Кружок «Занимательная сенсорика» Для детей 3-4 лет
материал (средняя группа)

Ладыженская Анастасия Николаевна

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБДОУ Наушкинский детский сад

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружок

«Занимательная сенсорика»

Для детей 3-4 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Ладыженская А.Н.

 

 

 

 

2020-2021г

Программа кружковой работы

«Занимательная сенсорика»

Для детей 3-4 лет

 

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

Цель кружковой работы:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года два раза в месяц в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.  План кружка рассчитан на год. Кол-во детей посещаемых кружок «Занимательная сенсорика» - 24 чел. Возраст детей: от 3 до 4 лет.

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • познавательный интерес к НОД кружка;
  • подготовка атрибутов для игр, НОД.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
  2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе

Заключительный этап:

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в средней группе на окончание учебного года 2020 -2021г.

2. Подведение итогов проекта (работы кружка).

3. Подготовка презентации по фотографиям.

  

 

Список использованной литературы:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного

возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

  1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.
  4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  6. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  7. Высокова, Т. ВСенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий / Т. В. Высокова. –Волгоград
  8. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.
  9. Кочетова, Н. Поиграем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

           11.Лыкова, И. А.Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное

                  развитие. И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006.– 19 с.

               12.Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому /

. Сост., вступ. статья М 14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М. Монтессори. – М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование кружковой работы

«Занимательная сенсорика» на (2020-2021г.)

 

 

          тема 

содержание

          срок

1

Д/и «Спрячь мышонка».

Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения  индикации цвета.

сентябрь

2

Д/и «Птичка в клетке

Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы.

сентябрь

3

«Разложи фигурки по домикам»

Цель: продолжить знакомство с геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

октябрь

4

Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель: формирование навыков работы с бросовым материалом, развивать фантазию ребенка. Закрепление знания цветовых оттенков.

октябрь

5

 «Окраска воды».

Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

ноябрь

6

Игра «Рисуем на крупе»

Цель: Развивать моторику рук детей, развивать фантазию ребенка.

ноябрь

7

«Украшение для ёлочки».

Цель: Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.

декабрь

8

«Новогодние елочки».

Цель: Формировать умение детей использовать мерки для определения параметров величины.

декабрь

9

«Найди пару»

Цель: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов

январь

10

«Украсим коврик»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

январь

11

Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».

Цель: Закреплять навыки  выделения  параметров величины предметов. Развитие мелкой моторики.

февраль

12

«Радуга».

Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой  цвет.

февраль

13

«Соберем фрукты»

Цель: Закреплять умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие.

март

14

«Платочек для мамы».

Цель: Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы.

март

15

«Разноцветные флажки».

Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы.

апрель

16

«Принеси и покажи».

Цель: продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства.

апрель

17

. «Найди свою полянку».

Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

май

18

Закрепление пройдённых тем

Цель: закрепление пройдённых тем. Дети совместно с педагогом создают рисунки.

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по дополнительному образованию «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет

Отчет по дополнительному образованию«Занимательная сенсорика»для детей 3-4 лет...

кружок мир сенсорики у детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе....

Кружок "Занимательная сенсорика"

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Кол-во детей, посещающих кружок «Занимательная сенсорика» - ...

Кружок "Занимательная сенсорика" для 2 младшей группы

Сенсорное развитие  предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Кружок "Занимательная сенсорика"

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....