Использование метода экспериментирования в условиях детского сада.
презентация
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_eksperimentirovaniya_v_usloviyah_detskogo_sada.docx | 18.15 КБ |
prezentacija_plli9.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода экспериментирования в условиях детского сада.
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.
Цели экспериментирования:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
1. максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
2. безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
3. показ только существенных сторон явления или процесса,
4. отчетливая видимость изучаемого явления,
5. возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Он выделяет два основных вида ориентировочно–исследовательской деятельности.
Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
Демонстрационные наблюдения и эксперименты.
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами.
К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести нижеследующие качества.
1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько, в процессе работы и при подведении итогов.
2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность рационально распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.
3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.
4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
7. Проще решаются вопросы гигиены.
8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе, представляющими для детей определенную опасность (ядовитые растения и грибы, огонь и др. наблюдений).
Слабые стороны демонстрационных наблюдений:
1. Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.
4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный (кожный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.
7. При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.
8. Восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других – низким.
9. Сведена до минимума инициатива детей.
10. Затруднена индивидуализация обучения.
Фронтальные наблюдения и эксперименты.
Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений. Они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:
- хорошо видеть мелкие детали;
- рассмотреть объект со всех сторон;
-использовать для обследования все анализаторы;
-реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
-познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;
-работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.
К сказанному можно добавить, что эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше, чем демонстрационных, процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место.
1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.
3. Труднее установить контакт с детьми.
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
5. Повышается риск ухудшения дисциплины.
6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.
При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях:
- если объекты существуют в одном экземпляре;
- если объект в принципе не может быть дан детям в руки (гора, Солнце, дерево);
- если объект представляет для детей определенную опасность (например, ядовитые растения и грибы, опасные животные);
- если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами (например, с 22 котятами);
- если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;
- если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.
Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". П. П. Блонский .
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования ), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок ( продуктивная форма экспериментирования ).
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. .
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов . Цели экспериментирования :
1.Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, 2.Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, 3. Показ только существенных сторон явления или процесса, 4. Отчетливая видимость изучаемого явления, 5. Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили. Два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.
«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Формирование элементарных математических представлений ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Наблюдение Музыкальное воспитание Развитие речи Изобразительная деятельность Чтение художественной литературы Физическое воспитание Труд
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Стимулирует развитие речи Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
«КЛАССИФИКАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ По характеру объектов используемых в эксперименте: Опыты с растениями Опыты с животными С объектами неживой природы Опыты, объектом которых является человек По месту проведения опытов : В групповой комнате На участке В лесу, в поле и т.д . По причине их проведения: Случайные Запланированные Поставленные в ответ на вопрос ребенка По количеству детей: Индивидуальные(1-4 реб .) Групповые(5-10 детей) Коллективные (вся группа) По характеру включения в педагогический процесс: Эпизодические( проводимые от случая к случаю) Систематические
По продолжительности : Кратковременные( от 5 до 15 мин.) Длительные ( свыше 15 мин.) По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: Однократные Многократные (или циклические) По месту в цикле: Первичные Повторные Заключительные Итоговые По характеру мыслительных операций: Констатирующие Сравнительные Обобщающие По характеру познавательной деятельности детей: Иллюстративные Поисковые Решение экспериментальных задач По способу применения : Демонстрационные Фронтальные
«ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами
«Плюсы» демонстрационных наблюдений : Является менее трудоемким Прост в методическом отношении Исключены ошибки при проведении опытов Проще следить за соблюдением дисциплины Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций Проще решаются вопросы гигиены «Минусы» демонстрационных наблюдений: Объект находится далеко от детей Объект виден под каким-то одним углом зрения Сведена до минимума личная инициатива детей Низкий эмоциональный уровень восприятия Затруднена индивидуализация обучения Пассивность детей Восприятие осуществляется в основном с помощью одного ( зрительного ) анализатора
«ФРОНТАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
«Плюсы» фронтальных наблюдений: Хорошо видны мелкие детали Возможность рассматривания со всех сторон Высокое эмоциональное состояние Включение всех анализаторов Процесс обучения индивидуализирован «Минусы» фронтальных наблюдений: Трудно найти много объектов Сложнее написать конспект Труднее установить контакт с детьми Несинхронность в работе детей Труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком Повышается риск правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций
Спасибо за внимание! Выполнила: Гагуа Н.А. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью. Так с введением ФГТ особое место отведено здоровью дошкольн...
Выступление из опыта работы по теме: "Использование метода экспериментирования в условиях дошкольной организации"
Выступление из опыта работы по теме: "Использование метода экспериментирования в условиях дошкольной организации"...
Использование метода проектирования в работе детского сада.
В своей работе я показала актуальность метода проектирования в настоящее время , и то как я использую этот метод в своей работе....
«Использование метода экспериментирования в условиях ДОУ»
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобрета...
"Использование метода экспериментирования в условиях детского сада"
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позв...
Презентация "Использование метода экспериментирования в условиях детского сада"
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, лю...
Консультация для педагогов «Использование метода интеллект-карты в детском саду»
В статье говорится о том, что такое интеллект-карта и как её можно использовать в ДОУ"...