Практический тренинг для родителей "Развиваемся играя"
методическая разработка

Методическая разработка практический тренинг для родителей "Развиваемся играя" помогает обучить навыкам совместной игры с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практичесий тренинг21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное объединение

детский сад №2 «Карамелька» ГОЩ

Практический тренинг для родителей

«Развиваемся играя»

                                                                                        Подготовила: воспитатель/педагог - психолог                 

Бардина Татьяна Витальевна

г.Щёлково, 2020г.

Практический тренинг для родителей

«Развиваемся играя»

Цель: обучить навыкам совместной игры с ребенком.

Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр и современных игрушках; помочь осознать типичные ошибки, которые совершают взрослые во время игры с ребенком; развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого с ребенком в игре: внимательно наблюдать, слушать, взаимодействовать с позиции сотрудничества.

Материалы, оборудование: лист бумаги (формат А3)  и маркер, бумага и карандаши для записей.

Ведущие: педагог-психолог.

Аудитория: родители детей от 5 до 7 лет.

Продолжительность: 40 минут.

Правила поведения на тренинге:

– говорите только о том, что волнует вас именно сейчас;

– начинайте предложения от первого лица, например: «Я думаю, что…»;

– внимательно слушайте и не перебивайте тех, кто говорит в данный момент;

– не оценивайте личность другого участника

Ход мероприятия

1. Приветствие (снятие эмоционального напряжения)

        Родители становятся в круг. Психолог предлагает родителям по очереди представиться: назвать свое имя и сделать любое движение, а участники повторяют это движение. Например: « Меня зовут Татьяна Витальевна  (хлопаю в ладоши)».

Игра-разминка «Поменяйтесь местами»

Педагог-психолог: Наша встреча посвящена игре, и начнем мы ее с игры-разминки. Ваша задача — меняться местами по признаку, который я назову. Поменяйтесь местами родители сыновей; родители дочерей; те, кто в детстве любил играть в машинки; в куклы; в прятки; с кем играли его родители; кто любит играть до сих пор; кто хоть иногда играет со своими детьми; кто любит своих детей.

2. Беседа о важности игры

Обсуждение «В чем важность детской игры?»

Педагог-психолог: Дошкольный возраст называют возрастом игры. И это не случайно. Все то, чем занимаются маленькие дети, когда предоставлены сами себе, — это игра: насыпают песок в ведерко, бросают мяч, возятся с приятелем, готовят кукольный обед.

Когда-то детская игра считалась пустым времяпровождением. Сегодня мало кто отрицает ее важность. Давайте порассуждаем, в чем польза игры для детей.

(Родители высказываются по желанию)

        Игра — средство самореализации и самовыражения. В игре ребенок может реализовать свои желания и интересы, построить свой мир, быть таким, каким хочется.

        Через игру ребенок повышает уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Она позволяет остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Например, ребенок ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре.

        Игра дарит ему радость и поддерживает здоровье.

        Ребенок избавляется от негативных эмоций через игру. Когда ребенок играет, он познает свойства предметов, закрепляет полученные знания о мире, тренирует отдельные практические навыки. Например, девочки тренируются быть хозяйкой, как мама, а мальчики — чинить мебель в квартире, как папа.

        В игре действие особое, ненастоящее, «понарошку», «как будто». Это действие в воображаемой ситуации. Поэтому в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

        Ребенок воспроизводит взаимоотношения взрослых и так осваивает правила поведения во взрослом мире. В совместной игре со сверстниками он учится учитывать мнение и действия другого, пояснять свои действия, договариваться, управлять собой, контролировать свои эмоции и сдерживать непосредственные желания.

Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.

3. Обсуждение «Польза совместной игры взрослого с ребенком»

Педагог-психолог: Как вы думаете, стоит ли включаться взрослому в игру ребенка или он должен играть самостоятельно? Какова польза от совместной игры взрослого с ребенком?

(Родители высказываются по желанию)

Педагог-психолог: Совместная игра помогает выстроить теплые отношения, укрепить привязанность между членами семьи и создать запас положительных эмоций и опыта, на который можно опереться в период конфликтов.

        Во время игры с ребенком родители могут поднять его самооценку и повысить уверенность в собственных силах; помочь приобрести навыки решения проблем, освоить новый опыт и развить воображение; развить словарный запас; научить передавать свои мысли, чувства и потребности.

