов», «Через стекло». Упражнение «Скульптор», «Зеркало».
Тема 4.Как можно здороваться.
Игры: «Паровозик», «Фотограф», «Колечко» «Пылесос и пылинки». Этюды: «Утро», «День», «Вечер». Упражнение «Приветствие».
Тема 5.Как надо прощаться.
Игры: «Хлопки», «Эстафета», «Дружная семья», «Факиры». Беседа «Как прощаются, какие слова произносят». Сценка «Прощание с другом».
Тема 6. Волшебные слова.
Этюд «Шалтай-Болтай». Игры: «Хлопки», «Любимый сказочный герой», «Подарок». Беседа «Слова благодарности». Этюд « Вежливость».
Тема 7.Какие мы все разные.
Игры: «Хлопки», «Ворона», «Снежинка». Этюд «Шалтай-Болтай». Упражнения: «Какой я», «Я не люблю», «Ветер дует на…», «Что я люблю», «Ручеек».
Тема 8.Когда мы ссоримся. Игры: «Хлопки», «Ванька-Встанька». Упражнения: «Кляксы», «Дракон кусает хвост», «Нет! Да!», «Комплимент», «Фея сна», проблемная ситуация. Беседа о том , как правильно выходить из конфликтной ситуации. Сценка «Ссоримся и миримся».
Тема 9.Мы - дружные ребята.
Игры: «Хлопки», «Ванька-Встанька», «Колечко», «Подарок на всех» (цветик - семицветик), «Нарисуй подарок соседу», «Игра в мяч», «Иголка и нитка», «Паровозик – Пантомимика». Беседа «Наши добрые дела».
Раздел 2. Игры и упражнения на развитие эмоционально - личностной сферы детей.
Тема 1.Наше настроение.
Игры: «Хлопки», «Два друга», «Угадай чувства», «Зеркало». Беседа «Когда у нас разное настроение». Этюды: «Два товарища», «Разные настроения». Задание «Нарисуй своё настроение». Беседа по рисункам.
Тема 2.Чего мы боимся.
Игры: «Колечко», «Бип», «Кораблик», «Неваляшка». Беседа «Кто чего боится». Рисунок «Кого или чего я боюсь», « Несуществующее животное». Беседа по рисункам. Этюд «Страх». Ауторелаксация «Сон на берегу моря».
Раздел 3. Игры и упражнения на развитие познавательной сферы.
Тема 1. Наше внимание.
Игры: «Колечко», «Слушай хлопки», «Насос и мяч», «Четыре стихии», «Карлики и Великаны», «Съедобное-несъедобное», «Летает – не летает», «Будь внимателен», «Слушай команду». Задание «Корректурная проба». Задания в тетрадях на печатной основе на развитие внимания.
Тема 2. Наша память.
Игры: «Хлопки», «Я положил в мешок», «Разведчики», «Жил был кот…», «Птица-рыба-зверь», «Передача воображаемого предмета», «Нарисуй, что запомнил», «Пляшущие человечки». Упражнение «10 слов». Задания в тетрадях на печатной основе на развитие памяти.
Тема 3. Наше мышление. Игры: «Верю-не-верю», «Назови одним словом», «Ассоциация», «Цветок, птица, животное», «Игра «Логические концовки».
Задание в тетрадях «Дорисуй фигуру», «Волшебники», «Группируем по признакам». Задания в тетрадях на печатной основе на развитие мышления.
Раздел 4. Промежуточная аттестация по итогам освоения курса.
Тема 1.Промежуточная аттестация по итогам освоения курса.
Выявление уровня ЗУН, полученных учащимися за весь период обучения (контрольное задание).
Курс « Говорим правильно»
Актуальность
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Поэтому проблема профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Групповая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность четко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Актуальность данного курса обусловлена его практической значимостью и востребованностью у родителей. Занятия помогут детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволят своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Артикуляционная гимнастика - она является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук:
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
3. Формирование правильного речевого дыхания:
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
4. Развитие фонематического слуха:
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
5.Развитие связной речи:
Кроме произносительной стороны речи у современных детей слабо развита связная речь. Курс также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения.
