«Это я – девочка, это я - мальчик» Конспект игрового занятия по социально-коммуникативному развитию детей во второй младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа)

Чаплина Татьяна Сергеевна

Цель: Формирование у ребенка представления о себе; осознание ребенком отношения к себе, своей внешности, своим особенностям и способностям, собственной неповторимости.

А также формирование представления детей о внешних особенностях строения тела девочек и мальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sotsial.docx64.44 КБ
Файл opyt_sotsial.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Это я – девочка, это я - мальчик»

Конспект игрового занятия по социально-коммуникативному развитию детей во второй младшей группе

Чаплина Татьяна Сергеевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 23»

Цель:  

     Формирование у ребенка представления о себе; осознание ребенком отношения к себе, своей внешности, своим особенностям и способностям, собственной неповторимости. А также формирование представления детей о внешних особенностях строения тела девочек и мальчиков.

Задачи:

Развивающие:

- развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения;

- развивать способности освоения разных форм взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении;

- развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении фигур, узнавать их цвета;

- развивать словарный запас, внимание и память;

- развивать позитивное самовосприятие.

Обучающие:

- формирование представлений о внешних особенностях строения тела девочки и мальчика;

- развивать способности рассматривать себя, друг друга; умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

- учить взаимодействовать на заданном пространстве.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к другим детям;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Методы работы:

     Словесные: сюрпризный момент, беседа, повествовательный рассказ, моделирование проблемной ситуации и выход из нее;

     Наглядные: показ иллюстративных плакатов, использование музыкальных произведений;

     Практические: упражнения и развивающие подвижные игры.

Предварительная работа:

     Изготовление общих совместных фото всех воспитанников группы. Фотографии сделаны в знаменательные события, праздники, во время спортивных и игровых мероприятий. Предусматривалось общее рассмотрение и обсуждение содержания этих снимков во время проведений занятий по социализации и индивидуализации детей данной группы.

Материал к занятию: 

     Кукла овечка, кукла щенок, два листа бумаги А3, цветные маркеры, бантик, картонные круги красного и синего цвета, аудиозапись веселой музыки.

Ход занятия:

     Воспитатель приглашает детей пройти в центр игровой комнаты и взяться за руки.

Воспитатель:

- Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

- Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Воспитатель  достает 2 игрушки.

Воспитатель:

- Мы все с вами знакомы и знаем, как друг друга зовут. Сегодня к нам в гости пришла овечка, зовут её Маруся. Она еще не с кем не знакома, но очень хочет найти новых друзей. Давайте по кругу передадим нашу игрушку и назовем ей свое имя. (Дети по кругу здороваются и называют свое имя.)

     Воспитатель предлагает поиграть в игру «Перебежки». Тех, кого назвали, перебегают (меняются местами).

     Игрушка «шепчет» воспитателю что-то на ухо.

Воспитатель:

- Ребята, Маруся говорит мне, что она сегодня не одна пришла к вам в гости. Вместе с ней ее друг щенок «Тузик». Но Маруся очень расстроена и просит у нас помощи. Щенок Тузик ее обидел и отнял ее любимую игрушку, нагрубил ей.

     Воспитатель советуется с детьми. Дети вместе с воспитателем обращают внимание на то, что это плохо.

Воспитатель: 

- «А как мальчики в нашей группе относятся к девочкам?»

Ответы детей (уступают место, помогают одеваться, делятся игрушками). Щенок просит прощения у Маруси и обещает вернуть игрушку.

     Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, на который висит большой лист бумаги и предлагает выполнить задание – нарисовать девочку Катю. Постепенно рисует голову, туловище, руки, ноги.

Воспитатель:

- Посмотрите, какая получилась Катя? (ответы детей)

- Что у Кати есть на голове? (волосы, бант)

- Какого цвета мы нарисуем ей глаза?

- Какую одежду носят девочки? Что мы нарисуем Кате? (Платье)

- Сколько рук надо нарисовать? (Две)

- У руки есть ладошки, а на ней 5 пальцев (рисуем пальцы)

- Еще у Кати есть две ноги.

- Что нарисуем на ногах? (Носочки, обувь)

- Вот какую красивую Катю мы нарисовали. Кто Катя? (девочка.) 

