Консультация для педагогов «Беседуем с детьми о войне?»
консультация
Тема войны очень глубокая и серьезная, особенно для детей дошкольного возраста. Ребенок еще не до конца осознает смысл этотго страшного слова. Нужно ли с ребенком беседовать на данную тему и почему?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_beseduem_s_detmi_o_voyne.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Беседуем с детьми о войне?»
Президент России Владимир Путин принял решение о специальной военной операции в Донбассе. Его решение и происходящее на Украине изменило жизни не только взрослых, но и детей. И если мы можем разобраться в происходящем и немного успокоиться, то дети остаются в незавидном положении. Они видят нашу тревогу и задают вопросы. Как объяснить маленькому ребенку, что такое военные действия? Почему по нашей улице ездят военные на больших страшных машинах? Как помочь испуганному ребенку?
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из–за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Поэтому следует уделить особое внимание эмоциональному восприятию детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Скрыть происходящее от ребенка у нас вряд ли получится. Дети все видят, слышат и чувствуют. Нет ничего хуже, чем какая-то тайна, недоговоренность. И если делать вид, что ничего не происходит, то это только добавит ребенку тревоги.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача взрослых – не напугать ребенка, а просветить.
Мышление дошкольников наглядно-образное, конкретное. Как донести правду о войне, что бы дети поняли? Не пытайтесь «вылить» на ребенка сразу всю возможную информацию: она должна быть строго дозированной в зависимости от его возраста и подготовленности. По мере взросления малыша вы сможете рассказать ему больше.
Делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Ребенку легче будет понять сверстника, он для них ближе. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами того же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Знание истории своей страны – основной этап развития личности каждого ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны: заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно, поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей. Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. Усилить впечатление помогут фотографии военных лет, известные репродукции.
Следует учитывать возрастные особенности детей. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о боевых наградах. Старшим дошкольникам рассказать о городах-героях, о Брестской крепости, первой принявшей на себя удар врага.
К трем годам ребенок уже понимает, кто такие друзья и враги, но в этом возрасте не стоит конкретизировать военные действия. В четыре года ребенок уже может понять, что враги захватили страну, но герои отстояли свои города, защитили свои семьи и победили. Пятилетнему ребенку нужно донести до сознания, что война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Следует познакомить детей с военной техникой.
В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней, рискуя собой, добивались победы. Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что Победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов Великой Отечественной войны. Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком, приводя примеры, показывая картинки. Чем младше ребенок, тем понятнее должна быть информация. Называйте вещи своими именами, в такой ситуации не стоит прибегать к красочным эпитетам.
Когда ребенок интересуется о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду. Следует помочь малышу справиться с тревогой, беспокойством. Говорите про тревоги и страхи, которые есть у детей. Неизвестность добавляет тревоги, но когда мы говорим о своих чувствах, проговариваем, то мы избавляемся от них, - говорит новосибирский клинический психолог, психоаналитик Дмитрий Клочков.
Мы обязаны воспитывать в наших детях сознательную любовь к Родине, гордость за её прошлое, уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Беседа с детьми по картине
Материал для родителей по художественно- эстетическому воспитанию...
Консультация для родителей "Беседа с детьми по картине"
Консультация для родителей по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" "Беседа с детьми по картине"...
Консультация для молодых педагогов: "Беседа с детьми: "Как выращивают хлеб"
Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.Задачи:• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.• Учить составлять рассказ по картинкам, ...
Консультация для родителей "Беседуйте с детьми о природе"
Консультация для родителей "Беседуйте с детьми о природе"...
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
Консультация для педагогов "Беседы о важном. О чем и как говорить с дошкольниками"
Содержание бесед – какие темы взятьСодержание «Бесед о важном» должно соответствовать направлениям воспитательной работы в детском саду. Согласно ФОП ДО теперь их...
Консультация для педагогов работающих с детьми старшего дошкольного возраста: «Работа педагога с гиперактивными детьми в детском саду»
Консультация для педагогов работающих с детьмистаршего дошкольного возраста: «Работа педагога с гиперактивными детьми в детском саду» В последнее время родители, воспитат...