Курс рассчитан на 1 год обучения.
Цель | Задачи | Ожидаемые результаты |
Создание условий для овладение нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста. |
-учить произвольным, координированным движениям органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата; -обучать правильной и четкой артикуляции звуков; -обогатить словарный запас детей; -учить правильно употреблять лексико-грамматические категории; -учить правильному пересказу и составлению собственного рассказа. Развивающие: -развивать мелкую моторику; -развивать фонематический слух;представления и навыки; -развивать правильное речевое дыхание; -развивать просодическую сторону речи (работа с логическими паузами, ударением, мелодикой, темпом, ритмом, тембром); -развивать связную речь, ее выразительность; -развивать коммуникативные способностей у детей - развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитательные: -воспитывать звуковую и лексическую культуры речи ; -воспитывать старательность. | К концу обучения учащиеся должны: 1.Иметь развитые фонематический слух и речевое дыхание. 2.Четко,координированно работать артикуляционным аппаратом. 3. Достаточно отчетливо произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; 4. Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; 5. Правильно согласовывать слова в предложении; 6. Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.; 7. Составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта. |
Содержание курса «Говорим правильно»
Тема 1. Вводное занятие.
Введение в программу. Знакомство с группой, правилами по ТБ. Игры на сплочение коллектива.
Тема 2. Осень.
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»; «Окошко». Дыхательное упражнение «Кто дальше загонит мяч?»Игра «Тишина».Звуки и буквы А и У.Составление рассказа с опорой на картинку «Осень». Согласование числительных с существительными.
Тема 3. Деревья.
Артикуляционная гимнастика «Месим тесто», «Блинчик».Игра с мячом «Скажи наоборот» (большой-маленький, сильный-…, длинный-…). Д/И «С какого дерева лист, веточка?», Д/И «Много чего?».Игра «Узнай по звуку». Упр-е «Расскажи-ка» (Что происходит с листьями за год).Звук и буква И. Образование относительных прилагательных.Составление описательного рассказа о дереве.
Тема 4. Овощи.
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»; «Слоник». Пальчиковая игра «Черепаха».Игра "Я мячом круги катаю".Игра «Угадай, на чём играют?».Д/И «Собери корзину с овощами». Пересказ рассказа «Пластилиновая мышка». Звук и буква Ы. Гласные звуки А, У, И, Ы, О
Тема 5.Фрукты.
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»; «Слоник».Пальчиковые игры.Д/И «Собери корзину с овощами или фруктами».Речевая игра «Жадина». Существительные множественного числа в родительном падеже.Составление описательного рассказа о фруктах . Разучивание потешки«Водичка, водичка».Звук Э.БукваЭ.
Тема 6.Грибы.
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Чашечка».Пальчиковая гимнастика «Грибы». Отгадывание загадок по теме. Д/и «Чего не стало?», «Опиши, какой?» .
Игра «Удачливый грибник». Игра «Поймай звук» (из звукового ряда). Звуки М, Мь.Буква М.Пересказ рассказа «В гости к гному».Звук Н, Нь. Буква Н.Звуки Н-М.Образование притяжательных прилагательных. Игра «Чья это вещь?».
Тема 7.В мире животных. .
Артикуляционная гимнастика. Дидактическая игра: «Кто здесь живёт?».Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Скажи ласково». Речевая игра «Кто у кого?». Звуки П-Пь. Буква П. . Пересказ услышанного рассказа В.В.Бианки «Купание медвежат».
Тема 8. Одежда,обувь, головные уборы.
Артикуляционная гимнастика «Месим тесто», «Иголочка», «Как язычок гулял в лесу». Дыхательное упражнение «Фокус».Звуковая игра «Поймай звук?».Отгадывание загадок по теме. Речевая игра «Из чего какой?». Согласование существительных с количественными числительными. Звуки Б-Бь. Буква Б.Звуки П-Б. Пересказ рассказа «Ботинки».
