Путешествие в страну музыки
план-конспект занятия (старшая группа)
Доминантное занятие по слушанию музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dominantnoe_zanyatie_po_slushaniyu_muzyki.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»
Конспект музыкального занятия
старшая группа
Дети заходят в зал под незнакомую волшебную музыку, останавливаются.
МУЗ. РУК: Ребята, вы слышали, какая волшебная и незнакомая музыка звучала. И занятие у нас будет не совсем обычное.
Слышен стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и приносит колокольчик с запиской.
МУЗ.РУК: Тамара Михайловна, что там такое?
ВОС-ЛЬ: Какая-то шкатулка, но здесь что-то написано (читает).
Дорогие друзья! С того самого дня, когда вы стали ходить на музыкальные занятия, я наблюдаю за вами. Мне нравится смотреть, с каким интересом вы занимаетесь музыкой. Очень хочу прийти к вам в гости, но не могу. Меня заколдовал злой волшебник, и освободить меня сможете только вы. Если вы успешно преодолеете все трудности, которые попадутся на вашем пути, мы обязательно встретимся с вами.
Фея Музыки
Как ребята, поможем Фее? Не испугаетесь трудностей? (Ответ).
МУЗ.РУК: Тогда в путь, до волшебной страны нам поможет добраться музыка. Слушайте и начинайте двигаться так, как она вам подскажет.
«СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК» Р. Шуман
Дети двигаются по кругу прямым галопом.
ГОЛОС ВОЛШЕБНИКА: (ветер) Да, смогли вы добраться до волшебной страны, не ожидал я, но впереди вас ждут еще трудности, если справитесь с ними, так и быть, отдам вам Фею Музыки.
МУЗ.РУК: Ребята, злой волшебник говорит о каких-то трудностях. Да где же они?
ВОС-ЛЬ: (показывает на конверт на ее стуле) А это что такое? (читает) «Музыкальная угадай-ка».(отдает муз.рук.)
МУЗ.РУК: (вытаскивает из конверта) Ребята, надо отгадать, что будет звучать песня, танец или марш.
На картоне ноты, м.р. играет, дети отгадывают, перевернуть ноты – там рисунок – отгадка.
Звучит фрагмент музыки.
«МАРШ» С.С.Прокофьев
МУЗ.РУК: Верно, это марш. Назовите фамилию композитора. (ответ) А почему марш, как вы догадались?
ДЕТИ: Музыка бодрая, энергичная, четкая, решительная. Под нее удобно шагать.
МУЗ.РУК: Молодцы, ребята. А сейчас можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся) Слушаем дальше (второй листок), что это песня, танец или марш.
Звучит фрагмент польки.
«ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛЬКА» С.В. Рахманинов
ДЕТИ: Танец, полька.
МУЗ.РУК: Да, правильно, это «Итальянская полька» С.В.Рахманинова. Расскажите о настроении, характере пьесы.
ДЕТИ: Игривая, отрывистая, весёлая, озорная, шутливая, скачущая.
МУЗ.РУК: Правильно, ребята.
ВОС-ЛЬ: Дети, посмотрите сколько бабочек прилетело, услышав эту музыку!(раздает с подноса бабочек)
Напомнить, что бабочки начинают летать только с началом каждой части, а на конец части садятся на цветок – ладошку. Дети слушают и выполняют.
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«БАБОЧКИ НА ЛУГУ»
МУЗ.РУК: Ребята, сколько раз взлетали бабочки?(3) А сколько раз садились?(3) Значит сколько частей в произведении?(3) Молодцы! Вот еще одно задание из конверта осталось. Слушаем внимательно, что сейчас прозвучит?
ПЕСНЯ «СНЕЖИНКИ» В. Шаинский
ДЕТИ: Песня, танец – вальс.
МУЗ.РУК: Правильно, ребята. Это песня, Но и те, кто сказал, что это вальс, тоже правы. Почему ты, …, решил, что это песня?
РЕБЁНОК: Потому, что Вы пели.
МУЗ.РУК: А почему ты, …, решила, что это вальс?
РЕБЁНОК: Потому, что музыка спокойная, мечтательная, плавная, под нее можно кружиться.
МУЗ.РУК: Ребята, давайте превратимся в снежинок и потанцуем под музыку вальса. Кто желает? (группа детей) Кто вам понравился? Почему? (движения были плавные, выразительные). Молодцы, ребята, с первыми трудностями вы справились.
Раздается барабанная дробь. Входит посол (ребенок).
ПОСОЛ: Я прибыл к вам от злого волшебника. Он очень злится, что вы преодолеваете все трудности (отдает флешку). Это следующее задание, не справитесь, не видать вам Феи Музыки (уходит).