        Совместная игра помогает ребенку действовать в обществе, учит играть по очереди, делиться и понимать чувства других. Если родители регулярно участвуют в игре, то ребенок проявляет креативность, уверенность в себе и имеет меньше поведенческих проблем.

        Насколько часто стоит участвовать в совместных играх со своими детьми, зависит от их индивидуальных особенностей и потребностей, возраста и жизненной ситуации. Если вы видите, что у ребенка явно выражены негативные проявления в поведении, эмоциональные или познавательные трудности, задержки развития, то совместная игра пойдет ему на пользу.

4. Разминка «Я играю со своим ребенком в…»

Родители встают в круг и по очереди бросают друг другу мяч, заканчивая предложение «Я играю со своим ребенком в…».

5. Мини-лекция «Виды игр»

Педагог-психолог: Все игры можно разделить на две группы: сюжетные (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетные игры: в дочки-матери, в войну, в школу. В них нет установленных правил либо правила возникают и изменяются в ходе игры. В сюжетной игре ребенок может превратиться в доктора или воина, разыграть воображаемое сражение или содержание сказки, стул может стать домом, а плюшевый мишка — лучшим другом.

Игры с правилами: дидактические и подвижные игры. Многие из вас играли в детстве в жмурки, догонялки, настольные игры и словесные: «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон». В таких играх есть правила, водящий и участники, есть соревновательный момент, стремление к победе.

Взрослые охотнее играют с детьми в игры с правилами. Эти игры им понятны и интересны, т. к. они присутствуют и в их жизни: лото, шахматы, футбол, компьютерные игры.

В сюжетные игры взрослые играют редко. Но именно они лучше развивают дошкольника. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы.

Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции.

6. Советы родителям «Учимся играть»

Психолог: сейчас мы с вами поучимся играть. Сейчас выберем по считалочке одного взрослого и «ребенка». После выбора участников проецируем ситуации.

Взрослый: Мне нравятся цветы, нарисуй их мне. Правильно сделана просьба? Вариант психолога: Ты можешь выбрать и нарисовать то, что захочешь.

Ребенок: Хорошо, а что мне нарисовать? Я не знаю.

Взрослый: (Свой вариант ответа. Затем ответ, предлагаемый психологом). Давай я пока принесу бумагу, а ты представь и подумай о чем –то приятном. Может и решишь, что ты хочешь нарисовать.

Ребенок (делает постройку из деревянного конструктора. То, что он строит, все время разваливается. Он злится): Ну вот! Опять все развалилось! Это какие-то неправильные кубики!

Взрослый: (Свой вариант ответа. Затем ответ, предлагаемый психологом). Да, постройка никак не получается устойчивой, и ты очень сердишься из-за этого. (Вместо: Не переживай, это такая ерунда! Давай,  я тебе помогу, и все получится!)

7. Заключение, рефлексия.

Психолог: Предлагаю вам заняться творчеством.

Упражнение «Цветик-семицветик».

Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творчество.

Участник выбирает лист цветной бумаги любого цвета. Вырезает из него любую фигуру, наиболее емко отражающую его в данный момент. После окончания работы всеми участниками составляется коллективная картинка (можно все фигуры наклеить на ватман и повесить в группе).  После упражнения обсудить и проговорить свои чувства и ощущения до, после и во время работы.

Психолог: Дорогие родители! Постарайтесь играть с детьми правильно,  проводить с ребёнком свободное время, даже минуты совместного общения важны, полезны и дороги! Удачи и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический тренинг с родителями. Фантазии из муки, воды и соли.

Соленое тесто - один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете ...

Фантазии из муки, соли и воды. Практический тренинг для родителей в работе с соленным тестом.

Соленое тесто- один из наиболее доступных для творчества материалов. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете е...

Практический тренинг для воспитателей «Артикуляторная гимнастика для воспитателей»

Знакомство воспитателей с основными артикуляционными упражнениями...

Практический тренинг для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста по созданию игровых замыслов.

цель тренинга - показать родителям, что через создание игровой ситуации, можно решать любые задачи развития малышей....

Практический тренинг «Артикуляторная гимнастика для педагогов»

Познакомить педагогов с основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку полноценных движений органов артикуляции и подготовку к правильному произношению звуков....

Практический тренинг с родителями на тему "Воспитание нравственности у дошкольников среднего дошкольного возраста"

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть наших детей? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, котор...

Практический тренинг «Научите родителей правильно играть с ребенком»

Цель: оказать помощь родителям в обучении навыкам совместной игры с ребенком.Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр; п...