Тема 9.Зима.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Вкусное варенье».Игра «Доскажи словечко».Пластические этюды «Зима».
Дыхательное упражнение «Вьюга».Игра «Скажи наоборот» Образование сложных прилагательных. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке по образцу.
Тема 10.Птицы зимой.
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки», «Лопата копает». Пальчиковая гимнастика «Пирог»;
Дыхательное упражнение «Паровозик свистит».Звукоподражание птицам (кто как поет?) Игра «Спой, как птичка». Речевая игра «Назови ласково» (на материале лексической темы) Речевая игра «Объясни слова Незнайке» - «красногрудый».Д/И «Чьи перья?» Звуки Д,Дь.Буква Д. Звуки Т,Ть . Буква Т.Звуки Т-Д. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка».
Тема 11.Новый год.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка» , «Грибок».Дыхательное упражнение «Гороховые гонки». Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку». Обыгрывание ситуации «Новый год». Пальчиковый театр «Теремок».Предлоги на, под
Пересказ рассказа «Ёлка».
Тема 12. Проверка ЗУН.
Повторение изученных ранее артикуляционных упражнений ,звуков и букв.
Тема 13.Человек.
Артикуляционная гимнастика «Холодный ветер», «Лопаточка». Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро –ладонь».Игра «Тихо-громко»..Игра «Скажи одним словом».
Речевая игра «Что чем делаем?».Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Звуки В-Вь.Буква В.Звуки Ф-В. Возвратные глаголы. Пересказ рассказа «Фантазёр».
Тема 14.Семья.
Артикуляционная гимнастика «Горка», «Мостик». Пальчиковая гимнастика «Моя семья».Д/И «Чей кубик поднимется выше?».Речевая игра «Какая у вас семья?». Игра «Объясни словечко» - «трудолюбивая».Игра: «Дочки-матери».
Игра «Где позвонили?». Звуки Г,Гь Буква Г.Образование сравнительной степени прилагательных. Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья».
Тема 15.Материалы и инструменты.
Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели». Упражнение "Выложи из палочек".Дыхат. упражнение «Вертушка». Игра «Правильно- неправильно».Составление простых предложений по демонстрации действий «Подбери действия». Игра «Один-много» .Звуки К,Кь.Буква К.Звуки К-Г.Существительные в форме творительного падежа. Пересказ рассказа «Гоша- озорник».
Тема 16.Домашние птицы.
Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед» ., «Иголочка». Отгадывание загадок по теме. Речевая игра «Кто кем был?» . Игра «Кто лишний и почему?».Игра «Где позвонили?» Пересказ рассказа «Что увидел кот».Звуки Х-Хь.Буква Х. Согласование числительных с существительными в родительном падеже.
Тема17.Посуда.
Артикуляционные упражнения «Холодный ветер», «Горка».Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса». Дыхат. упражнение «Насос». Игра «Что лишнее?».Д/ И «Какая у нас есть посуда?».Речевая игра «Где живут продукты?».Д/И «Веселый счет» .Звуки С и Сь.Буква С. Предлог из-под. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Тема 18.Защитники Отечества.
Артикуляционная гимнастика - чередование «Слоник- лягушка».Дыхат.упражнение «Мыльный пузырь».Игра «Слушай и выбирай». Составление простых предложений по демонстрации действий : игра «Что делают?». Игра «Кому это нужно для службы?».Звуки З и Зь.Буква З.Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе.Составление рассказа
« Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
Тема 19. Мебель.
Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок». Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».Дыхательное упражнен. « Кораблик». Игра «Испорченный телефон». Игра «Какая это мебель? Для чего?». Загадки по теме. Игра «Без чего не бывает?».Чистоговорки на заданный звук.Звуки С-З. Составление рассказа « Как изготавливают мебель» по опорным словам. Предлоги между, на, в, под
Тема 20. Наша страна.
Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом» «Лопаточка». Игры «Пальчиковые шаги» , «Строим дом».Дыхательная гимнастика «Бабочки».Игра «Где хлопнули?». Речевая игра «Здесь и там» .Речевая игра «Великан и гномик»
Чистоговорки (в соответствии с заданным звуком).Звук Ц.Буква Ц. Обсуждение художественного произведения А. Прокофьев «Родина».
Тема 21.Проверка ЗУН. Повторение изученных ранее артикуляционных упражнений ,звуков и букв.
Тема 22.Электроприборы. . Артикуляционные упражнения «Мост», «Киска сердится». Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне?» . Дых.упражнение «Катись карандаш».Игра «Инопланетянин».Речевая игра «Назови одним словом». Д/И «Для чего нужны эти предметы?» .Предлог через. Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского
« Стыдно перед соловушкой».Звук Ч.Буква Ч.
Тема 23.Транспорт.
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Вкусное варенье». Комплекс пальчиковых упражнений «Транспорт». Дыхательное упражнение «Змейка». Игра «Поймай слово»
Отгадывание загадок ; вспомнить и назвать виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный) . Речевая игра «Скажи наоборот». Звук Ш.Буква Ш.Словообразование.
Тема 24.Весна. Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Грибок», «Парус».Использование Су-Джок терапии.Пальчиковая игра "Черепаха". Дыхат. упражнения «Дует ветер».Игра « Одиннаковые или разные?». Речевая игра «Ответь правильно». Речевая игра «Скажи наоборот».Звук.Ж.Буква Ж. Работа с мнемотаблицей. «Заюшкина избушка».
Тема 25. 8 марта.
Артикуляционная гимнастика «Парус поднимается», «Грибок»."Игры с прищепками".Пальчиковая игра «Наши мамы». Дыхательное упражнение «Вертушка». Игра «Похлопаем».Речевая игра «Назови ласково».Д/И «Расскажи, какая твоя мама». Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму». Звуки Ж-Ш.Звуки Ш-Ж-С-З.
Тема 26.В мире сказок. . Артикуляционная гимнастика «Язычок идет гулять» , «Индюк». Дыхательные упражнения «Чья фигурка дальше улетит». Пальчиковая игра «Про курочку Рябу». Упражнение «Поймай звук» .Пальчиковый театр «Репка».Дидактическая игра «Угадай сказку» . Дидактическая игра «Салат из сказок».Звук Щ.Буква Щ.
Тема 27.Животные жарких стран. Артикуляционная гимнастика «Пароход» «Пароход гудит» «Зоопарк».Использование Су-Джок терапии: массаж пальцев кистей . Дыхательное упражнение «Весёлые шарики»
Игра «Что просит мышка?».Речевое упражнение «Подбирай и называй»
Отгадать загадки (на материале заданной темы). Пересказ рассказа «Как дуб свинью проучил». Образование притяжательных прилагательных. Звук Л. Буква Л.
Тема 28.Перелетные птицы. Артикуляционная гимнастика «Барабан», «Дятел».Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи».Дыхат.упражнение « Плыви , рыбка!». Игра «Звук заблудился». Речевая игра «Рассмотри и назови»(по лексической теме). Речевая игра «Чьи крылья?». Обсуждение литературных текстов А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенние воды».Звуки Л-Ль.Буква Л.
Тема 29. Профессии. Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Грибок», «Парус».Дыхательные упражнения «Новогодние трубочки — шутки».Физминутка "Мы работали, устали" Речевая игра с мячом «Кто чем занимается?»Д/И «Четвертый лишний»(по заданной теме)5. Игра «Кому, что нужно для работы?» Д/И «Веселый счет». Пересказ рассказа «Друзья птиц».
Образование существительных от глаголов. Звуки Р-Рь.Буква Р.
Тема 30. Школьные принадлежности. Пальчиковая гимнастика «В портфеле»
Дыхательная гимнастика «Свистки».Игра «Отстукивание слогов». Речевая игра «Сосчитай до 5». Игра «Подскажи словечко». Речевая игра «Четвертый лишний».Составление рассказа в будущем времени «Про лето и про меня».
