Конспект на тему: Методы и приемы организации ИЗО деятельности
учебно-методический материал
Конспект на тему: Методы и приемы организации ИЗО деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_metody_i_priemy_organizatsii_izo_deyatelnosti.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Методы и приемы организации ИЗО деятельности
План:
- Основные понятия
- Этапы изобразительного творчества дошкольников
- Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития дошкольников
- Методы и приемы обучения изобразительной деятельности
- Методы и приемы организации ИЗО по всем возрастным группам
Основные понятия.
Творчество – это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.
Изобразительное творчество связано с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь на основе переработки и отбора наиболее характерного, типичного при создании художественного образа.
Творческий процесс создания художественного образа включает в себя следующие основные этапы:
1. Возникновение идеи, замысла
2. Вынашивание замысла (уточнение, оформление идеи в конкретное содержание)
3. Реализация замысла (дальнейшая разработка содержания, воплощение его в конкретные формы).
4. Заканчивается творческий процесс появлением художественного произведения.
Психологи подчеркивают, что изобразительное творчество – это выражение внутреннего духовного содержания в соответствующем ему чувственном образе.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) - относится к сфере изобразительного искусства.
Искусство – художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира, себя.
Образ в изобразительном искусстве – наглядный
Этапы изобразительного творчества дошкольников:
I этап - накопление первоначальных представлений
Приобретая социальный опыт, ребенок выделяет наиболее значимое для себя и изображает его.
(научить детей выбирать при рисовании тему, содержание, сюжет, объекты, которые определяют смысловой центр будущей композиции - организовать экскурсию, занятия, творческие игры; использовать методы ознакомления: наблюдение, обследование, беседа, рассказ).
II этап - период возникновения замысла
При уточнении будущего сюжета необходимо исходить из избранного ребенком замысла и в доброжелательной форме помочь ему определить главного участника действия, место действия, детали, сюжетную линию.
III этап - период реализации замысла
Проводится отбор и использование художественных средств.
Задача педагога – помочь ребенку найти те средства, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и замыслу.
IV этап - окончательная оценка полученного результата и его обработка, если в этом есть необходимость
Достоинства детского рисунка: эмоциональность, искренность, непосредственность выражения своих мыслей и чувств (как и у взрослых художников); содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка, выразительность.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития дошкольников
Задачи всестороннего развития:
Умственное воспитание (расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов)
Сенсорное воспитание (формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве).
Эстетическое воспитание (знакомство с произведениями изобразительного искусства)
- развитие эстетического восприятия
- развитие эстетических чувств
Художественное творчество:
- развитие творческого воображения
Нравственное воспитание (процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п).
Трудовое воспитание
Условия, необходимые для развития изобразительной деятельности:
• организация предметно-развивающей среды;
• создание ситуации успеха;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• создание ситуации творческого поиска;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Методы и приемы обучения изобразительной деятельности
Метод обучения – это те пути и средства, при помощи которых
взрослый сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки.
- Наглядный метод (наблюдение, демонстрация образа, показ способов
действий и др.)
- Словесный метод (беседа, рассказ взрослого и детей, чтение
художественной литературы и др.)
- Игровой метод (создание воображаемой ситуации, выполнение действий
с опорой на игровое правило, дидактическая игра)
- Практические (упражнения, экспериментирование)
Методы и приемы организации ИЗО по всем возрастным группам
Задачи обучения детей изобразительному творчеству делятся на общие и специальные.
Изобразительные умения (И.У.) | Технические навыки (Т.Н.) |
Это внешняя сторона рисунка, лепки содержание работы – что изображено - изображение предмета с характерными особенностями; - цвет, композиция | Внутренняя сторона работы: -навыки работы с материалом (правильно держать кисть, промывать ее в воде, смешивать краски) |
Конспект занятия по рисованию во II младшей группе
«Коврик для собачки»
Программное содержание:
- Учит рисовать прямые горизонтальные и вертикальные полоски и круги, располагать на одинаковом расстоянии. Продолжать знакомить с основными цветами.