- У нее красивое платье, бантик.

Воспитатель прикрепляет рядом другой лист с нарисованным мальчиком.

Воспитатель:

- Смотрите, а это нарисован Вова.

- Вова кто? (Мальчик.) На нем длинные брючки, рубашка. У Вовы короткие волосы, бантики он не носит.

-А теперь ребята давайте поиграем с вами. Овечка Маруся принесла с собой разноцветные кружочки (синие и красные). Она растеряла их по нашей игровой комнате и никак сама не может их собрать. А щенок Тузик положил на два стола тарелочки – «домики», в которых живут наши кружочки. Синие кружочки живут на одном конце стола, а красные на другом. По команде 1,2,3…, девочки соберут все красные кружочки и отнесут в красный домик, а мальчики соберут синие кружочки и отнесут в синий домик. (Дети собирают фигуры под веселую музыку).

Воспитатель:

- Молодцы ребята, хорошо поиграли. Не толкались и не ругались, потому что мы дружим все вместе – девочки с мальчиками.

     Воспитатель берет в руки игрушки овечки и щенка, обращается к ним и к детям.

- Вот видите, дорогие наши гости, как дружно живут у нас девочки и мальчики! Мальчики не обижают, а наоборот, защищают девочек, делятся игрушками. Все ребята весело и дружно живут.

Воспитатель: 

- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? (Ответы детей)

- Кого мы сегодня с вами рисовали и рассматривали на листе бумаги? (Ответы детей)

-Давайте попрощаемся с овечкой и щенком.

Игрушки «прощаются» и уходят.



Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя по теме:

                    Социализация и индивидуализация развития детей 3-4 лет

   Чаплина Татьяна Сергеевна

Воспитатель

МБДОУ Детский сад № 23»

     Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.

     В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг его общения. Помимо мира взрослых, дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Важной задачей перед дошкольной образовательной организацией является создание условий для социально обусловленного процесса, направленного на межличностное и массовое общение посредством передачи и восприятия информации. Педагогам необходимо установить такое взаимодействие с дошкольниками и их сверстниками, в процессе которого он получит определенный социальный и личностный опыт, позволяющий адаптироваться к современным условиям, успешно выполнять деятельность в обществе, нести за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. В зависимости от того как сложится у ребенка первый опыт таких отношений, в первой в его жизни,  группе детского сада, - во многом зависит будущий путь его личностного и социального развития, а значит, и его судьба.

     Не секрет, что в наши дни, проблема нравственного и коммуникативного развития детей вызывает серьезные опасения. Родители современных детей часто сталкиваются с проблемами в сфере общения и недоразвитием нравственно-эмоциональной сферы детей.

Это происходит в связи с чрезмерной «технологизацией» нашей повседневной жизни. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь человеческое общение привносит в жизнь детей яркие краски и ощущения. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения построить диалог, чувствует себя уязвимым. Это несет негативные последствия, такие как снижение самооценки, замкнутость, формирование тревожности или, наоборот, к агрессивности поведения.

     Я работаю молодым воспитателем в группе детей младшего возраста. Моим воспитанникам от 3-х до 4-х лет. В этом возрасте ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль играет взаимодействие с взрослым, от которого малыш получает важную для него информацию и является носителем психологической защиты в новой социальной среде. Именно это и подтолкнуло меня в рамках основной образовательной программы «От рождения до школы»/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, вести кружковую деятельность по программе психолого-педагогической поддержки социализации развития детей 3-4 лет «Я открываю мир»/ Т.И. Спицина. Занятия я проводила в свободное от основной образовательной деятельности время.

     Основная цель моей деятельности - это создание условий для позитивной социализации воспитанников, раскрытие собственного потенциала детей, проявление их творческих способностей.

     Задачи:

1.Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.

2.Развивать способности освоения разных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении.

3.Создавать условия для проявления инициативы, интереса у детей к познанию мира и творчества.

4. Формировать у детей готовность к вхождению в социум.

     В работе своего кружка я применяла следующие методические приемы:

- Развивающие игры, (словесные, подвижные, имитационные).

- Психогимнастика.

- Изобразительная деятельность.

- Социально-поведенческий тренинг.

- Моделирование проблемных ситуаций и выхода из них.

- Сюрпризный момент.

- Беседы с детьми.

- Использование художественных, музыкальных произведений, сказочных сюжетов.

     Всю работу я разделила на три раздела:

  1. «Ты да я, да мы с тобой». Здесь я опиралась на выявление эмоциональной составляющей при взаимодействии со сверстниками и явлениями окружающего мира, формирование доброжелательности к самому себе, сверстникам и другим людям.
  2. «Я открываю мир». Раздел направлен на снятие эмоционального напряжения. Постаралась помочь понять взрослому эмоциональный мир ребенка, лучше понять, какие он испытывает переживания в различных ситуациях, что его беспокоит и что радует.
  3. «Моя семья». Помощь в развитие коммуникативных способностей, избавление от чувств одиночества. Работа по формированию внимательного и доброжелательного отношения друг к другу.

     Также проводилась организация совместной работы с родителями, которая включала в себя: анкетирование, консультации, дистанционный просмотр занятий кружка в социальной сети «WhatsApp», оформление папок передвижек и памяток. Привлекала родителей к выполнению рисунков в нетрадиционных техниках, которые они изготавливали дома, с последующей выставкой в группе. А также «on line» беседы о создании условий в семье, которые способствуют наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни. Наиболее активные родители были привлечены к деятельности по обновлению (постройки, поделки, демонстрационный материал, игры и др.) игровой предметно-пространственной среды, которая и так оснащена всеми средствами, которые обеспечивают возможность воспитателю эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

     Кружковая деятельность состояла из 15 игровых занятий, построены они в доступной и интересной для детей форме. Периодичность занятий: 1 раз в неделю в течение 4 месяцев. Продолжительность занятий составляла 15 мин. В занятиях принимали участие дети второй младшей группы с количественным составом 7-8 человек.

     Основное методическое обеспечение занятий включало в себя: аудиоматериалы; предметы оперирования, игрушки-персонажи; наглядно-дидактические пособия; материалы для сюжетно-ролевых игр и художественного творчества.

     В течение всей кружковой деятельности осуществлялась педагогическая диагностика, целью которой было определение динамики актуальных индивидуальных особенностей развития ребенка. Основными методами мониторинга выступали регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

     На конец года материал был освоен дошкольниками в основном на среднем и высоком уровнях.

     На протяжении всего учебного года велась работа по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; по развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками; развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; были освоены детьми навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; у детей сформированы элементарные представления о том что хорошо и что плохо, основы безопасного поведения в быту, в природе. Очевиден положительный результат проделанной работы, знания детей прочные. Дошкольники второй младшей группы способны применять их в повседневной деятельности.

     В следующем учебном году планирую продолжать уделять внимание коммуникативным навыкам детей, умению общаться между собой, уступать друг другу, соблюдать правила поведения в детском саду; повышать знания о безопасности на дороге, в быту, в природе. Проводить индивидуальные, коллективные беседы, рассматривать иллюстрации о правилах поведения, разбирать проблемные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ФЦКМ и развитию речи во второй младшей группе «Встречи на лесной тропинке»

Лексическая тема: Дикие животные Цель: создать социальную ситуацию развития для формирования представлений о диких животных....

Рабочая программа занятий по художественно - эстетическому развитию детей во второй младшей группе.

Рабочая программа была выполнена по программе " От рождения до школы"...

Конспект игрового занятия «Божья коровка» (с элементами арт-терапии) вторая младшая группа.

Занятие  проводится  для оказания  помощи детям  в период адаптации к условиям  дошкольного  образовательного учреждения....

Конспекты игровых занятий по лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)

Конспекты игровых занятийпо лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)детского сада по «Программе коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе ...

Конспект игрового занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе на тему: «Помоги Зайке стать здоровым».

Цель: формирование первичных навыков здорового образа жизниЗадачи: развивать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков; развивать мышление, память; формировать представление о ...

Конспекты игровых занятий по лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)

Конспекты игровых занятий по лепке на учебный год во второй младшей группе(3 -4 года)...

Конспект игрового занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе на тему: «Помоги Зайке стать здоровым».

Конспект игрового занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе на тему: «Помоги Зайке стать здоровым»....