Комплекс упражнений на занятиях по лепке из глины с детьми дошкольного возраста
методическая разработка
Данный материал содержит ряд комплексных упражнений и примеры дидактических сказок , которые могут использоваться педагогом во время занятий по лепке из глины с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_na_zanyatiyah_po_lepke_iz_gliny_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Андрей Смешин о глине...
Раздобыл кусочек глины,
В воду сразу опущу,
Настоится и разбухнет,
Я лепить сейчас начну!
Пальцы в глину опускаю,
Разминаю этот ком,
Словно тесто мну руками,
Мну я с чувством и теплом!
Чтоб ожил кусочек глины,
Пальцы форму придадут,
Тут все дело в настроении,
Чтобы в форму жизнь вдохнуть!
Пусть не сразу и выходит,
Пусть корявые бочка,
Если в форму душу вложишь,
Всё получиться сполна!
Разукрасим краской форму,
Может в печке обожжем,
Расцветёт мое изделие,
И в народ мы с ним пойдем!
Пусть посмотрят и оценят,
Может что то там не так,
Но лепили с настроением,
Радость светиться из нас!
Радость мы вложили в форму,
Глина все впитала враз,
Чтоб теплом все отдавала,
Счастьем баловала Вас!
1.КОЛОБОК
-Сегодня Глинчик хочет рассказать вам сказку про Колобка. Вы знаете её и поэтому, будете помогать мне и Глинчику. Мы будем рассказывать и показывать. Замесила бабка тесто…
(Дети мнут глину, имитируя движения вымешивания теста)
-Вылепила колобка
(Дети скатывают шар. Рассматривают, какой он ровный, гладкий)
-Испекла в печи и положила на окошко. Но колобок спрыгнул на дорожку и покатился. Катится колобок, катится…
(Дети катают колобка по столу)
2.ЯЗЫЧОК
-Что это за звоночек тихо звенит? Конечно, это Глинчик пришёл и принёс глину. А глина сегодня послушная? Давайте, ребята, проверим. Похлопайте ладошками по ней громко, громко.
(Дети разминают глину, похлопывают по ней ладошками. Проговаривают свои ощущения.)
-А теперь, как топориком порубим, поставим ладошки «топориком». Нравится вам так стучать? Почему?
(Дети поворачивают ладони ребром и стучат по глине. Рассказывают , почему нравится им так делать или может не нравится.)
-Вот и стала глина совсем послушной, разгладим её, польём немного воды, и ручки наши стали мягкими как язычок у котёнка. Покажем, как котёнок лижет молочко.
( Дети гладят глину, поливают водой, изображают язычок котёнка.)
3.ГУСЕНИЧКА
-К нам опять пришёл Глинчик, а это значит, мы будем лепить из глины. Давайте помнём её, помесим. Какая она?
(Дети вымешивают глину, говорят о своих ощущениях.)
-Вот теперь глина стала послушной. Давайте скатаем колобок. Этот проказник опять убежал из дома.
(Дети скатывают шар. Катают его по столу.)
-Но сегодня он превратился в столбик. На что ещё похож? Колбаску.
(Дети раскатывают столбик.)
-Мы возьмём стеку и порежем эту колбаску на кусочки. Глинчик интересуется, умеете ли вы считать.
( Дети стекой режут его на мелкие кусочки, считают вслух.)
-А теперь скатаем много шариков. Как вы думаете, во что превратился колобок?
(Дети скатывают шарики и высказывают свои предположения (горошки, маленькие колобки)
-Каждый шарик смазываем шликером и соединяем друг с другом, в виде гусенички
4.ПОДСОЛНУХ
-Сегодня Глинчик принёс глину и попросил вылепить птичку. Но мы сначала подготовим глину, вымесим её хорошо
(Дети самостоятельно месят, мнут, хлопают глину.)
-Скатаем большой шар, сильно сдавим его, превратим в лепёшку. Прищипнём края, получился подсолнух.
(Дети выполняют все действия в соответствии с показом педагога. По желанию рассказывают о своих ощущениях.)
-Теперь сложим пальчики, как клюв у птицы и будем клевать семечки, как будто вы птички. Вам понравилось быть птичками?
5.ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВЯЧКИ
-Как всегда к нам пришел Глинчик с глиной. Он попал под дождь. На улице сегодня идёт дождь, а не намокла ли глина? Давайте, ребята проверим, помесим, похлопаем по ней.
(Дети берут глину и месят её, хлопают по глине ладошками , говорят о своих ощущениях.)
-Теперь раскатаем столбик, какой он? Толстый? Длинный? Ещё катаем, теперь какой, на что похож? Когда идёт дождь, на дорогу выползают дождевые червяки.
(Раскатывают столбик толстый, потом катают его всё длиннее и тоньше, рассказывают, что он им напоминает( шнурки, колбаски, червяка, змею)
-А вы знаете, что червяк может поделиться на много червяков? Давайте будем отщипывать по кусочку от большого и раскатывать маленькие червячки. Червячки можно наматывать на пальцы, как колечки, поиграйте с ними.
(Дети отщипывают небольшие кусочки и раскатывают маленькие колбаски. По желанию выполняют действия с ними или просто играют, рассказывают о своих ощущениях.)
ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК
1.«СКАЗКА ПРО ЧЕРВЯЧКОВ»
Техника лепки приемом «жгутик»
Жил-был один маленький червячок. Был он холодный, черный и на вид
очень страшный. И думал он, что никто с ним таким дружить не захочет. Что в нем красивого? Ни перьев как у птицы, ни рогов как у оленя. И как-то раз, набрался он смелости и пополз искать друзей. Встречает он ежика: «Ежик
-ежик давай с тобой дружить, это на вид я черный, страшный и холодный, а внутри я добрый и красивый.»
Но ежик зафыркал и свернулся клубочком.
Пополз червячок дальше. Встретил медведя: «медведь давай с тобой
дружить.».Но медведь даже не услышал его, и чуть не раздавил. Наступил вечер и опечаленный червячок свернулся колечком на пеньке и заснул. Но тут приползли к пеньку такие же, как он, червячки. Пенек был один и червячки уложились спать, свернувшись колечками один на другой.
(дети скатывают колбаски и формируют кувшин).
На утро прошел дождик и склеил всех червячков между собой (дети
смачивают конструкцию для закрепления колец) и страшные, черные, холодные, червячки превратились вдруг в прекрасную вазу, куда все звери приносили луговые цветы.
2. «ДВЕ МОРКОВКИ»
Цель: Выразить в материале образ птицы.
Задача: Освоить технику скатывания конусов.
Оборудование: глина, доски, стеки.
Инструкция:
Жили-были две сестрички морковки. Одна была старшая –побольше
ростом, другая младшая. Сестрички жили на грядке в деревенском
огороде. Наступило время собирать урожай : хозяин собрал всю картошку, морковку, редиску, а сестер забыл. Сидят морковки в земляной грядке –только головы торчат. Наступила хмурая осень. Скучно стало
морковкам: вокруг все серо и голо. Вдруг, видят они, ходит по огороду чудо невиданное –красоты неописуемой. А это был хозяйский петушок. И вдруг старшая сестра говорит: «Вот бы превратиться в такую красивую птицу!», а младшая отвечает: «У нее же голова и туловище, а мы с тобой простые морковки». Тогда старшая говорит: «Попробуем: я буду туловищем, а ты запрыгивай мне на голову». Так и сделали.
Хвостик есть, грудка есть, клюв есть, только ног не хватает!
Позвали редиску –хорошие получились ноги! Только морковки забрались
на плечи редиске, как тут же превратились в красивую птицу.
А чтобы никто не догадался, что она раньше была просто овощами,
хорошо примазываем друг к другу все детали.
3.«СКАЗКА ПРО ГЛИНЯНУЮ СТРАНУ»
(Понятие керамической формы)
Жила–была девочка, и такая она была неуклюжая, что все время натыкалась
на острые предметы: то ногу о стул ударит, то рукой взмахнет, и дверь заденет.
Неуклюжая девочка все время ходила в синяках. Надоело ей это все, и как
-то раз пошла она искать место на свете, где ей жить было радостно да легко. Нашла она стеклянную страну: там все было из стекла, да неуклюжая девочка чуть всю страну не побила. Следующая страна: бумажная. Но и там девочке не понравилось: и кровать она смяла, и стул чуть не разорвала. А вот в глиняной стране ей очень понравилось: мягкие домики, мягкая мебель, мягкие деревья. И стала девочка жить да поживать: что захочет то себе слепит. А чтоб вещи не ломались, девочка лепила их простой формы, с прочными деталями, вот как эта кружка, эта лошадка
и т. д.
(учащимся демонстрируются керамические изделия, объясняется, как лепить прочные фигуры). У каждого из вас за время наших занятий появится своя глиняная страна.
4.«СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ГОНЧАРЕ»
(Понятие барельефа, знакомство с новгородским пряником)
Жили –были в одной деревне художник и гончар. Как-то раз поспорили
они, кто из них главнее. Художник говорит : «Я могу нарисовать все на свете».
Гончар возразил: «Да и слепить можно все на свете.», «А вот и не все! Ты, гончар, не сможешь слепить...картину!» И побился об заклад мастер –
гончар,что к следующему утру будет готова картина из глины! Всю ночь думал он, как же это сделать. Думал-думал так ничего и не придумал. А начал работать. Слепил раму. Ведь у картины есть рама.
(Дети лепят плоскую раму наповерхности стола.) Затем слепил холст Положил раму на холст. Ну чем же не картина! Разрезал пополам
кувшин, прилепил одну часть, потом пол-яблока, пол-чашки. Получилась картина –натюрморт. Так гончар и выиграл спор.
Ведь и правда его –слепить можно всё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей: «Характеристика Сибирских сказок как средство лепки из глины детей старшего дошкольного возраста. Региональный компонент»
Представлен региональнвй компонент в работе с детьми...
Подбор и формирование комплекса упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста
Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образоват...
Комплекс упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста
Картотека упражнений для снятия напряжения с глаз, для снятия статического напряжения по дням недели....
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Уупражнения для для профилактики плоскостопия и детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка «Комплекс упражнений, способствующий общему укреплению мышц тела у детей старшего дошкольного возраста»
Данный комплекс упражнений способствует: Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; основных физических качеств и повышение физической подготовленности; грамотному построению структуры з...
Комплекс упражнений - сказка с использованием мяча Су-Джок для детей дошкольного возраста «Новый Колобок»
Использование методикти Су-Джок для работы с детьми дошкольного возраста, как современное и безопасное нправление по оздоровлению и развитию детей....
Комплекс занятий для работы логопеда с неговорящими детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет с отставанием и отклонениями в развитии.
Данный комплекс занятий предполагает развитие активной речи ребенка до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов. Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики и дыхания...