Консультация для воспитателей "Влияние загадок, пословиц, поговорок на речевое развитие дошкольников".
консультация
Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР – детский сад № 4
Консультация для воспитателей
"Влияние загадок, пословиц, поговорок на речевое развитие дошкольников".
Составила: Иваненко А.А.
воспитатель
г. Зеленоградск
2021 год
Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать таким образом. Забавляя малышей потешками, загадками, поговорками, мы знакомим их с огромным и загадочным миром. Если говорливые ребята с любопытством обсуждают прочитанные им стишки, сказки, отгадывают загадки с возгласом: " Хотим еще! Давайте еще! Еще самую последнюю!", то ребята с речевыми нарушениями чаще замкнуты и молчаливы. Бедность речи (преобладание отдельных назывных слов - существительных, или действий, простой фразы, снижение мотивации в общении усугублены проблемами детей в произношении. Ребятишкам явно не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли, донести свое мнение до собеседника. Перед более сложными заданиями: объяснить переносное значение слова, сравнить два предмета, одинаковые по названию ,но разные по значению, образное или крылатое выражение и т. д. - дети пасуют, замыкаются в себе и ничего не могут сказать.
Помогут ребятам развить свою речь и благотворно повлияют на них простые поговорки, загадки, пословицы, только преподнести их надо по - другому. Эти народные самобытные творения развивают детское мышление, логику, обучают сознание и помогают советом. Опытный логопед включает народную мудрость, подавая ее в разнообразных формах, в каждое свое логопедическое занятие. Закрепить этот вид развития интеллекта и речи с детьми могут также воспитатели и родители. Детям предлагаются следующие задания: -"Кто быстрее отгадает?" (в виде соревнования 2 - х команд); -"Кто это? Что это в чудесном мешочке?"(описание предмета, не называя его); -"Запомни и повтори!" (заучивание загадок, потешек, поговорок, четверостиший юмористического характера); -"Что это значит, объясни!" (толкование метких выражений); -!Что изменилось?" (развитие внимания, логики, связной речи). Родителям обязательно надо интересоваться, о чем говорили их "сокровища"
на занятиях, какие выучили стихотворные тексты. Можно предложить детям выучить дома 3 - 4 загадки, а отгадки нарисовать в домашних тетрадках. Завтра и в другие дни дети с самого утра будут загадывать свои загадки и взрослым, и детям, и с огромным интересом будут рассматривать созданные ими отгадки. Так от простого к сложному можно прийти к еще более сложному, например:
-"Что лишнее? (опора на картинки);
-"Какая буква потерялась?"(развитие зрительной памяти, развитие речи);
-"Что съел буквоешка?" (упр. на угадывание деформированных букв); Как видим из выше описанного, от навыка сообразительности произошел переход к сосредоточенности и концентрации внимания уже в обучении грамоте. А если предложить будущим первоклассникам занимательные ребусы и кроссворды - ребята освоят и закрепят такой вид будущей учебной деятельности, как чтение. Элементы занимательности, неподдельного интереса к знаниям поднимают детей на новую ступень речевого развития - работу над образностью речи. Включая в занятия по развитию речи поговорки, пословицы, сравнения (слова со скрытым смыслом, поэтические сравнения и т. п., мы просим детей сразу после прочтения объяснить, что значит: "Царица как заря", "золотые серьги - золотые руки - золотое сердце", "красный сарафан - красно - солнышко - красна девица - весна - красна", "железный крюк - железная воля", "лисий воротник - лисий характер", обостряем детское внимание к поиску в тексте поэтических сравнений (". примолкли деревья", "кусты утонули в туманах", "Смотрю - уж вечер на носу" и т. п. Дети с удовольствием объясняют различные пословицы, поговорки, меткие народные выражения родителям, педагогам, своим друзьям. Интересно слушать и наблюдать, как они подыскивают нужные слова, вспоминают случаи из своей жизни, подходящие по своей сути к данным выражениям: "По секрету всему свету", "Негде яблоку упасть", "Что посеешь, то и пожнешь", "После драки кулаками не машут". Итак, подытоживая консультацию, мы проследили влияние и перспективное развитие речи детей, а значит и их мыслительной деятельности на таком речевом материале, как использование словесных народных прибауток, загадок, шуток, пословиц и поговорок - давнего меткого народного словотворчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности и эстетическое развитие ребенка.Ра...
Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...
Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ
Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....
Консультация для воспитателей «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников»
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Цель: р...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образо...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...