- Закреплять умение рисовать всем ворсом кисти, кружки – пальчиком. Упражнять детей в правильном использовании гуаши: правильно держать кисть, набирать краску всем ворсом кисти, лишнюю капельку снимать о край баночки, промывать кисть, пользоваться тряпочкой.
- Развивать интерес к занятиям по рисованию, аккуратность, самостоятельность, желание помочь.
Подготовка к занятию:
- Предварительная работа с детьми: рассматривание узоров на ковриках, салфетках.
- Материал и оборудование:
- для воспитателя – красивая собака – игрушка, 2 крупных образца ковриков (разных по цвету и расположению элементов), мольберт, столик с материалом для показа способов рисования;
- для детей – тонированные «коврики», силуэты щенков, гуашь 4-х цветов (в розетках на подносах), кисточки, подставки, тряпочки, баночки с водой.
Методика проведения занятия:
I часть
Воспитатель подзывает детей к себе (должно быть достаточно большое свободное пространство).
- Посмотрите, ребята, какой симпатичная собачка пришла к нам в гости! Зовут её Муха. Давайте с ней поздороваемся. Муха очень весёлая собака, хочет с вами поиграть. Она будет вас догонять, а вы – убегать.
Воспитатель имитирует желание поймать детей, собака лает, но никого не ловит (2-3 раза).
- Собака Муха поиграв, устала. Вот тебе, Муха, коврик, ляг, отдохни.
Воспитатель кладёт на свободный стол свой образец и укладывает на него собачку.
- А вы, ребята, хотите нарисовать для других щенков красивые коврики?
Тогда садитесь за столы.
Воспитатель вывешивает на мольберт ещё 1 образец.
- Чем украшен коврик? (Линиями и кружочками).
- Как расположены линии? (На одинаковом расстоянии).
- Какого цвета?
- Как расположены кружочки? (Между линиями, тоже на одинаковом
друг от друга расстоянии).
- Какого цвета кружочки?
- Чем отличаются коврики? (Если дети не скажут, то воспитатель сам сравнивает – расположение линий и цвет).
- А сейчас я научу вас рисовать такие коврики.
Полный показ воспитателя, особо обратить внимание на работу с гуашью, все действия проговорить – не больше 2 минут.
- Расположить линии вы можете по-разному и цвет можете выбрать любой. Рисуем аккуратно. Стараемся! Чтобы ваши щенки, как собачка Муха, с удовольствием отдыхали на ваших красивых ковриках.
II часть – Самостоятельная работа детей
Образцы можно оставить на мольберте.
Методические приёмы:
- индивидуальный показ (только на листочке воспитателя);
- пассивное движение;
- похвала;
- обыгрывание.
Кто выполнил работу быстро, тому дать нарисовать ещё один коврик (сделать запасные).
III часть – Рассматривание работ
Рассмотреть коврики. похвалить всех детей. Дать каждому ребёнку по силуэту щенка.
- Как только коврики подсохнут, ваши собачки лягут на них отдыхать, будут сладко спать и видеть красивые, разноцветные сны.
1.Методические приемы, используемые в первой части
занятия: игровой, словесный, наглядный.
2.Придумайте и запишите возможные варианты начала и окончания
данного занятия:
начало: Пришла собачка очень грустная и сказала, что сейчас похолодало и ей со своими щенками не уютно спать на голом полу, она пришла за помощью к ребятам. Чтобы развеселить собачку дети с ней играют, далее можно поинтересоваться а какой бы коврик она хотела (какой рисунок), собачка говорит что видела красивый коврик с геометрическими узорами, показ коврика, после разбора, дети приступают к выполнению ковриков.
Конец: собачка зовет своих щенят, все укладываются на коврики. Обязателен анализ работы(что получилось, что нет, что понравилось, что нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Данная работа предназначена для закрепления знаний детей и коллег о режимных моментах. ...
Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ
Методы и приемы организации совместной деятельности детей...
Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ
Методы и приемы организации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, работа в паре....
"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"
В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах....
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....
Статья на тему :"Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "
Статья на тему :" Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "...