Комплекс упражнений на занятиях по лепке из глины с детьми дошкольного возраста
методическая разработка

Данный материал содержит ряд комплексных упражнений и примеры дидактических сказок , которые могут использоваться педагогом во время занятий по лепке из глины с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Андрей Смешин о глине...

Раздобыл кусочек глины, 
В воду сразу опущу, 
Настоится и разбухнет, 
Я лепить сейчас начну! 

Пальцы в глину опускаю, 
Разминаю этот ком, 
Словно тесто мну руками, 
Мну я с чувством и теплом! 

Чтоб ожил кусочек глины, 
Пальцы форму придадут, 
Тут все дело в настроении, 
Чтобы в форму жизнь вдохнуть! 

Пусть не сразу и выходит, 
Пусть корявые бочка, 
Если в форму душу вложишь, 
Всё получиться сполна! 

Разукрасим краской форму, 
Может в печке обожжем, 
Расцветёт мое изделие, 
И в народ мы с ним пойдем! 

Пусть посмотрят и оценят, 
Может что то там не так, 
Но лепили с настроением, 
Радость светиться из нас! 

Радость мы вложили в форму, 
Глина все впитала враз, 
Чтоб теплом все отдавала, 
Счастьем баловала Вас!

1.КОЛОБОК

-Сегодня Глинчик хочет рассказать вам сказку про Колобка. Вы знаете её и поэтому, будете помогать мне и Глинчику. Мы будем рассказывать и показывать. Замесила бабка тесто…

(Дети мнут глину, имитируя движения вымешивания теста)

-Вылепила колобка

(Дети скатывают шар. Рассматривают, какой он ровный, гладкий)

-Испекла в печи и положила на окошко. Но колобок спрыгнул на дорожку и покатился. Катится колобок, катится…

(Дети катают колобка по столу)

2.ЯЗЫЧОК

-Что это за звоночек тихо звенит? Конечно, это Глинчик пришёл и принёс глину. А глина сегодня послушная? Давайте, ребята, проверим. Похлопайте ладошками по ней громко, громко.  

(Дети разминают глину, похлопывают по ней ладошками. Проговаривают свои ощущения.)

-А теперь, как топориком порубим, поставим ладошки «топориком». Нравится вам так стучать? Почему?  

(Дети поворачивают  ладони ребром и стучат по глине. Рассказывают , почему нравится им так делать или может не нравится.)

-Вот и стала глина совсем послушной, разгладим её, польём немного воды, и ручки наши стали мягкими как язычок у котёнка. Покажем, как котёнок лижет молочко.

( Дети гладят глину, поливают водой, изображают язычок котёнка.)

3.ГУСЕНИЧКА

-К нам опять пришёл Глинчик, а это значит, мы будем лепить из глины. Давайте помнём её, помесим. Какая она?

(Дети вымешивают глину, говорят о своих ощущениях.)

-Вот теперь глина стала послушной. Давайте скатаем колобок. Этот проказник опять убежал из дома.

(Дети скатывают шар. Катают его по столу.)

-Но сегодня он превратился в столбик. На что ещё похож? Колбаску.

(Дети раскатывают столбик.)

-Мы возьмём стеку и порежем эту колбаску на кусочки. Глинчик интересуется, умеете ли вы считать.

( Дети стекой режут его на мелкие кусочки, считают вслух.)

-А теперь скатаем много шариков. Как вы думаете, во что превратился колобок?

(Дети скатывают шарики и высказывают свои предположения (горошки, маленькие колобки)

-Каждый шарик смазываем шликером и соединяем друг с другом, в виде гусенички

4.ПОДСОЛНУХ

-Сегодня Глинчик принёс глину и попросил вылепить птичку. Но мы сначала подготовим глину, вымесим её хорошо

(Дети самостоятельно месят, мнут, хлопают глину.)

-Скатаем большой шар, сильно сдавим его, превратим в лепёшку. Прищипнём края, получился подсолнух.

(Дети выполняют все действия в соответствии с показом педагога. По желанию рассказывают о своих ощущениях.)

-Теперь сложим пальчики, как клюв у птицы и будем клевать семечки, как будто вы птички. Вам понравилось быть птичками?

5.ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВЯЧКИ

-Как всегда к нам пришел Глинчик с глиной. Он попал под дождь. На улице сегодня идёт дождь, а не намокла ли глина? Давайте, ребята проверим, помесим, похлопаем по ней.

(Дети берут глину и месят её, хлопают по глине ладошками , говорят о своих ощущениях.)

-Теперь раскатаем столбик, какой он? Толстый? Длинный? Ещё катаем, теперь какой, на что похож? Когда идёт дождь, на дорогу выползают дождевые червяки.

(Раскатывают столбик толстый, потом катают его всё длиннее и тоньше, рассказывают, что он им напоминает( шнурки, колбаски, червяка, змею)

-А вы знаете, что червяк может поделиться на много червяков? Давайте будем отщипывать по кусочку от большого и раскатывать маленькие червячки. Червячки можно наматывать на пальцы, как колечки, поиграйте с ними.

(Дети отщипывают небольшие кусочки и раскатывают маленькие колбаски. По желанию выполняют действия с ними или просто играют, рассказывают о своих ощущениях.)

ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК 

1.«СКАЗКА ПРО ЧЕРВЯЧКОВ»

Техника лепки приемом «жгутик»

Жил-был один маленький червячок. Был он холодный, черный и на вид

очень страшный. И думал он, что никто с ним таким дружить не захочет. Что в нем красивого? Ни перьев как у птицы, ни рогов как у оленя. И как-то раз, набрался он смелости и пополз искать друзей. Встречает он ежика: «Ежик

-ежик давай с тобой дружить,  это на  вид  я черный,  страшный  и холодный,  а  внутри  я  добрый и красивый.»

Но ежик зафыркал и свернулся клубочком.

Пополз  червячок  дальше.  Встретил  медведя:  «медведь  давай  с  тобой

дружить.».Но медведь даже не услышал его, и чуть не раздавил. Наступил вечер и опечаленный червячок свернулся колечком на пеньке и заснул. Но тут приползли к пеньку такие же, как он, червячки. Пенек был один и червячки уложились спать, свернувшись колечками один на другой.

(дети скатывают колбаски и формируют кувшин).

На утро прошел дождик и склеил всех червячков между собой (дети

смачивают конструкцию для закрепления колец) и страшные, черные, холодные, червячки превратились вдруг в прекрасную вазу, куда все звери приносили луговые цветы.

2. «ДВЕ МОРКОВКИ»

Цель: Выразить в материале образ птицы.

Задача: Освоить технику скатывания конусов.

Оборудование: глина, доски, стеки.

Инструкция:

Жили-были две сестрички морковки. Одна была старшая –побольше

ростом,  другая  младшая.  Сестрички  жили  на  грядке  в  деревенском

огороде.  Наступило  время  собирать  урожай  :  хозяин  собрал  всю  картошку, морковку, редиску, а сестер забыл. Сидят морковки в земляной грядке –только головы торчат. Наступила хмурая осень. Скучно стало

 морковкам: вокруг все серо и голо.  Вдруг,  видят  они,  ходит  по  огороду  чудо  невиданное –красоты неописуемой. А это был хозяйский петушок. И вдруг старшая сестра говорит: «Вот бы превратиться в такую красивую птицу!», а младшая отвечает: «У нее же голова и туловище,  а  мы  с  тобой  простые  морковки».  Тогда  старшая  говорит: «Попробуем: я буду туловищем, а ты запрыгивай мне на голову». Так и сделали.

Хвостик есть, грудка есть, клюв есть, только ног не хватает!

Позвали редиску –хорошие получились ноги! Только морковки забрались

на плечи редиске, как тут же превратились в красивую птицу.

А чтобы никто не догадался, что она раньше была просто овощами,

хорошо примазываем друг к другу все детали.

3.«СКАЗКА ПРО ГЛИНЯНУЮ СТРАНУ»

(Понятие керамической формы)

Жила–была девочка, и такая она была неуклюжая, что все время натыкалась

на острые предметы: то ногу о стул ударит, то рукой взмахнет, и дверь заденет.

Неуклюжая девочка все время ходила в синяках. Надоело ей это все, и как

-то раз пошла она искать место на свете, где ей жить было радостно да легко. Нашла она стеклянную страну: там все было из стекла, да неуклюжая девочка чуть всю страну не побила. Следующая страна: бумажная. Но и там девочке не понравилось: и кровать она смяла, и стул чуть не разорвала. А вот в глиняной стране ей очень понравилось: мягкие домики, мягкая мебель, мягкие деревья. И стала девочка жить да поживать: что захочет то себе слепит. А чтоб вещи не ломались, девочка лепила их простой формы, с прочными деталями, вот как эта кружка, эта лошадка

и т. д.

(учащимся  демонстрируются  керамические  изделия,  объясняется,  как  лепить прочные  фигуры).  У  каждого  из  вас  за  время  наших  занятий  появится  своя глиняная страна.

4.«СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ГОНЧАРЕ»

(Понятие барельефа, знакомство с новгородским пряником)

Жили –были в одной деревне художник и гончар. Как-то раз поспорили

они, кто из них главнее. Художник говорит : «Я могу нарисовать все на свете».

Гончар возразил: «Да и слепить можно все на свете.», «А вот и не все! Ты, гончар, не сможешь слепить...картину!» И побился об заклад мастер –

гончар,что к следующему утру будет готова картина из глины! Всю ночь думал он, как же это сделать. Думал-думал так ничего и не придумал. А начал работать. Слепил раму. Ведь у картины есть рама.

(Дети лепят плоскую раму наповерхности стола.) Затем слепил холст Положил раму на холст. Ну чем же не картина! Разрезал пополам

кувшин, прилепил одну часть, потом пол-яблока, пол-чашки. Получилась картина –натюрморт. Так гончар и выиграл спор.

Ведь и правда его –слепить можно всё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор и формирование комплекса упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образоват...

Комплекс упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста

Картотека упражнений для снятия напряжения с глаз, для снятия статического напряжения по дням недели....

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Уупражнения для  для профилактики плоскостопия и детей  среднего и старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Комплекс упражнений, способствующий общему укреплению мышц тела у детей старшего дошкольного возраста»

Данный комплекс упражнений способствует: Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; основных физических качеств и повышение физической подготовленности; грамотному построению структуры з...

Комплекс упражнений - сказка с использованием мяча Су-Джок для детей дошкольного возраста «Новый Колобок»

Использование методикти Су-Джок для работы с детьми дошкольного возраста, как современное и безопасное нправление по оздоровлению и развитию детей....

Комплекс занятий для работы логопеда с неговорящими детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет с отставанием и отклонениями в развитии.

Данный комплекс занятий предполагает развитие активной речи ребенка до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов. Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики и дыхания...