Семинар-практикум «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»
методическая разработка

Киселева Елена Алексеевна

Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как

важнейшем условии эффективности образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»

Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как

важнейшем условии эффективности образовательного процесса.

Задачи:

1. Способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов.

2. Развивать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач.

3. Формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств в ситуациях педагогического общения, навыки совместной деятельности педагогов.

Ход семинара-практикума.

 1. Демонстрация мультфильма «Урок правильных коммуникаций» (3мин.) https://youtu.be/_8DR_0zLv8M  

Как вы думаете, о чем этот мультфильм?

Ответы педагогов.

Педагог-психолог: Большая часть рабочего дня каждого из нас протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации).

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о взаимоотношениях педагогов в педагогическом коллективе, тема нашего семинара так и звучит – «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом».

 К теме семинара я подобрала несколько высказываний об общении:

Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми

Теодор Рузвельт, американский политик

Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей

Ошо, индийский философ

Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса

 Джим Рон, американский оратор

Чтобы эффективно общаться, мы должны осознать, что все мы отличаемся друг от друга в том, как мы воспринимаем мир, и использовать это понимание в качестве руководства для нашего общения с другими людьми.

Энтони Роббинс, американский писатель

 

Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:

- «Доверительный стиль общения» (одно из его отличий – называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего);

- «Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе);

- Правило «Поднятой руки» - желающий высказаться поднимает руку, никто из участников не перебивает говорящего;

- Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди);

- «Без оценочного восприятия партнера» - не давать оценок другим участникам тренинга, если они об этом не просят;

- «Персонификация высказываний» (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»);

- «Искренность в общении» (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

- «Конфиденциальность» (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

- «Определение сильных сторон личности» (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

- Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно).

- Правило «стоп» (я не хочу о чём-то высказываться, я передаю слово другому).

Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.

Но сначала поприветствуем друг друга.

2.Упражнение «Радуга приветствий»

Каждый участник здоровается с коллективом разными словами или способами, которые еще не повторялись у участников. Группа отвечает хором, повторив его приветствие.

3. Знакомство с результатами диагностики.

Педагог-психолог: Диагностика была проведена 29.03.2022 года. Участников 12 человек. По результатам опросника Н.В. Клюева «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» можно сделать вывод о позитивных взаимоотношениях в нашем коллективе. Так,

33% педагогов чувствуют себя членом коллектива;

67% - участвуют в его делах.

68% удовлетворены отношением к ним товарищей по работе

25% - удовлетворены полностью

8% - недостаточно удовлетворены

- Если бы представилась возможность перейти в другой коллектив:

17% однозначно нет

58% скорее всего остались;

25% - однозначно перешли.

- Взаимоотношения в коллективе такие же, как в большинстве других садов:

92% считают, что такие же, как в большинстве других садов.

8% утверждают, что в коллективе взаимоотношения лучше, чем в других садах

- 17% педагогов полностью удовлетворены своими взаимоотношениями с администрацией,

50% педагогов удовлетворены своими взаимоотношениями с администрацией,

33% - недостаточно удовлетворены.

4. Упражнение «Ассоциации»

Гармоничные взаимоотношения в коллективе — одно из главных преимуществ любой рабочей среды. Это основа основ.

Подумайте и напишите по одной ассоциации, которая возникает у вас со словом «взаимоотношение». (Люди, дружба, помощь, взаимность, друзья, общение, понимание, взаимодействие, забота, доброта, симпатия, доверие, уважение, радость.)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.

Педагог-психолог: в основе взаимоотношений лежит общение. Сегодня мы попробуем понять ценность общения, постараемся раскрыть содержание

понятия «общение», познакомиться с его элементами и научиться

преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.

Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие

упражнение «Расшифруй слово».

5. Упражнение «Расшифруй слово»

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие

группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву.

По окончании работы педагоги обсуждают результаты исследования и

объясняют свой выбор.

Например,

О- объединение, открытость;

Б- близость, безопасность;

Щ- щедрость;

Е- единение, единомыслие;

Н- необходимость;

И- искренность, истина…

Е- единомыслие;

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие

совершаемое вместе, сообща.

Столько хороших, важных слов раскрывает нам понятие «общение». Так

почему же именно в общении возникают конфликты? Сегодня от части мы

постараемся ответить на этот вопрос.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное

разногласие, острый спор.

Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной

ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой –

плохие, приводящие к конфликтам.

Следующее упражнение «Ромашка чувств» поможет нам понять, почему так

происходит.

