Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"
консультация по логопедии на тему
Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности и эстетическое развитие ребенка.Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. " Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. " - Максим Горький.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 177.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности и эстетическое развитие ребенка.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:
1.как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической),
2. восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.
Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Сказки.
«Колобок», обр. К. Ушинского;
«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
«Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Бу латова;
«Лиса и заяц», обр. В. Даля;
«У страха глаза велики»,
Произведения поэтов и писателей России .Поэзия
. К. Бальмонт. «Осень»;
А. Блок. «Зайчик»;
А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»);
А. Плещеев. «Осень наступила…», «Весна» (в сокр.);
А. Майков. «Колыбельная песня»,
«Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);
С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»;
С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»;
К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»;
С. Гродецкий. «Кто это?»;
В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»;
Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;
В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»;
К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»;
А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
С. Михалков. «Песенка друзей»;
Э. Мошковская. «Жадина»;
И. Токмакова. «Медведь».
Проза.
К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»;
Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»;
Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»;
Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
К. Чуковский. «Так и не так»;
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»);
Н. Носов «Ступеньки»;
Д. Хармс. «Храбрый еж»;
Л. Толстой. «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был 280 чиж…», «Пришла весна…»;
В. Бианки. «Купание медвежат»;
Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»;
С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);
В. Сутеев. «Три котенка»;
А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха"), Г. Циферов ("Сказки старинного города").
Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", Бр.Гримм "Бременские музыканты".
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Русский фольклор Песенки, потешки, заклички.
«Наш козел…»; «Зайчишка-трусишка…»; «Дон! Дон! Дон !..», «Гуси, вы гуси…»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка…», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день целый…», «Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко-ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…».
Сказки.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого;
«Жихарка», обр. И. Карнауховой;
«Лисичка-сестричка 281 и волк», обр. М. Булатова;
«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;
«Лиса и козел», обр. О. Капицы;
«Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира Песенки.
«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова;
«Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;
«Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Куз мина.
Сказки.
«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;
«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;
братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия.
И. Бунин. «Листопад» (отрывок);
А. Майков. «Осенние лис- тья по ветру кружат…»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из ро- мана «Евгений Онегин»);
А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
Я. Аким. «Первый снег»;
А. Барто. «Уехали»;
С. Дрожжин. «Улицей гуляет…» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аука- ет…»;
Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);
И. Суриков. «Зима»;
С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»;
С. Михалков. «Дядя Степа»;
Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.);
Ю. Мориц. «Песенка про сказку»;
«Дом гнома, гном — дома!»;
Э. Успенский. «Разгром»;
Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза.
В. Вересаев. «Братишка»;
А. Введенский. «О девочке Ма- ше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);
М. Зощенко. «Показательный ребенок»;
К. Ушинский. «Бодливая корова»;
С. Воронин. «Воинственный Жако»;
С. Георгиев. «Бабушкин садик»;
Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;
Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»;
Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки.
М. Горький. «Воробьишко»;
В. Осеева. «Волшеб- ная иголочка»;
Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;
К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;
Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;
В. Бианки. «Первая охота»;
Д. Самойлов. «У сло- ненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерег овец…», «Хотела галка пить…».
282 Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;
Ю. Ту вим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;
«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера;
Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;
С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;
Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной;
Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде;
Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Произведения для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой ца- ревне и о семи богатырях»);
З. Александрова. «Елочка»;
А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;
Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;
В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитате- ля);
Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
Именно в возрасте 5-6 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
Из поэтических произведений для детей 5-6 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений:
К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и
Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука").
Очень любимы детьми 5-6 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986)
"Бобик в гостях у Барбоса" (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника "Аленушкины сказки" в который вошли сказки многих детских писателей.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Русский фольклор Песенки.
«Как на тоненький ледок…»;
«Николенька-гусачок…»;
«Уж я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»;
«Ты мороз, мороз, мороз…»;
«По дубочку постучишь — прилетает синий чиж…»;
«Ранним-рано поутру…»;
«Грачи-киричи…»;
«Уж ты, пташечка, ты залетная…»;
«Ласточка- ласточка…»;
«Дождик, дождик, веселей…»;
«Божья коровка…».
Сказки.
«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
«Хаврошечка»,
обр. А. Н. Толстого;
«Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;
«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова;
«Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова;
«Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира Песенки.
«Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева;
«Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой;
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
283 Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек»,
сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России Поэзия.
И. Бунин. «Первый снег»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дыша- ло…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.);
А. К. Тол- стой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»;
М. Цветаева.
«У кроват- ки»; С. Маршак. «Пудель»;
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
И. Никитин. «Встреча зимы»;
А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»;
С. Черный. «Волк»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
М. Яснов. «Мирная считалка».
С. Городецкий. «Котенок»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»;
А. Барто. «Веревочка».
Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Литературные сказки.
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (гла- вы);
В. Бианки. «Сова»;
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
Н. Телешов. «Крупеничка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик».
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.
Литературные сказки.
Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги), пер. с финск. Э. Успенского;
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Произведения для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»;
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».
284 Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;
Э. Успенский. «Разгром».
Дополнительная литература
Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);
«Докучные сказки».
Зарубежные народные сказки.
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.
Проза.
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
Г. Снеги- рев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»;
Л. Пантелеев. «Буква „ы“»;
М. Москвина. «Кроха»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Поэзия.
Я. Аким. «Жадина»;
Ю. Мориц. «Домик с трубой»;
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…»;
Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа;
Б. Заходер. «Приятная встреча»;
С. Черный. «Волк»;
А. Плещеев. «Мой садик»;
С. Маршак. «Почта».
Литературные сказки.
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова;
Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи:
- воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе,
-способность чувствовать художественный образ;
- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи:
-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Русский фольклор Песенки.
«Лиса рожью шла…»;
«Чигарики-чок-чигарок…»;
«Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»;
«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».
Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля- да…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;
«Как пошла коляда…»;
«Как на масляной неделе…»;
«Тин-тин-ка…»;
«Масленица, Масленица!».
Прибаутки.
«Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»;
«Ты пирог съел?»;
«Где кисель — тут и сел»;
«Глупый Иван...»; «Сбил-сколо- тил — вот колесо».
Небылицы. «Богат Ермошка»,
«Вы послушайте, ребята»
. Сказки и былины.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
«Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
«Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
«Семь Симеонов — семь работ- ников», обр. И. Карнауховой;
«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. Фольклор народов мира Песенки.
«Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака;
«Мы пош- ли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой;
«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;
«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.
Сказки.
Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;
«Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия.
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег»;
М. Лер- монтов. «Горные вершины» (из Гете);
Ю. Владимиров. «Оркестр»;
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
С. Есенин. «Пороша»;
А. Пушкин. «Зима! Крес- тьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»),
«Птичка»; П. Соловьева.
«День и ночь»; Н. Рубцов.
«Про зайца»; Э. Успенский.
«Страшная история», «Память»; А. Блок.
«На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок);
Н. Заболоцкий. «На реке».
Проза.
А. Куприн. «Слон»;
М. Зощенко. «Великие путешественни- ки»;
К. Коровин.«Белка» (в сокр.);
С. Алексеев. «Первый ночной таран»;
Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);
Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;
Е. Носов. «Как ворона на крыше заблуди- лась»;
С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»;
К. Паус- товский. «Теплый хлеб»;
В. Даль. «Старик-годовик»;
П. Ершов. «Конек- Горбунок»;
К. Ушинский. «Слепая лошадь»;
К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.
Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был ста- ричок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий уте- нок», пер. с дат. А. Ганзен;
Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской. Произведения для заучивания наизусть
Я. Аким. «Апрель»;
П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;
Е. Благинина. «Шинель»;
Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
С. Есенин. «Береза»;
С. Маршак. «Тает месяц молодой...»;
Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
В. Орлов. «Ты лети к нам, скворуш- ка...»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»);
Н. Рубцов. «Про зайца»;
И. Суриков. «Зима»;
П. Соловьева. «Подснеж- ник»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).
Для чтения в лицах
К. Аксаков. «Лизочек»;
А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;
Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);
Л. Левин. «Сундук»;
С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Дополнительная литература
Сказки.
«Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева;
«Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.
Поэзия.
«Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка;
А. Блок.«На лугу»;
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин. «За вес- ной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»);
А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.);
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;
Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»;
В. Берестов. «Дракон»;
Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
И. Токмакова. «Мне грустно»;
Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.
Проза.
Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»;
А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
М. Пришвин. «Курица на столбах»;
Ю. Коваль. «Выстрел».
Литературные сказки.
А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы);
Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
Максим Горький
Используемая литература:
• ФГОС Н.Е Веракса,Т.С.Комарова,М.А.Васильева:Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
• М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
• А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»
• А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»
• С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»
• Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»
• Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
подготовила учитель-логопед ГБОУ Лицея №1560
Исхакова Г.Ж.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по тематическому контрою «Использование художественной литературы с целью всестороннего развития дошкольников»
Зачастую у старших воспитателей возникает проблема с написанием справок по итгам контроля. Предлагаю свою поощь...
Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы
Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспи...
Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы
Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города.Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании ...
Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...
Мордовский фольклор и художественная литература в познавательно-речевом развитии дошкольника
B настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот проце...
Мордовский фольклор и художественная литература в познавательно-речевом развитии дошкольника
B настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот проце...
"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....