Тема 31.Итоговая аттестация.
5.Учебный план
№ | Название курса | Количество часов в год |
1 | «Умники и умницы» | 72ч. |
2 | «Говорим правильно» | 72ч. |
ИТОГО: | 144 часа |
6.Учебно-тематический план
Курс «Познай себя»
№ п/п | Разделы и темы занятий | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей. | 20 | 9 | 11 |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 3 | 1 | 2 | |
| 2 | 1 | 1 | |
| 3 | 1 | 2 | |
2. | Игры и упражнения на развитие эмоционально-личностной сферы детей. | 18 | 4 | 14 |
| 10 | 2 | 8 | |
| 8 | 2 | 6 | |
3. | Игры и упражнения на развитие познавательной сферы | 33 | 11 | 22 |
| 11 | 4 | 7 | |
| 11 | 4 | 7 | |
| 11 | 3 | 8 | |
4. | Итоговая аттестация | 1 | 1 | |
Итого: | 72 | 24 | 48 |
Курс « Говорим правильно»
№п/п | Темы занятий | Всего часов | В том числе | |||
Теория | Практика | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Осень | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3. | Деревья | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Овощи | 3 | 1 | 2 | ||
5. | Фрукты | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6. | Грибы | 3 | 1 | 2 | ||
7. | В мире животных | 3 | 1 | 2 | ||
8. | Одежда,обувь, головные уборы | 3 | 1 | 2 | ||
9. | Зима | 3 | 1 | 2 | ||
10. | Птицы зимой | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
11. | Новый год | 3 | 1 | 2 | ||
12. | Проверка ЗУН | 1 | 1 | |||
13. | Человек | 3 | 1 | 2 | ||
14. | Семья | 3 | 1 | 2 | ||
15. | Материалы и инструменты | 3 | 1 | 2 | ||
16. | Домашние птицы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
17. | Посуда | 3 | 1 | 2 | ||
18. | Защитники Отечества | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
19. | Мебель | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
20. | Наша страна | 3 | 1 | 2 | ||
21. | Проверка ЗУН | 1 | 1 | |||
22. | Электроприборы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
23. | Транспорт | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
24. | Весна | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
25. | 8 Марта | 3 | 1 | 2 | ||
26. | В мире сказок | 3 | 1 | 2 | ||
27. | Животные жарких стран | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
28. | Перелетные птицы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
29. | Профессии | 3 | 1 | 2 | ||
30. | Школьные пренадлежности | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
31. | Итоговая аттестация | 1 | 1 | |||
Итого | 72 | 21,5 | 50,5 |
7.Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных недель/ часов | В том числе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | теория | практика | ||
1 год обучения | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 36/144 |
Условные обозначения:
Занятия по расписанию |
Каникулярный период |
Промежуточная аттестация |
Комплектование образовательного |
объединения
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Формы занятий
В процессе обучения чаще всего используется комбинированная форма занятий, состоящая из теоретической и практической части.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
Педагоги на занятиях используют следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный:
- объяснение;
- рассказ;
- беседа;
- инструктаж;
- показ образцов, рисунков.
На занятиях широко применяется репродуктивный метод обучения– выполнение заданий по образцу или по схеме, повтор, самостоятельная работа.
Активно используется частично-поисковый метод обучения:
- выполнение творческих заданий;
- варьирование и импровизация.
Дидактический материал
- Дидактические и настольные игры;
- Игры для развития познавательных процессов;
-Тематические карточки, плакаты и таблицы для занятий с дошкольниками;
- Пособия с пальчиковыми играми;
- Тетради на печатной основе;
- Набор игрушек.
Техническое оснащение
Оборудование: столы, стулья, доски.
Технические средства обучения: магнитофон, ноутбук, мульти - медиа-проектор.
Инструменты: ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, индивидуальные зеркала.
8. Оценочные материалы
Курс «Познай себя»
Система оценки результатов деятельности программы детьми, осуществляется через наблюдение, диагностическое исследование (тестирование, проективные методики).
