«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
статья (подготовительная группа)

Дошкольное детство - время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (В. А. Сухомлинский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_anastasiya_1.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

Дети, рожденные в век информационных технологий, уже не знают, что такое «кубик-рубик», а такие всеми давно любимые «игрушка – свистулька», сделанная из глины или «тряпичная кукла» для них что-то из области фантастики, зато им отлично известны такие игры, как «Minecraft», «Brawl Stars» или «Roblox». Мы живем в огромных мегаполисах, «каменных джунглях», наша жизнь подчинена стремительному ритму времени. Люди хотят успеть объять «необъятное», совершенно забывая об истинной природе человека. А ведь чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, каждому человеку и каждому народу, надо знать себя, других людей, другие народы, понимать свое место в мире природы. И возможно поэтому самый благодарный и благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, просеянных сквозь сито веков.

Дошкольное детство - время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (В. А. Сухомлинский).

Что же мы, педагоги, можем сделать для того, чтобы воспитать дошкольников духовно богатыми, в то время, когда информационно-коммуникационная сеть и средства массовой информации зачастую несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Как мы, взрослые, можем уберечь наших детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Выход из данной ситуации мы увидели в возрождении и приобщении ребенка к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей его развития.

Опираясь на Закон РФ «Об образовании», который гласит о том, что уже в дошкольном возрасте необходимо формировать самосознание ребенка, как гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды, а также руководствуясь Указом президента РФ В.В. Путина «О проведении в РФ Года культурного наследия народов России» в 2022 году, в нашей группе был разработан и реализован в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников проект «Возвращение к истокам».

Ведущей идеей проекта стало воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей. Данный проект ориентирован на детей 6-7 лет и их родителей (законных представителей). Только на этапе разработки проекта, он привлек и заинтересовал 80 % взрослых.

Целью проекта являлось приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.

  • Формирование системы знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формирование устойчивого, познавательного интереса к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Воспитание желание возродить лучшие традиции русского народа – это задачи, которые были перед нами поставлены и успешно решены. благодаря включению в проект мероприятий, направленных на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Для родителей и совместно с родителями были оформлены фото - выставки, выставки народных игрушек, костюмов, старинной домашней утвари, родители с огромным желанием представляли свои мини - проекты, презентации по данной тематике. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих работ. В группе был создан мини- музей «От былинных богатырей до современных защитников Отечества», проведен мастер – класс для «Кукла-оберег». С неподдельным желанием дети играли в русские народные игры, разучивали стихи и песни тех времен. Восторг вызывали необычайной красоты национальные костюмы разных народов.

Прелесть данного проекта в том, что он позволил взрослым стать немного детьми, а детям увидеть своих родителей с новой стороны. Оказывается, папы и мамы бывают не только строгими, но и они могут «впасть в детство» и поиграть с теми игрушками, которыми в детстве играли их мамы и папы, бабушки и дедушки. Все участники проекта получили невероятный обмен энергией.

Для меня было важно, что данная деятельность не была задана мною заранее, в виде той или иной схемы, а строилась самими детьми и их родителями по мере поступления и получения информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  в дошкольном образовательном учреждении...