6. Упражнение «Ромашка чувств».

Педагогам предлагается произнести словосочетание «давай дружить», как

можно выразительнее, отразив его интонацией, написанной на лепестках

ромашки. Каждый участник по очереди выбирает понравившийся лепесток и

произносит нужное слово с выбранной им интонацией.

Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно и др.

Педагог-психолог: Что такое интонация?

Интонация – манера произношения, отражающая чувства или состояние

говорящего.

Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают педагоги).

Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы

произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения,

усталости….

Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с

какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Неслучайно об этом говорится

в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От одного слова – да

на век ссора» …

7. Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко.

Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке.

Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к

вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку?

Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и

соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

Психолог предлагает 5 способов выхода из конфликтных ситуаций 

конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение

внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов

партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим

интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая

груша»)

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну,

хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого

человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих

сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже

вкусные»)

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и

КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой

проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в

выигрыше.

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается?

По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать

некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с

самого начала, другие при желании могут им научиться.

8. Упражнение «Качества общения»

Я предлагаю каждому из Вас нарисовать следующую схему: в середине листа

нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности,

которые вам кажутся важными для работы и общения в педагогическом

коллективе. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы

не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с

вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже

неуместными (под фоновую музыку участники выполняют задание).

Обсуждение представленных схем строится вокруг двух

центральных вопросов: какими личностными проявлениями надо

пожертвовать во время работы? Какие свойства личности все же можно

интегрировать в профессиональную жизнь).

Вот те качества, которые помогут вам для эффективного общения:

• способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение,

уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки,

готовность их поддержать (доброжелательность);

• умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами,

воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);

• умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за

масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а

быть самим собой (аутентичность);

• умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках,

отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для

собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);

• способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со

стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому,

чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела,

требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);

• умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего

отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не

замалчивая (непосредственность);

• искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая

убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и

прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от

нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты,

выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам

человек, а не его тайны интересны людям (открытость);

• в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на

глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации,

выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность,

терпимость) и др.

9. Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.

Психолог уводит одного из участников и передает ему информацию,

полученную информацию он передает следующему коллеге и т.д. После чего

сравнивается текст изначальный с тем, что расскажет последний участник.

Текст:

Ольга Николаевна попросила Юлию Сергеевну, чтобы она передала Лидии

Александровне, чтобы материалы по новому проекту о благоустройстве

территории детского сада и отчет о проделанной работе были готовы к 13.00

последней пятницы декабря. Информацию необходимо сообщить Жанне

Николаевне по телефону до вечера 11 января.

10. Упражнение «Пойми меня» для пары участников

Цель: формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения, формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

- внести бревно и распилить его;

- внести ковер и повесить на стену;

- встреча на скамейке;

- утешение обиженного;

- встреча друзей после долгой разлуки.

11. Тест Ряховского

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека.

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов; "да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Опросник

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Классификатор теста 30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете, эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Ваш власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.                                                                                                                         3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Педагог-психолог: Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и

каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то

доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – все это очень

важно для коллектива.

Коллектив –это дружба,

Коллектив – это сила,

Коллектив – это кто-то всегда «заводила»

Коллектив – когда вместе всегда и везде.

Хоть на рифе, хоть в космосе, хоть на воде.

Завершение работы

Рефлексия того, что произошло на семинаре-практикуме.

- Что дала Вам работа на семинаре?

- Произошли ли у Вас какие-либо изменения?

         

Текст:

Ольга Николаевна попросила Юлию Сергеевну, чтобы она передала Лидии

Александровне, чтобы материалы по новому проекту о благоустройстве

территории детского сада и отчет о проделанной работе были готовы к 13.00

последней пятницы декабря. Информацию необходимо сообщить Жанне

Николаевне по телефону до вечера 11 января.

- внести бревно и распилить его;

- внести ковер и повесить на стену;

- встреча на скамейке;

- утешение обиженного;

- встреча друзей после долгой разлуки;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Семинар - практикум «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»

Цель данного материала: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.Задачи:1. способствовать развитию умений опре...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему "Методика решения педагогических ситуаций"

Участвуя в семинаре-практикуме, молодые педагоги учатся решать разные педагогические ситуации  с детьми, родителями, коллегами....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Семинар-практикум с педагогами "Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом. Восстановление чистоты каналов взаимоотношений"

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они е...