СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ по ФГОС
статья

Бикташева Динара Рифовна

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ­альной предметно-развивающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_predmetno_prostranstvennoy_sredy.docx39.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ по ФГОС

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой особенно успешно они произрастают»
Г. Нейгауз

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.

Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню).Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний, навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. А дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
Разнообразие оборудования.
Учет возрастных особенностей детей.
Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
Возможность переноса оборудования в другие места.
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

Классификация оборудования для музыкальных зон:

  • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
  • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
  • с одним фиксированным звуком (дудки);
  • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • музыкально-дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай, на чем играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» (лучше иметь два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет?») и др.;
  • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и др.;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезону);
  • ширма настольная;
  • перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр.;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • перчаточная игрушка (для ребенка) и пр.;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены па кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
  • металлофон;
  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик»» и др.;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей.
  • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит» и др.;
  • атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши»;
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону— листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
  • музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.;
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации теме «Времена года»;
  • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
  • альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.; музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;
  • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-
  • танцевальных импровизаций;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

3.Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4.Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • музыкально-дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай, на чем играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» (лучше иметь два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет?») и др.;
  • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и др.;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезону);
  • ширма настольная;
  • перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр.;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • перчаточная игрушка (для ребенка) и пр.;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены па кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
  • Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада)

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно к этому:

  • металлофон;
  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик»» и др.;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада)

Дополнительно к материалам средней труппы используется следующее:

  • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит» и др.;
  • атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши»;
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону— листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

  • музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.;
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации теме «Времена года»;
  • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
  • альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.; музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;
  • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.);
  • разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-
  • танцевальных импровизаций;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Литература:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2009. — № 3. — с. 78.

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. — 2009. — № 6. — с. 83.

4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79​


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС дошкольного образования. Создание развивающей предметной среды в дошкольной организации.

Создание развивающей предметной среды в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО....

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

Создание музыкальной ,предметно развивающей среды в группах детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20359776","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

ect;Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим муз...

"СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ"

Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности ...