Развивающая среда и ее проектирование в ДОУ
статья

Соколова Дарья Андреевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_i_ee_proektirovanie_v_dou.docx13.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая среда и ее проектирование в ДОУ.

Развивающая среда – это специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка. Научные исследования показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка благоприятно сказывается на его содержании деятельности. Изменение условий способствует развитию способностей ребенка, он лучше развивается, если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде. Оказывается, что развивающая среда становится стимулятором, движущей силы в процессе становления гармоничной личности ребенка, побуждает ребенка проявлять активность, быть инициативным, помогает раннему проявлению разносторонних способностей. Ребёнок активно присваивает атрибуты культуры, они дают ему возможность самостоятельно анализировать новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий. Он может самостоятельно организовывать свою деятельность.

Основные показатели развивающей направленности предметной среды:

 если дети положительно эмоционально настроены, они жизнерадостны, открыты, с желанием посещают ДОО;  все дети активно включаются в самостоятельную деятельность, могут выбирать занятия по интересам в центрах активности, эти занятия обеспечены разнообразным предметным содержанием, материалы размещены удобно и доступно;  детская деятельность продуктивна, получено много результатов, продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;  благоприятная бесконфликтная обстановка;  тихая, спокойная обстановка, голос воспитателя не доминирует над голосами детей.

В современном дошкольном учреждении принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию. Главным моментом, определяющим создание развивающей среды, является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательное учреждение. При проектировании и создании предметно-пространственной среду группы, необходимо также учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности. На особенность среды также во многом влияют личностные особенности и педагогические установки воспитателя. Предметная развивающая среда может приобретать особый, неповторимый характер в зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций. Учитывая все приведенные требования, развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях. При её создании не может быть жестких единых требований к построению её в разных образовательных учреждениях. Причина в том, что образовательные программы и условия работы каждого конкретного детского сада существенно отличаются друг от друга. Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

 игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослым и сверстниками;  учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей;  оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (мольберты, кукольный игровой уголок, горки и лесенки для развития движений и пр.) Базовыми компонентами предметной развивающей среды дошкольного учреждения являются:  групповые помещения;  компьютерно-игровой комплекс;  детская библиотека, видеотека;  дизайн-студия;  музыкальный и театрально-танцевальный комплекс;  физкультурно-оздоровительный комплекс;  двор-парк на участке дошкольного учреждения;  места содержания животных во дворе-парке;  зимний сад и уголки для содержания животных;  архитектурный облик и внешний вид дошкольного учреждения; 43  входы на территорию двора-парка и здание детского учреждения;  лестничные марши и рекреации;  общая столовая для детей и взрослых;  комната отдыха для персонала ДОУ;  методический кабинет;  кабинет заведующей;  кабинет психолога;  медицинский кабинет;  помещения, обеспечивающие быт детского учреждения;  дополнительные помещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проектированию развивающей среды как условия оптимизации речевой деятельности детей раннего возраста

В статье изложены рекомендации учителей-логопедов и врача-психиатра по организации образовательной предметно-развивающей среды, необходимой для оптимизации речевого развития детей раннего возраста. Ав...

Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"

Содержание Введение …………………………………………………………………………..31.      Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...

"Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»

Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ"...

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста   Содержание Введение31. Значение предметно-развивающе...