Проект «Матрешка-русская народная игрушка»
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Вид проекта : познавательный, краткосрочный
Проект
«Матрешка-русская народная игрушка»
Подготовила:
воспитатель Мохова В.Н.
Коркино 2022
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Матрешка-русская народная игрушка» |
Вид проекта, сроки | краткосрочный, творческий, познавательный |
Основные исполнители Проекта | Дети 4-5-го года жизни, воспитатели, родители. |
Актуальность | Матрешка-красавица, с милым и задорным лицом – русская народная игрушка, которая покоряет сердца детей и взрослых со всего мира. И очень жаль, что не у каждого ребенка в нашей стране эта игрушка присутствует в жизни. В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа. На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Матрешка не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры. Матрешка – развивающая игрушка для детей. С ее помощью можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Она способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывает усидчивость. |
Цель Проекта | Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки-матрёшки. |
Задачи Проекта | Задачи Обучающие: • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности; • Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук; Развивающие: • Развивать воображение, художественный вкус и творческое мышление на примере матрешки; • Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, воображение;
Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к народной игрушке; воспитывать бережное отношение и заботу о ней; • Воспитывать любовь к традициям русской народной культуры;
Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми; • Привлечь родителей к участию в проекте через пополнение тематического уголка, чтение и разучивание стихотворений о матрешках, выполнении домашнего задания - изготовление поделки «Моя Матрешка» |
Ожидаемые результаты реализации Проекта | заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их познавательной активности. 2) дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук) 3) пробуждение интереса к русским промыслам 4) разучить простейшие элементы росписи 5) дать представление о цветовой гамме матрёшек 6) расширить и активизировать словарный запас слов 7) объединение детей, педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями. |
Обеспечение проекта: материально-техническое Учебно-методическое | Педагогическая, методическая, детская, художественная литература. Диагностический материал, дидактический материал. Материально-техническое : краски, акварель, гуашь, карандаши, пластилин. Познавательно-исследовательская деятельность (сравнения, рассматривания) Коммуникативная деятельность (Чтение стихов и загадок о кукле) Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Музыкально-художественная деятельность (слушание и разучивание песен) Игровая деятельность (сюжетно-режиссерские игры, пальчиковые, дидактические) Структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (образовательные области) Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Список литературы 1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М: Просвещение, 2002г. 2. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. - М.: Советский художник, 1980. 3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995. 4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» - М.: Просвещение, 2002. 5. О. Я. Воробьёва «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010. |
I этап – предварительный
Заинтересовать всех участников проекта важностью данной проблемы.
Подобрать методическую и художественную литературу.
Привлечь к сбору иллюстративного материала.
Подобрать материал для создания новых дидактических игр.
Подбор , мультфильмов по данной теме;
Разработка занятий, определение тематики бесед.
Подобрать материалы для фото-выставки и книжки малышки.
Составить перспективный план мероприятий работы с детьми и родителями средней группы
Обновление развивающей предметно-пространственной среды.
2 этап – основной:
1. Речевое развитие: Чтение и проведение бесед по сказкам «Сказка на ночь про матрешек», «В некотором царстве, деревянном государстве…», чтение и разучивание стихотворений, загадок о матрешках;
Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме проекта, рассматривание элементов росписи на фартуках и платочках;
Просмотр мультфильмов: «Жили-были матрешки…», музыкальный мультфильм «Матрешки»;
2. Познавательное развитие: проведение бесед: «В гости к нам пришла матрешка», «История создания народной игрушки-матрешки»;
3. Художественно-эстетическое развитие: Аппликация из пластилина «Матрешечка», аппликация из бумаги «Нарядный сарафан для Матрешки», рисование акварелью «Роспись матрешки», раскрашивание иллюстраций по теме проекта, конструирование из строительного материала «Домик для Матрешки»;
4. Физическое развитие: Физкультминутки, подвижные игры «Мы-матрешки…», «Матрешкина Карусель», «Матрешка в гостях у ребят»;
5. Социально-коммуникативное развитие:
кукольный театр «Курочка Ряба»; дидактические игры: «Разложи матрешек по порядку (по росту)», «Найди пару», «Доскажи словечко», «Наряди матрешку», «Соедини по точкам», «Сложи матрешку», «Найди свою половинку»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;
6. Работа с родителями: участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды и книжного уголка, изготовление буклета для родителей «Матрешка- детская развивающая игрушка», помощь родителей ребятам в изготовлении поделки «Моя Матрешка».
III- этап. Заключительный :
Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;
2. Выступления ребят по домашнему заданию - демонстрация поделки «Моя Матрешка».
Оценка результатов
В ходе реализации проекта «Матрешка- русская народная игрушка» были созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными игрушками. Была организована выставка совместного творчества детей и родителей. Дети и родители приняли активное участие в проекте : читали детям стихи о Матрешках, разучивали песенки, участвовали в изготовлении поделки «Моя Матрешка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Приложение к проекту "Матрешка- русская игрушка"
В приложении собраны конспекты занятий, пальчиковые игры, физминутки, художественные произведения, игры с матрешками, развлечение с матрешкой,конспект проведения мастер класса с родителями на тему "Уч...
Визитная карточка проекта "Матрешка- русский сувенир"
Презентация проекта "Матрешка - русский сувенир, ты покорила целый мир" для старшей группы в детском саду....
Проект "Матрешка - русская душа"
Викторина "Матрёшка - русская душа" является заключительным этапом проекта. Вопросы викторины позволяют закрепить знания детей о народной игрушке....
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...
"Народная игрушка". Знакомство с народной игрушкой - матрёшка (конспект).
Группа раннего возраста....
Проект "Матрешка - русская народная игрушка"
Проект для младшей группы....