ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования лего-конструирования для реализации проектной деятельности «Пожарная часть» для детей старшего дошкольного возраста, выделены этапы реализации проектной деятельности, показаны методы и приёмы, которые можно использовать в процессе реализации данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Чопурова Амина Ашрафовна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад №70» г. Магнитогорска
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования лего-конструирования для реализации проектной деятельности «Пожарная часть» для детей старшего дошкольного возраста, выделены этапы реализации проектной деятельности, показаны методы и приёмы, которые можно использовать в процессе реализации данной темы.
Ключевые слова: лего-конструирование, проект, проектная деятельность, дошкольники, обучение, проект «Пожарная часть», критерии и показатели.
Актуальность использования лего-конструирования как средства развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста обусловлено реалиями настоящего времени. С целью повышения знаний об окружающем мире воспитателям детского сада приходится искать новые формы, которые будут способствовать развитию мотивации дошкольников к знаниям, любознательности; стремление использовать полученную информацию в практической деятельности [2].
Для реализации данной цели была выбрана тема «Пожарная часть», которая позволит расширить знания детей старшего дошкольного возраста о профессии «пожарный», научиться собирать из лего-конструктора пожарную машину, автоцистерны, пожарные автонасосные станции, автомобили первой помощи, подъёмники.
При выборе темы были учтены интерес детей к теме, сложность выполнения, возможность познакомить детей с большим количеством видов техники в рамках одной темы.
Педагогическая целесообразность заключается в необходимости раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщения к окружающему миру, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные конструкторские способности и техническое мышление, так и способности при участии в коллективной работе.
Раскрытие данной темы представлено в виде проектной деятельности, которая включает в себя четыре занятия: «Пожарная машина», «Автомобили первой помощи», «Пожарный вертолёт». Последнее занятие носит коллективный характер – дети самостоятельно выбирают, какую конструкцию машины им хочется сделать (автоцистерны, пожарные автонасосные станции, подъёмники).
Любая проектная деятельность начинается с предварительной работы. Для подготовки проекта «Пожарная часть» из лего-конструирования необходимо подобрать методическую и художественную литературу, подобрать дидактические игры и игровые ситуации, физкультминутки, составить конспекты для проведения занятий, подобрать схемы для правильного выполнения задания, подготовить презентации, загадки для детей по теме «Пожарная часть».
Приведём примеры дидактического материала и художественного слова, который будет включён в практическую деятельность.
Для создания заинтересованности к занятию на этапе мотивации к деятельности воспитатель может использовать следующие загадки [1]:
«В деревянном домике / Проживают гномики. // Уж такие добряки – / Раздают всем огоньки» (спички).
«Он поглощает всё вокруг, / Когда бушует, озверев // А дома он - хороший друг, / Даёт и свет, и обогрев» // (огонь)
Я мчусь с сиреной на пожар, / Везу я воду с пеной // Потушим вмиг огонь и жар / Мы быстро, словно стрелы // (пожарная машина)
Поддержанию интереса в процессе проведения занятия оказывают дидактические игры. Например: словесная дидактическая игра «Кто больше назовет профессий, которые помогают пожарным», «Четвёртый лишний» (указать машину или предмет, который не относится к пожарной части).
При знакомстве с новой темой нужно подготовить и провести презентацию «Пожарная часть», «Машины и оборудование, необходимое при тушении пожара»).
В качестве предварительной работы к теме дошкольникам можно прочитать произведения художественной литературы: Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб», Борис Житков «Пожар», С. Михалков «Дядя Стёпа», Г.Н. Цыферов «Жил на свете слонёнок» [4]. Данные произведения познакомят детей с особенностями профессии «пожарный», узнать, какую беду может принести неправильное обращение с огнём.
В ходе основного этапа с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется практическая деятельность – выполнение построек из конструктора Лего. В ходе данного этапа используется определенный алгоритм.
1. Знакомство с оборудованием. Детям предлагаются детали из лего-конструктора для будущей постройки.
2. Показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
3. Самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
4. Физкультминутка с лего-человечками, пальчиковая гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем вернуться к увлекательному конструированию.
5. Обыгрывание постройки – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности (подведение итога на основе результата) [3].
В процессе реализации данного этапа воспитатель координирует работу детей, помогает детям, у которых задание вызвало затруднение. Но при этом не нужно выполнять работу за ребёнка, а помочь ему с помощью наводящих вопросов выполнить задуманное.
В ходе заключительного этапа проводится анализ выполненных построек. При анализе необходимо придерживаться следующих критериев:
- аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
- технические умения и навыки;
- степень самостоятельности проделанной работы;
- целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом [5].
В ходе заключительного этапа важно, чтобы ребёнок мог рассказать про свою постройку, представить её группе. Здесь можно использовать такие творческие задания, как: «Оживи свою модель», «Придумай название своей постройке».
После реализации проекта «Пожарная часть» можно оформить фотовыставку дли родителей «Наши любимые постройки из конструктора: пожарная часть». Выставка детских рисунков на тему «Пожарная часть».
Реализация данного проекта направлено на получение конечного результата, в процессе которого старшие дошкольники овладеют следующими навыками:
- знать особенности профессии людей, работающих в пожарной части;
- иметь представление о работе пожарного;
- понимать общественную значимость труда пожарного, его необходимость.
В ходе работы по лего – конструированию ребенок должен знать:
- основные детали лего – конструктора (назначения, особенности);
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету) конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкций; конструировать по образцу.
Таким образом, лего-конструирование является одним из важнейших видов детской деятельности. Конструктивная деятельность важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы, способствует развитию знаний об окружающим мире, развитию речи.
Список литературы
- Иванова Н. В. Про всё на свете: Загадки для детей 5 лет. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 202 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М.: Владос, 2018. – 146 с.
- Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2015. - 80 с.
- Сборник художественной литературы на тему «Пожарная безопасность». [Электронный ресурс] – Режим доступа: ;ysclid=lu9z3zwkg2848489968
- Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2018. – 137 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Мастер-класс “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
обучить участников мастер-класса экспериментированию....
Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В.С.Мухина, Р....
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным...
STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...