Критерии оценки:
- Умение выполнить задание на внимание
- Умение запомнить слова и их воспроизвести
- Умение логически мыслить
- Умение взаимодействовать с окружающими, знание правил поведения в различных социальных ситуациях.
- Умение распознавать эмоции окружающих и ориентироваться в своих
Для выявления уровня ЗУН, проводится аттестация в форме тестовых заданий. Материал для проведения промежуточной аттестации состоит из 4 заданий:
- Методика «Найди и вычеркни»
1 балл - от 18 до 22 ошибок
2 балла - от 12 до 17 ошибок
3 балла - от 6 до 11 ошибок в задании
4 балла – допускается до 5 ошибок
5 баллов – выполнил верно все задания (нашел и вычеркнул все цветочки и грибочки)
2. Методика «Запомни и нарисуй 10 слов»
1 балл - из 10 слов нарисовано 1 слово
2 балла - из 10 слов нарисовано 2 слова
3 балла - из 10 слов нарисовано 3 слова
4 балла – из 10 слов нарисовано 4 слова
5 баллов – из 10 слов нарисовано 5-6 слов
3. Методика «Выбери нужную картинку»
1 балл - правильно выполнил 1задание
2 балла - правильно выполнил 2задания
3 балла - правильно выполнил 3задания
4 балла – правильно выполнил 4 задания
- баллов – правильно выполнил 5 заданий
4.Методика «Распознавание эмоций»
1 балл - из 8 заданий выполнено правильно 1
2 балла - из 8 заданий выполнено правильно 2-3
3 балла - из 8 заданий выполнено правильно 4-5
4 балла – из 8 заданий выполнено правильно 6-7
5 баллов – из 8 заданий выполнено правильно 8
Максимальное количество баллов за тест – 20 баллов. Каждый 1 балл =5%. Учащиеся, набравшие по итогам теста 71-100%, имеют высокий уровень ЗУН. Учащиеся, набравшие 41-70% имеют средний уровень ЗУН. Учащиеся, набравшие менее 40%, имеют низкий уровень ЗУН.
Курс «Говори правильно»
Система оценки результатов деятельности по программе детьми, осуществляется через диагностическое исследование.
Задания
Звуковая культура речи
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук рь (Тигр, корова, баран, жираф, черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко —шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» .
Словарь и грамматика
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
2. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный,
обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»
3. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
4. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
5. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
6. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята —много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
7. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
Связная речь
1. Предлагаем ребенку описать ежа (по картинке).
2.Предлагаем серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, нужно разложить их в последовательности и составить рассказ.
3. Предлагаем ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам).
- 3 балла - точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно ;
- 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечает по наводящим вопросам и уточнениям взрослого ;
- 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания .
В конце проверки производится подсчет баллов:
высокий уровень - большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла;
средний уровень – более половины ответов – 2 балла – это средний уровень;
низкий уровень -больше половины ответов 1 балл .
ЛИТЕРАТУРА
1.Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006..
2.Береславский Л. Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
3. Венгер А., Дъяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М. ,1999.
4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5.Волонина В. В. Занимательная математика С. Петербург, 1996.
6. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
7.Земцова О. Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
8. Земцова О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
9. Земцова О. Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
10. Земцова О. Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
11.Ковалев В. И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.
12.Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
13.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
14.Османова Г. А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику. - Спб.: КАРО, 2013.
15. Султанова М. Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
16.Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
17.Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
18.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Лист корректировки
Дата корректировки программы | Краткое описание | Где и когда была рассмотрена и принята переработанная программа | Подпись ответственных лиц (педагог, зам.директора) |
Август 2019г. | Программа разработана впервые | Рассмотрена на методическом совете (протокол № __ от _____) Принята на педагогическом совете (протокол № __ от _____) |
Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Курс «Познай себя»
1.Найди и вычеркни 3.Запомни и нарисуй 10 слов |
6. 7. 8. 4. Выбери нужную картинку
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка
проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...
Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.
Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...