Методическое объединение
презентация

Бартули Cветлана Сергеевна

Методическое объединение с педагогами дополнительного образования на тему: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: структура и оформление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programmy_struk-ra_i_oformlenie.pptx183.33 КБ
Файл dop.programmy.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ДОПОЛОНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА: СТРУКТУРА и ОФОРМЛЕНИЕ»

Слайд 2

Дополнительная программа н ормативно-управленческий документ учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. АВТОРСКАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ

Слайд 3

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ - титульный лист; -содержание; -пояснительную записку ( актуальность программы , отличительные особенности программы , адресат программы , объём и срок освоения программы , режим занятий, периодичность и продолжительность , форма обучения , особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.); - цель и задачи программы; -содержание программы ( учебно-тематический план; содержание учебно-тематического плана) -планируемые результаты; -календарный учебный график; - условия реализации программы; -формы аттестации/контроля; -оценочные материалы; - методическое материалы программы; список литературы

Слайд 4

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Слайд 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы туризма и краеведения» (далее Программа) имеет туристско-краеведческую направленность. Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».(с изм. и доп. от 30.09.2020 г.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. N 996-р) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Устав и локальные нормативные акты МБУДО «ДДТ им. Зотова В.А . - актуальность программы - отличительные особенности программы - адресат программы -объём и срок освоения программы -режим занятий, периодичность и продолжительность -форма обучения ( Программа предполагает форму по сетевому взаимодействию) -особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.); РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Слайд 6

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель программы – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. За дачи программы Личностные (воспитательные) воспитательные задачи , то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся . Метапредметные (развивающие) развивающие задачи , то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении ; Предметные (образовательные) обучающие задачи , то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

Слайд 7

Содержание программы - Учебно-тематический план - Содержание учебно-тематического плана Планируемые результаты Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе . Личностные результаты следует соотнести с воспитательными задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий. Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.

Слайд 8

Календарный учебный график УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ программы Формы аттестации / контроля Оценочные материалы Методические материалы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 9

Требования к оформлению: -текст должен быть набран в программе Wordfor Windows ; - формат А 4; - шрифт - Times New Roman; -размер 12; 14; -текст по ширине; -интервал 1.15, перенос автоматический; -поля: верхнее и нижнее по 1,5 см., левое- 2,5 см., правое-1.5 см.; -абзац - красная строка-1.25 см; -страницы пронумерованы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Зотова Виктора Андреевича»

Методическое объединение

Тема: Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в дополнительном образование: структура и оформление

Разработчик:

методист

 Бартули Светлана Сергеевна

        Осинниковский городской округ, 2022г.        

Содержание:

1. Дополнительная общеобразовательная программа: структура и оформление..3

2.Содержание программы………………………………………………………………...3

3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………………………………………………………………………………..4

4. Оформление программы……………………………………………………………...10

Дополнительная общеобразовательная программа:

структура и оформление

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) является одним из основных документов детского творческого объединения, так как в ней отражаются приоритетные концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы творческого объединения. 

Программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:  

  • обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете образовательного учреждения – анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол методического (педагогического) совета;  
  • утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.  

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования. 

Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-управленческий документ учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.

Авторская дополнительная общеразвивающая программа– документ, имеющий авторскую концепцию построения образовательного процесса и (или) содержания образовательной программы. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

Модифицированная общеразвивающая программа– программа, адаптированная под условия учреждения, скорректированная конкретным педагогом, содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, изменений в распределении часов, в отбор материала по темам.

Положение – локальный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, компетенцию, функции, права и обязанности организации, организацию деятельности структурных подразделений, коллегиальных органов;

Содержание программы

Целями и задачами Программ в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
Содержание Программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования;
- направленностям Программ;
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения; методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения.

Содержание должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога с семьей.

СТРУКТУРА ПРОГРАММ

Программа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

-содержание;

-пояснительную записку (актуальность программы, отличительные особенности программы, адресат программы, объём и срок освоения программы, режим занятий, периодичность и продолжительность, форма обучения, особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.);

- цель и задачи программы;

-содержание программы (учебно-тематический план; содержание учебно-тематического плана)

-планируемые результаты;

-календарный учебный график;

- условия реализации программы;

-формы аттестации/контроля;

-оценочные материалы;

- методическое материалы программы;

- список литературы.

Титульный лист включает: 

- наименование образовательного учреждения;

- указание где, когда и кем принята и утверждена Программа;

- название Программы;

- возраст детей, на которых рассчитана Программа;

-  срок реализации Программы;

- ФИО, должность разработчика Программы;

- название населенного пункта, в котором реализуется Программа;

-  год разработки Программы.

Пояснительная записка раскрывает:        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы туризма и краеведения» (далее Программа) имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
  2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».(с изм. и доп. от 30.09.2020 г.)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
  4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. N 996-р)
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Устав и локальные нормативные акты МБУДО «ДДТ им. Зотова В.А.

- актуальность программы (

- отличительные особенности программы

- адресат программы

-объём и срок освоения программы

 -режим занятий, периодичность и продолжительность

 -форма обучения

Возможные формы организации образовательного процесса:

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

индивидуально-групповая

ансамблевая, оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Программа предполагает форму по сетевому взаимодействию. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы 

-особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.);

Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель программы:  

Цель программы – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. 

Цель программы одна.

Цели могут быть направлены:

  • на развитие ребенка в целом;
  • на развитие определенных способностей ребенка;
  • на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
  • на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
  • на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
  • на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
  • на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Например:

Цель программы: формирование основ экологической культуры по средством …..

Цель программы: формирование у обучающихся интереса к техническому творчеству.

Цель программы: эстетическое воспитание юного поколения средствами вокального искусства.

Задачи программы:

Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Нужно сформулировать адекватное количество задач.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

  • -Личностные (воспитательные) воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

  • - Метапредметные (развивающие) развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

  • - Предметные (образовательные) обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:


Глагол

Существительные

способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т.д.

помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т.д.

Варианты формулировок задач.

(ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ПРИВЕДЕНЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПЛАВЛЕННОСТЕЙ)

Обучающие:

  1. Учить наблюдать за явлениями в жизни животных живого уголка, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы;
  2. формировать представления о природных сообществах, их функциях в природе;
  3. Способствовать овладению русской народной певческой манерой исполнения.
  4. Обучить навыкам танцевального мастерства.
  5. Научить правильному дыханию.

Развивающие:

  1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
  2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.
  3. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

Воспитательные:

  1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
  2. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

Содержание программы

Учебно-тематический план Программы включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.  Возможно изучение отдельных блоков, компонентов дистанционно на время болезни учащегося, карантина или по другим причинам.

Содержание Программы отражается в перечне учебного материала по каждой теме (теоретических и практических видов занятий). Указываются темы и количество часов на дистанционное обучение, если таковое имеется.

Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. …. (… ч.)

Тема 1.1. …. (Указать название темы)

Теория: (Указать краткое содержание)

Практика: (Перечислить практические формы работы по теме и названия)

Форма контроля: …

Тема 1.2. …

….

Раздел 2. …

…..

Планируемые результаты

1.4. Планируемые результаты

Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе.

Личностные результаты следует соотнести с воспитательными задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий.

Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.

По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:

-

Будет уметь:

-

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

-

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

-

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Количество учебных недель –

Количество учебных дней –

Продолжительность каникул –

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов –

Можно в виде таблички

Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

2. Информационное обеспечение:

3. Кадровое обеспечения:

 Формы аттестации / контроля

  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
  2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

вид контроля

входящий, текущий, тематический, рубежный, итоговый.

Контроль может проводиться в следующих формах:

собеседование;

зачет; зачетный лист;

вопросник по программе;

реферат; защита работы;

выполнение нормативов;

контрольное упражнение;

участие в конкурсах, выставках;

выступление на концертах, соревнованиях;

КВН, викторина, открытое занятие и др.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

! Перечислить без описания, согласно последовательности, представленной в УТП

Оценочные материалы

Отразить перечень диагностических методик.

Описание самих методик с указанием критериев и показателей представить в Приложении к программе.

Методические материалы

Перечислить методы обучения.

Указать формы организации учебного занятия.

Описать педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности.

Описать алгоритм учебного занятия.

Перечислить дидактические материалы.

Список литературы

Основная литература:

- для педагога:

- для родителей: (если дети дошкольного возраста)

- для учащихся:

Дополнительная учебная литература: (при необходимости)

Наглядные материалы:

Интернет-ресурсы:

Оформление программ

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо помнить, что Программа является локальным нормативным документом образовательной организации. Она должна быть изложена в научно-деловом стиле и выполнять действующие требования и рекомендации Министерства просвещения РФ и Департамента образования и науки города Москвы. Программа показывает уровень профессиональной подготовки её разработчика

Оформление программы должно соответствовать требованиям:

-текст должен быть набран в программе Wordfor Windows;

-формат А 4;

-шрифт - Times New Roman;

-размер 12; 14;

-текст по ширине;

-интервал 1.15, перенос автоматический;

-поля: верхнее и нижнее по 1,5 см., левое- 2,5 см., правое-1.5 см.;

-абзац - красная строка-1.25 см;

-страницы пронумерованы.

На основании Программы педагогом дополнительного образования разрабатывается индивидуальный учебно-тематический план, который является нормативным документом при организации образовательного процесса и ведения журнала учета рабочего времени педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...

заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.

1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...