МУЗ.РУК: (читает) Послушайте две знакомые пьесы. Скажите их название и фамилию композитора. Вспомните, какое настроение выражено в этих произведениях (исполняются пьесы, дети определяют характер)
ДЕТИ: «Утро» С.С.Прокофьева – спокойная, светлая, немного сонная…
«Зимнее утро» П.И.Чайковского – тревожная, хмурая, вьюжная…
МУЗ.РУК: Сейчас я прочитаю вам два стихотворения. Попробуйте сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным произведениям они близки. Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном Савичем Никитиным.
УТРО
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет – песню поет,
По плечу молодцу все тяжелое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
ДЕТИ: «Утро» С.С.Прокофьева.
МУЗ.РУК: Да, в музыке С.С.Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то темные, сумрачные, то светлые интонации (исполняется фрагмент) И стихотворение И.Никитина начинается со слов: «Звезды меркнут и гаснут…» Пьеса Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на русскую народную песню (исп-е 18-23т.). И в стихотворении И.Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.
В стихотворении С.Есенина изображена совсем другая картина природы. Какому муз. произведению она близка?
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
ДЕТИ: «Зимнему утру» П.И.Чайковского.
МУЗ.РУК: Да, в музыке П.И.Чайковского, как и в стихотворении С.Есенина, изображена метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (фрагмент), иногда жалобная (17 – 24 т). В такую погоду птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней.
Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, Но я думаю, что мы еще не все трудности преодолели.
Звенит бубенчик за дверью.
ВОС-ЛЬ: Посмотрите, вон на елочке висят бубенчики и звенят. Мы знаем их имена. Высокий бубенчик это…(показывает), средний это…, низкий это… (приносит).
МУЗ.РУК: Давайте споем нашу распевку.
РАСПЕВКА «БУБЕНЧИКИ»
МУЗ.РУК: А теперь я буду дирижером. Высоким бубенчиком будет…(имя ребенка), средним… и низким…(поиграть два раза)
Ребятки, палочку и бубенчики я вам подарю и вы сможете в группе самостоятельно поиграть.
ВОС-ЛЬ: Ребята, а что это за схемы развешены? Может быть они подскажут как из беды выручить Фею Музыки? (снимает схемы)
МУЗ.РУК: Давайте попробуем.
Разобрать схемы, к каким песням они подходят.
«Зимняя песенка» «Дед Мороз»
«Вокруг елочки»
МУЗ.РУК: Давайте споем последний куплет песни (поют), но будем петь весело, радостно, в настроении. А скажите, чем можно украсить песенку? (сыграть на инструментах).
ПЕСНЯ «ВОКРУГ ЕЛОЧКИ» муз. Михайленко
Одна группа поет, вторая играет.
МУЗ.РУК: Молодцы, ребята!
Звучит музыка «Феи Драже» П.И.Чайковского
ВОС-ЛЬ: Вы слышите, это Фея, она спешит к нам.
Входит Фея.
ФЕЯ: Здравствуйте, ребята.
ДЕТИ: Здравствуйте.
Фея дотрагивается ноткой до ребенка, здоровается пропевая, а ребенок отвечает.
ФЕЯ: Спасибо вам, дети, что освободили меня от чар злого волшебника. На радостях хочется потанцевать.
Музыка зовет вас всех
Веселиться и плясать.
Руку смело дали другу
Встали парами по кругу.
ПОЛЬКА «ДАВАЙТЕ ТАНЦЕВАТЬ» муз. Комарова
Фея хвалит детей.
ФЕЯ: У меня есть ключ, но открывает дверь в прекрасную страну Музыки. Ребята, вы знаете, что это за ключ? (скрипичный). Он непростой, волшебный, помогает детям лучше плясать, петь, слушать музыку и понимать ее. Хотите проверить? (Ответ) Поиграем в игру.
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ»
Дети стоят по кругу, звучит музыка, они передают ключ. Музыка обрывается и ребенок, у которого окажется ключ, должен слушать музыку, что она подскажет, то и выполнять внутри круга.
ФЕЯ: Как хорошо вы слушаете музыку, узнаете ее, молодцы! Чаще слушайте и вы станете лучше, добрее.
Пусть музыка все заполняет вокруг
Да здравствует музыка, добрый наш друг!
Я очень рада, что встретилась с вами, но вам пора возвращаться.
Возьмите мой волшебный скрипичный ключ, он доведет вас домой.
МУЗ.РУК: Давайте споем Фее прощальную песенку.(поют)
ФЕЯ: До свидания.
МУЗ.РУК: Ребята, и у нас закончилось занятие, до свидания.
Дети уходят в группу друг за другом, впереди несут скрипичный ключ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...
Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы.
Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы....
Конспект НОД область "Музыка" «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста
конспект НОД область "Музыка"...
Конспект открытого урока по музыке «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ». ЦЕЛЬ: Развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка посредством различных видов музыкальн...
Конспект занятия «Путешествие в страну музыки». Образовательная область: музыка Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество». Виды деятельности детей: творческая, коммуникативная, позн
Конспект занятия «Путешествие в страну музыки». Образовательная область: музыкаИнтеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Социализация&raq...
Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии «Путешествие в страну музыки»
Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии...