"Квест - игра с использованием лего - конструирования и робототехники как игровая технология для детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 города Кузнецка
«Квест-игра с использованием лего-конструирования
и робототехники как игровая технология
для детей старшего дошкольного возраста»
(сообщение из опыта работы)
Подготовила воспитатель:
Шерстнева Наталья Владимировна
Г. Кузнецк 2022
Слайд 2
Современный дошкольник, в большинстве случаев, видит, играет и получает уже готовые предметы: игры, игрушки, предметы быта и т. д. И многие из них даже не задумываются, из чего эти предметы сделаны, как и где их производят. В наше время взрослые делают детей «истинными потребителями», не предоставляя им возможности самим создавать вокруг себя свой мини-мир, чтобы ребенка окружали конкретно ему необходимые или им созданные вещи.
Слайд 3
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Боясь отстать от моды, или идя на поводу капризного ребенка родители покупают детям, не достигшим школьного возраста, «гаджеты» : игровые приставки, планшеты, телефоны и т. д. Сейчас почти у каждого дошкольника они есть, хотя еще несколько лет назад об этом можно было и не мечтать.
Слайд 4
Конечно, взрослых можно понять. Стрессы, усталость, проблемы на работе… Дома хочется отдохнуть, расслабиться, полежать в тишине или у телевизора, «полистать» новости в «Вконтакте». Люди разучились отдыхать в кругу семьи: играть вместе в настольные игры, что мастерить или строить, читать, беседовать о чем-либо, вместе гулять… Это плоды компьютеризации и стремительного прогресса. Взрослые отдают предпочтение интернету и телевидению, отодвинув общение друг с другом и с детьми. Конечно, это касается не всех семей. Однако дети большую части времени, находясь дома, предоставлены сами себе: в лучшем случае они рисуют или играют в игрушки, в худшем – сидят за «гаджетами».
Слайд 5
Исходя из вышесказанного, можно понять, почему современные дошкольники имеют слабо развитое воображение, логическое и творческое мышление, мелкую моторику; они не усидчивы и не внимательны. Детям не предоставляется возможность что-то творить, создавать, достигать каких-то своих целей опытническим путем, методом проб и ошибок.
Слайд 6
В своей педагогической деятельности стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: «реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности»…
Слайд 7
Как же сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?
Большим помощником в развитии дошкольника является лего конструирование и особенно робототехника. Сейчас на рынке представлено много видов конструкторов из различных материалов. Особенно детям, как девочкам, так и мальчикам, полюбился конструктор Lego. Они сами становятся творцами, сами создают поделки по своему представлению, замыслу. Игры с конструктором способствуют развитию мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости, внимательности, аккуратности, формированию умения доводить начатое дело до конца.
Но как сделать так, чтобы дети не просто собирали модели из лего конструктора, а могли действовать сообща, находить интересные конструкторские решения?
Слайд 8
В этом мне помогает использование квест-технологии.
Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
Слайд 9
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Слайд 10
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Слайд 11
Но для эффективной организации занятий по робототехнике, необходимо создать условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать и познавать через неё окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать деятельность детей (образовательную, индивидуальную, самостоятельную, проектную и др.), для стимулирования развития потенциального творчества и способности каждого ребенка.
Слайд 12
И в этом поможет квест–игра, которая имеет свою особенность: игра проводится на всей территории групповой комнаты, в каждом мини-центре выполняются задания под руководством педагога. Такое размещение допускает одновременную работу нескольких детских подгрупп, а также позволяет детям свободно передвигаться и сменять виды деятельности.
Слайд 13
Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подбираются таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
Такие занятия за счет игровой формы интересны ребенку, не вызывают у него скуки, поэтому работает он с удовольствием. Через игру ребенок учится мыслить, сосредотачиваться на решении поставленной задачи.
Робототехника активизирует его познавательную активность, повышает интерес к самому процессу обучения.
Слайд 14
Представляю вашему вниманию квест-игру «Путешествие в Лего – лэнд»
Цель: способствовать развитию творческого потенциала воспитанников посредством лего-конструирования.
Задачи:
- Сконструировать различные модели качелей, опираясь на схемы сборки.
- конструировать простой механизм «зубчатая передача движения» и использовать его в конструкции качелей.
- закрепить понятие «рычаг» при конструировании перекидных качелей.
- Формирование умений воспринимать и выделять из содержания загадки характерные признаки или явления, свойственные предмету.
- Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой.
- Развивать активный познавательный интерес, логическое мышление, творческие способности воспитанников;
- воспитывать навыки работы в команде, сотрудничество, сплочённость и взаимопомощь.
Слайд 15
Мотивационный этап – перед детьми была озвучена проблема. Лего человечек приглашает нас в гости и послал пригласительный билет. Но случилось так, что части пригласительного билета разлетелись по разным городам, и чтобы его собрать нужно выполнить задания. Цель данного этапа - настроить детей на активную работу, заинтересовать предстоящей деятельностью.
Содержательный этап – все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Передвижение по маршруту осуществлялось с помощью плана – схемы. На каждом этапе дети находили часть пригласительного билета, в результате которые сложили в единое целое. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялась их заинтересованность, организованность и внимательность.
Слайд 16
Практическая деятельность – включает в себя следующие задания:
1 задание «Сказка и лего – подсказка». Детям было предложено отгадать зашифрованные в картинках названия сказок. С помощью кубиков разного цвета и размера на иллюстрациях изображены известные сказки. Дети анализировали, делали выводы.
В процессе выполнения задания, ребята общались, что способствовало развитию коммуникативных навыков, так как детям необходимо было не только отгадать название сказки, но и объяснить, почему они так решили. Это задание способствует развитию образного мышления, воображения.
Слайд 17
2 задание «Сложи по схеме». Работа осуществлялась в командах. Каждой команде была предложена схема (цветок и дерево). Цель игры: развивать умение создавать образ предмета по схеме. Развивать внимание, мышление.
Данная игра способствует формированию пространственных представлений о расположении кирпичиков относительно друг друга, развитию мышления, мелкой моторики рук, внимания. В случае затруднения оказывала детям помощь.
Слайд 18
Пройти к следующему заданию, нужно было преодолев препятствие.
Слайд 19
3 задание «Башенки». Детям нужно было выложить необходимое количество кирпичиков лего, соотнеся количество с цифрой. В ходе выполнения задания проводила индивидуальную работу с детьми.
Слайд 20
4 задание - конструирование разных видов качелей. Работа проводилась в парах. У ребят было право выбора модели для конструирования. В процессе конструирования разных видов качелей, закрепляли название деталей лего конструктора.
Слайд 21
В процессе конструирования, дети учатся работать в паре, общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. При необходимости оказывала помощь.
Слайд 22
После выполнения заданий, дети собрали все части пригласительного и отправились в Лего- лэнд. Сконструированные модели качелей ребята разместили в парке.
Рефлексия: дети в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом:
Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что у тебя не получилось и почему?
Что показалось тебе трудным?
Что было самым интересным?
Слайд 23
Если вы хотите помочь детям сделать новые открытия в мире робототехники, получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест-игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Слайд 24
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
Интегрированное мероприятие с использованием квест-игровой технологии для детей старшего дошкольного возраста «Спешим на помощь инспектору ГИБДД».
Интегрированное мероприятие с детьми 6-7 лет с использованием квест-игровой технологии....
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»
Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...
Статья «Игры с конструктором «Лего» и их роль в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
ООД "Путешествие в сказочный лес" с применением игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста
Игровое занятие, в ходе которого дети помогают обитателям сказочного леса. злая Бастинда осушила в лесу все водоемы и прогнала облака и тучи. дети отправляются в сказку, чтобы избавить лес от злых чар...
Игровая технология «Обучение детей старшего дошкольного возраста пространственному моделированию в процессе игр и игровых упражнений».
Инновационная игровая технология, ссылка https://disk.yandex.ru/i/ymRve5g69Pj4kQ...
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования лего-конструирования для реализации проектной деятельности «Пожарная часть» для детей старшего дошкольного возраста, вы...