Наставничество
материал
Приказы, опыт работы по теме «Взаимодействие педагога-наставника с молодым специалистом». ФОТО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 слайд
Добрый день, коллеги!
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…».
А.С. Макаренко
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему педагогу. Это связано с тем, что начинающие педагоги являются специалистами в какой-либо области знаний, но не имеют практического педагогического опыта. Поэтому начинающему педагогу следует оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь.
Я являюсь наставником с 2017 года. Прежде, чем запланировать свою работу с начинающим педагогом-специалистом, я изучаю достаточно много литературы о том, какие обязанности у наставника, каким опытом работы могу поделиться в новом учебном году. Для обучения разрабатываю индивидуальный план наставничества на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы. Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую я узнаю во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым воспитателям бывает сложно научиться правильно заполнять документы и планы. И уделяю внимание выработке личного стиля работы. Каждому воспитателю важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник и обучает его основным педагогическим технологиям.
2 слайд
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем и определяется совместная программа работы начинающего воспитателя с наставником.
Цель анкетирования состоит в получении следующей информации:
- Отношение к профессии.
- Мотивация деятельности.
- Уровень профессиональных знаний.
- Самооценка достижений и профессиональных качеств.
- Удовлетворенность собственной деятельностью.
- Стиль педагогического общения.
- Работа по развитию речи.
- Взаимоотношения воспитателя и воспитанников.
- Взаимоотношения воспитателя и родителей.
- Взаимоотношения с руководством и педагогическим коллективом.
- Уровень конфликтности.
- Стиль поведения, уровень тревожности.
- Уверенность в себе и многое другое.
После заполнения анкеты проводится анализ анкетирования наставляемых. Он позволяет быстро и эффективно выявить как сильные стороны работы педагога и его личностных качеств, так и имеющиеся недостатки.
3 слайд
В качестве теоретических занятий можно использовать:
- индивидуальные и групповые консультации,
Индивидуальные консультации
На них общепедагогические положения должны рассматриваться в конкретном приложении к определенным частным случаям.
Консультация может носить выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у молодого педагога.
Групповые консультации
Организуются наставниками для молодых педагогов, которые имеют одинаковые особенности педагогической деятельности, озабочены решением одной профессионально значимой проблемы.
Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков наставляемого. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.
Первая консультация с молодым педагогом проведена по развитию умения пользоваться нормативно-правовой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДО, локальными актами МАДОУ.
Оказана методическая помощь в составлении Рабочей программы и календарно-тематического планирования . Проведена консультация по ведению документации.
4 слайд
Следующая форма работы
- Взаимопосещение занятий.
При подготовке к образовательному процессу наставляемые посещают мои занятия с целью анализа методики проведения ОС и совершенствования личного опыта. В свою очередь мною были посещены занятия молодых педагогов. Даны рекомендации по оснащению образовательного процесса (подбор дидактического материала ,его расположению при проведении занятия, по использованию методической литературы)
5 слайд
Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы воспитатель не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:
- обучение на рабочем месте;
- решение и анализ педагогических ситуаций;
- участие в конкурсах педагогического мастерства;
- совместные игровые и проектные формы обучения;
- демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом;
- мастер-классы наставников.
Проводится мастер-класс по проблемам, практическая потребность в решении которых достаточно выражена, и их решение положительно скажется на профессиональном росте молодых педагогов.
6 слайд
Эффективная форма работы
- наблюдение;
Наблюдение за действиями нового сотрудника, когда наставник поручает наставляемому ответственное задание и следит за выполнением со стороны. Наставляемый воспринимает это как мотивацию к развитию, приобретает опыт работы, навыки самостоятельности
7 слайд
Мои наставляемые являются участниками городских, региональных и всероссийских конкурсов .Педагоги издают свои методические разработки в печатных, электронных изданиях, их воспитанники – активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов. Т.е. деятельность молодых педагогов уже прогрессирует в педагогической работе.
8 слайд
Педагоги делятся своими наработками, продуктивной деятельностью с воспитанниками на своих сайтах.
9 слайд
Анна Леонидовна поделилась опытом работы по патриотическому воспитанию на педсовете , опубликовала свои разработки в сети Интернет, на своем сайте.
Вместе с ней разработали конспект прогулки в форме квест-игры "Пять ключей" для детей среднего дошкольного возраста. Цель: организация познавательной и весёлой прогулки для воспитанников ДОУ на территории детского сада.
Задачи:
· Развивать представление о весне посредством отгадывания загадок
· Формировать целостное представление о живой и неживой природе. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
· Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
· Развивать связную речь и активный словарь.
· Укреплять здоровье дошкольников, развивать у них сообразительность и самостоятельность мышления в решении возникающих задач.
· Создавать условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.
· Воспитывать умение внимательно слушать взрослых и сверстников, развивать чувство ответственности перед своими друзьями.
· Совершенствовать умения работать в команде, соблюдать правила игры.
Подводя итоги, можно отметить, что работа с молодыми воспитателями помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои, начинающие работать в системе ДОУ, коллеги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности.
Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Воспитателем. Ведь учиться никогда никому не поздно?!
10 слайд
В конце хочу рассказать старую хорошую притчу о наставнике:
Наставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит.
Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал:
- Вот ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя.
- Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось?
- Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник. - Вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…». А.С. Макаренко
АНКЕТИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
МАСТЕР-КЛАССЫ НАСТАВНИКОВ
НАБЛЮДЕНИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ
САЙТЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ И НАСТАВНИКА
ОПЫТ РАБОТЫ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве в детском саду....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...