Практический тренинг «Научите родителей правильно играть с ребенком»
методическая разработка

Цель: оказать помощь родителям в обучении навыкам совместной игры с ребенком.

Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр; помочь осознать типичные ошибки, которые совершают взрослые во время игры с ребенком; развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого с ребенком в игре: внимательно наблюдать, слушать, взаимодействовать с позиции сотрудничества, поощрять, использовать описательные комментарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Практический тренинг

«Научите родителей правильно играть с ребенком»

Цель: оказать помощь родителям в обучении навыкам совместной игры с ребенком.

Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр; помочь осознать типичные ошибки, которые совершают взрослые во время игры с ребенком; развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого с ребенком в игре: внимательно наблюдать, слушать, взаимодействовать с позиции сотрудничества, поощрять, использовать описательные комментарии.

Материалы, оборудование: мультимедиа; лист бумаги (формат А3), маркер, песочница с игрушками, бумага и карандаши.

Ведущие: педагог-психолог, воспитатель.

Аудитория: родители воспитанников от 3 до 7 лет.

Продолжительность: 1,5 часа.

Правила поведения на тренинге:

– говорите только о том, что волнует вас именно сейчас;

– начинайте предложения от первого лица, например: «Я думаю, что…»;

– внимательно слушайте и не перебивайте тех, кто говорит в данный момент;

– не оценивайте личность другого участника

Ход мероприятия

1. Приветствие

        Родители садятся на стулья по кругу. У каждого участника — бейджик с именем. Предложите родителям по очереди представиться: назвать свое имя и чьим родителем является, например: «Я Светлана, мама Иванова Егора».

Далее расскажите о правилах поведения на тренинге.

Игра-разминка «Поменяйтесь местами»

Педагог-психолог: Наша встреча посвящена игре, и начнем мы ее с игры-разминки. Ваша задача — меняться местами по признаку, который я назову. Поменяйтесь местами родители сыновей; родители дочерей; те, кто в детстве любил играть в машинки; в куклы; в прятки; с кем играли его родители; кто любит играть до сих пор; кто хоть иногда играет со своими детьми; кто любит своих детей.

2. Беседа о важности игры

Покажите родителям видеоролик о том, как их дети играют в группе.

Обсуждение «В чем важность детской игры?»

Педагог-психолог: Дошкольный возраст называют возрастом игры. И это не случайно. Все то, чем занимаются маленькие дети, когда предоставлены сами себе, — это игра: насыпают песок в ведерко, бросают мяч, возятся с приятелем, готовят кукольный обед.

Когда-то детская игра считалась пустым времяпровождением. Сегодня мало кто отрицает ее важность. Давайте порассуждаем, в чем польза игры для детей.

(Родители высказываются по желанию, ассистент делает записи  под заголовком «В чем важность детской игры?».)

        Игра — средство самореализации и самовыражения. В игре ребенок может реализовать свои желания и интересы, построить свой мир, быть таким, каким хочется.

        Через игру ребенок повышает уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Она позволяет остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Например, ребенок ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре.

        Игра дарит ему радость и поддерживает здоровье.

        Ребенок избавляется от негативных эмоций через игру. Когда ребенок играет, он познает свойства предметов, закрепляет полученные знания о мире, тренирует отдельные практические навыки. Например, девочки тренируются быть хозяйкой, как мама, а мальчики — чинить мебель в квартире, как папа.

        В игре действие особое, ненастоящее, «понарошку», «как будто». Это действие в воображаемой ситуации. Поэтому в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

        Ребенок воспроизводит взаимоотношения взрослых и так осваивает правила поведения во взрослом мире. В совместной игре со сверстниками он учится учитывать мнение и действия другого, пояснять свои действия, договариваться, управлять собой, контролировать свои эмоции и сдерживать непосредственные желания.

3. Обсуждение «Польза совместной игры взрослого с ребенком»

Педагог-психолог: Как вы думаете, стоит ли включаться взрослому в игру ребенка или он должен играть самостоятельно? Какова польза от совместной игры взрослого с ребенком?

(Родители высказываются по желанию, ассистент добавляет новые пункты в список «В чем важность детской игры?»; если пункты повторяются, он обводит их номера.)

Педагог-психолог: Совместная игра помогает выстроить теплые отношения, укрепить привязанность между членами семьи и создать запас положительных эмоций и опыта, на который можно опереться в период конфликтов.

        Во время игры с ребенком родители могут поднять его самооценку и повысить уверенность в собственных силах; помочь приобрести навыки решения проблем, освоить новый опыт и развить воображение; развить словарный запас; научить передавать свои мысли, чувства и потребности.

        Совместная игра помогает ребенку действовать в обществе, учит играть по очереди, делиться и понимать чувства других. Если родители регулярно участвуют в игре, то ребенок проявляет креативность, уверенность в себе и имеет меньше поведенческих проблем.

        Насколько часто стоит участвовать в совместных играх со своими детьми, зависит от их индивидуальных особенностей и потребностей, возраста и жизненной ситуации. Если вы видите, что у ребенка явно выражены негативные проявления в поведении, эмоциональные или познавательные трудности, задержки развития, то совместная игра пойдет ему на пользу.

4. Разминка «Я играю со своим ребенком в…»

Родители встают в круг и по очереди бросают друг другу мяч, заканчивая предложение «Я играю со своим ребенком в…».

5. Мини-лекция «Виды игр»

Педагог-психолог: Все игры можно разделить на две группы: сюжетные (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетные игры: в дочки-матери, в войну, в школу. В них нет установленных правил либо правила возникают и изменяются в ходе игры. В сюжетной игре ребенок может превратиться в доктора или воина, разыграть воображаемое сражение или содержание сказки, стул может стать домом, а плюшевый мишка — лучшим другом.

Игры с правилами: дидактические и подвижные игры. Многие из вас играли в детстве в жмурки, догонялки, настольные игры и словесные: «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон». В таких играх есть правила, водящий и участники, есть соревновательный момент, стремление к победе.

Взрослые охотнее играют с детьми в игры с правилами. Эти игры им понятны и интересны, т. к. они присутствуют и в их жизни: лото, шахматы, футбол, компьютерные игры.

В сюжетные игры взрослые играют редко. Но именно они лучше развивают дошкольника. Сейчас я расскажу вам о том, как играть с ребенком в сюжетные игры и избегать при этом распространенных ловушек, в которые попадают взрослые.

6. Мини-лекция «Ловушки, в которые попадают взрослые во время игры с ребенком»

Подберите к каждой ошибке короткие видеосюжеты (1,5–2,5 минуты) либо ролевые игры, которые отображают ее содержание. После просмотра видеоролика предложите родителям высказать свое мнение об увиденном, назвать ошибку родителя и определить негативные последствия такого поведения. Ассистент записывает найденные ошибки в виде краткой фразы, как в названии пункта.

Ошибка № 1. Увлечен игрой, а не ребенком

Педагог-психолог: Родители так увлекаются игрой, что игнорируют детей или доминируют в действиях. Ребенок в таких случаях наблюдает, как играет взрослый. Участвуя в игре как зритель, ребенок теряет интерес к ней и перестает играть с родителями.

Совет: попытайтесь сосредоточиться на ребенке, представьте, что вы — внимательная публика, расслабьтесь и наблюдайте за тем, что он делает, с энтузиазмом хвалите его старания. Если вам действительно хочется построить свой волшебный замок из песка, вам ничто не помешает заняться этим, когда дети лягут спать.

Ошибка № 2. Берет лидерство в игре на себя

Педагог-психолог: Родители стараются специально организовывать игру ребенка, и выстраивают целую цепочку указаний: как правильно построить крепость, покормить куклу или нарисовать цветок. Им очень важен результат игры и ее «правильность».

Если ребенок снова и снова повторяет свои действия (что свойственно маленьким детям), взрослым это быстро надоедает, и они пытаются ускорить темп игры: предлагают новую идею или другой способ использования игрушки.

Совет: стремитесь следовать за ребенком, за его идеями и воображением, а не навязывать собственные представления. Не организуйте его деятельность, отдавая указания, и не пытайтесь всему научить.

Не торопите ребенка во время игры, заинтересованно наблюдайте, дайте возможность проявить воображение. Если вы просто сидите и смотрите, ребенок увлечен игрой и заинтересован ею. Ваше внимательное отношение учит его сосредоточиваться на одном занятии.

Подражайте действиям ребенка и играйте с ним так, как он просит. Такой подход способствует развитию способности играть и думать самостоятельно. Вы можете включиться в игру как равный партнер или принять на себя роль героя. И тогда можно что-то предложить, подкинуть какую-то идею. Используйте для этого фразы, которые начинаются со слов: «А давай…», «А давай как-будто…». Или же предложите идею развития сюжета от имени героя, например от зайчика: «Ох, у меня заболел живот от морковки!». Так вы предоставите ребенку выбор в игре.

Ошибка № 3. Критикует и исправляет игру ребенка

Педагог-психолог: Сколько раз вы ловили себя на реплике: «Нет, это сюда не подходит» или «Так делать неправильно!». Вместо того чтобы поощрять творческий процесс, взрослый показывает идеал игры.

Из-за критических замечаний и исправлений игра кажется ребенку слишком трудной. Он чувствует, что не оправдывает ожидания родителей, и у него развивается чувство беспомощности и некомпетентности. Такое поведение родителей заставляет ребенка отказаться от новых идей или экспериментов с игрушками: вдруг он что-то сделает неправильно.

Совет: не оценивайте, не поправляйте детей и не спорьте с ребенком во время игры. Поощряйте фантазии, идеи и творческие способности вашего ребенка. Не забывайте, что детская игра не должна быть правильной в вашем представлении. Поощряйте игры «понарошку», обсуждения воображаемых существ, разыгрывание сказок и воображаемых ситуаций.

Подумайте о том, как вы можете похвалить идеи, мысли и поведение ребенка, например его сосредоточенность, настойчивость, сотрудничество, попытки решить проблему, изобретательность и уверенность в себе. Например, вы можете сказать: «Ты придумал свою собственную игру. Как интересно!».

Ошибка № 4. Во всем помогает ребенку в его игре

Педагог-психолог: Иногда дети во время игр задают взрослому много вопросов, что и как делать: «А можно я вот этой машинкой поиграю?», «Куда теперь поставить кубик?», или просят о помощи: «Принеси мне воды!», «Открой баночку!».

Родители спешат на помощь и тогда, когда ребенок их об этом не просит. Представьте, что маленький мальчик старательно пытается закрыть коробку крышкой, но у него не получается. Его мама говорит: «Давай я сделаю».

Если родители оказывают чрезмерную помощь или выполняют действия за ребенка, это снижает его уверенность в собственных силах и чувство самоуважения, воспитывает зависимость от взрослых. У ребенка развивается манипуляторное поведение.

Совет: сдерживайте желание во всем помогать ребенку и принимать за него решения. Побуждайте его самостоятельно решать проблемы. На детские вопросы и просьбы о помощи сообщайте, что верите в него. Пример диалога, в котором взрослый забирает у ребенка самостоятельность в игре:

Ребенок: Можно мне поиграть с куклой?

Взрослый: Разумеется.

Правильные варианты ответов:

Ребенок: Можно мне поиграть с куклой?

Взрослый: Ты можешь сам это решить.

Ребенок: Пойди, принеси мне ножницы.

Взрослый: Если тебе нужны ножницы, можешь их взять.

Ребенок: Что ты хочешь, чтобы я нарисовал?

Взрослый: Ты можешь сам решить, что будет на твоем рисунке.

Окажите необходимую поддержку, похвалите и подбодрите ребенка, чтобы у него не пропало желание играть.

Если ребенок не имеет какого-то опыта, можно предоставить ему выбор.

Например: — Я не знаю, как сделать дом, — говорит ребенок. — Ты можешь выбрать, из чего строить: кирпичики, коробки, стул или что-то другое, что ты считаешь нужным.

Помогите, но не берите все на себя, поощряйте самостоятельность в решении проблем. Когда вы видите реальные затруднения ребенка в чем-либо, вы можете предложить ему сделать что-то вместе, но не делайте это за него.

Например, вашему ребенку трудно завинтить винты гаечным ключом, уточните, каким способом ему можно помочь, или скажите: «А что если я подержу вот здесь, пока ты завинчиваешь?». Таким образом, ребенок ощутит удовлетворение.

Ошибка № 5. Задает во время игры много вопросов

Пригласите двоих добровольцев и предложите поиграть в песочнице, которая установлена на столе. В песочнице лежат кубики и фигурки животных. Во время игры ассистент в роли родителя все время задает играющим вопросы. После игры предложите участникам игры поделиться своими чувствами. Обсудите ситуацию со всеми участниками.

Педагог-психолог: Иногда во время игры родители задают детям много вопросов: «Это что за зверь?», «Сколько у него пятен?», «Какой он формы?», «Куда он идет?», «Что ты строишь?». Так они хотят помочь своему ребенку узнать что-то новое или развить слишком однообразный сюжет игры: «А теперь что ты будешь делать?», «Куда сейчас поедет машина?».

Вопросы превращаются в своеобразные указания и воспринимаются детьми как вмешательство в игру. Поэтому ребенок занимает оборонительную позицию и замолкает.

Совет: сосредоточьтесь на действиях ребенка, покажите, что заинтересованы в его игре. Если вы все-таки задаете вопросы, обязательно ограничьте их количество. Положительно реагируйте на его ответ своим интересом и ободрением. Например:

Взрослый: Что это за зверь?

Ребенок: Это жираф.

Взрослый: А, жираф. Ты и вправду разбираешься в животных!

Положительная реакция поощряет стремление отвечать на вопросы и обогащает ответ дополнительной информацией.

Проявить интерес к игре ребенка просто — сопровождайте его действия комментариями. Например, вы можете сказать: «У тебя жираф такого замечательного красного цвета» или «Ты ставишь машину в гараж. Теперь заливаешь бензин» и т. д.

Описательное комментирование — «освещение» текущей деятельности ребенка, которое часто напоминает спортивный комментарий футбольного матча.

7. Мини-лекция «Задачи, которые решаются через описательное комментирование»

Педагог-психолог: Комментируя детскую игру, называйте признаки предметов, с которыми играет ребенок: цвет, форму, количество, размеры (длинный, короткий, высокий, меньше, чем…), расположение (вверху, внизу, рядом, позади, близко), действия с предметами (летает, ползает, сохнет, растет).

В комментариях поощряйте и закрепляйте позитивное детское поведение: умение думать, внимательно слушать, самостоятельно работать, настойчиво пытаться справиться с трудным делом и выполнять указания.

Если у ребенка есть братья и сестры или друзья, которые пришли поиграть, воспользуйтесь этой возможностью и потренируйте его социальные навыки. В этом случае описывайте их социальное поведение: ждет своей очереди, умеет делиться игрушками, помогает другому, благодарит, просит разрешения взять чужую игрушку, делает различные предложения.

Научите ребенка правильно выражать чувства, делитесь с ним своими эмоциями. Замечайте и комментируйте детские чувства во время игры: когда ребенок выглядит спокойным, довольным, любопытным, взволнованным, уверенным в себе, гордым, отчаявшимся или напряженным.

8. Тренировка умения комментировать игру ребенка

Зачитайте участникам краткое описание фрагментов игры. Родители объединяются в подгруппы и сочиняют комментарий либо выбирают наиболее правильный вариант из нескольких предложенных. Далее они разбирают ответы с ориентировкой на плакат «В чем важность детской игры?». Например:

Ребенок: Я буду рисовать картинку специально для тебя. Что ты хочешь, чтобы я нарисовала?

Взрослый: Это картинка специально для меня. Ты можешь выбрать и нарисовать то, что захочешь. (Вместо: Мне нравятся цветы, нарисуй их мне.)

Ребенок (делает постройку из деревянного конструктора. То, что он строит, все время разваливается. Он злится): Ну вот! Опять все развалилось! Это какие-то неправильные кубики!

Взрослый: Да, постройка никак не получается устойчивой, и ты очень сердишься из-за этого. (Вместо: Не переживай, это такая ерунда! Давай,  я тебе помогу, и все получится!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический тренинг с родителями. Фантазии из муки, воды и соли.

Соленое тесто - один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете ...

Фантазии из муки, соли и воды. Практический тренинг для родителей в работе с соленным тестом.

Соленое тесто- один из наиболее доступных для творчества материалов. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете е...

Практический тренинг для родителей "Развиваемся играя"

Методическая разработка практический тренинг для родителей "Развиваемся играя" помогает обучить навыкам совместной игры с ребёнком....

Игровой тренинг с родителями "Вместе играем-речь ребенка развиваем"

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильнойречи, каки все...

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Игровой тренинг с родителями "Вместе играем - речь ребенка развиваем"

Игровой тренинг с родителями «Вместе играем - речь ребенка развиваем"...