Познавательно-исследовательская технология в ДОУ.
презентация

Лаврухина Наталья Петровна

Исследовательская деятельность помогает детям познавать мир. Всё узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в  неизведанное.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Особое значение имеют исследования, которые ребёнок выполнит с родителями, при этом родители, с одной стороны поддерживают его познавательную активность, с другой - включаются в совместное с ребёнком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_-_tehnologiya.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Познавательно-исследовательская технология! Ваше внимание!

Слайд 2

Известно, что дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребёнка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривал о сь в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у дошкольников. Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Слайд 3

Опыты с пластилином Опыты с мыльными пузырями Опыты с глиной

Слайд 4

Методы и при ё мы организации экспериментально-исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. Цель: развитие познавательного и когнитивного типа мышления у детей посредством изучения окружающего мира с помощью экспериментирования. Задачи: образовательные: познакомить детей со свойствами различных материалов, предметов, веществ, их состояниями; формировать умение делать открытия и выводы; обучать направленному действию с объектом экспериментирования. развивающие: развивать сенсорные способности, мелкую моторику, тактильное восприятие; развивать внимание, мышление, память; развивать навык экспериментирования; развивать речь. воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе; воспитывать правила безопасного обращения с предметами и материалами экспериментирования; воспитывать умение слушать друг друга, помогать, работать коллективно; воспитывать умение высказывать предположения, строить гипотезы, высказывать сво ё мнение и прислушиваться к мнению товарищей.

Слайд 5

Вид познавательно-исследовательской деятельности Примеры реализации в работе с дошкольниками Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов - р еализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»); наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами). Учебно-познавательная Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков - р еализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках. Познавательно-практическая Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём - р еализуется в опытах и экспериментах. Предметно-исследовательская Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов - р еализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила); живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Слайд 6

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 1. Предварительная работа (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучаемой теме. 2. Определение типа, вида и тематики занятия. 3. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) по работе с детьми. 4. Подбор игровых способов тренировки внимания, восприятия, памяти, мышления и методов снятия физического и эмоционального напряжения. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования группы, комнаты экспериментирования, учебных пособий, природных и других материалов. 6. Выбор и подготовка оборудования и пособий с учётом возрастных особенностей детей и изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники, проекты, фотографии, рисунки, поделки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам п ознавательно-исследовательской деятельности. СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: - Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); - Выдвижение гипотезы; - Поиск и предложение возможных вариантов решения; - Сбор материала; - Экспериментирование (фронтальное или демонстрационное); - Анализ и обобщение полученных данных.

Слайд 7

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Повышение уровня познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира; Развитие навыков самостоятельного экспериментирования, изучения свойств веществ, в том числе их свойств, при нагревании и охлаждении; Формирование умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свои действия, делать выводы по результатам экспериментов; Расширение представлений детей об окружающем мире (живой и неживой природе, явлениях природы, рукотворном и нерукотворном мире); Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ. Обогащение предметно-развивающей среды в группе; Пополнение научно-методической базы по разделу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Слайд 8

ОПЫТ № 1 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветки на воду, налитую в контейнер. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 9

ОПЫТ № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Слайд 10

ОПЫТ № 3 Вам понадобится 5 спичек / зубочисток. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек / зубочисток. Наблюдайте. Постепенно спички / зубочистки начнут расправляться и образуют звезду.

Слайд 11

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». И на этой ноте я хочу поблагодарить Вас за внимание, дорогие коллеги! И буду рада ответить на ваши вопросы, если таковые имеются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием познавательно – исследовательской, игровой технологии

«Чтение потешки «Водичка, водичка…»,опыт: «Тонет, не тонет — плавает».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопа...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием технологии моделирования, познавательно-исследовательских технологий)

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Конспект совместной деятельностивзрослого и детей старшего дошкольного возрастана тему...

«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...