Конспект на тему: Методы и приемы организации ИЗО деятельности
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Конспект на тему: Методы и приемы организации ИЗО деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_metody_i_priemy_organizatsii_izo_deyatelnosti.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Методы и приемы организации ИЗО деятельности

План:

  • Основные понятия
  • Этапы изобразительного творчества дошкольников
  • Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития дошкольников
  • Методы и приемы обучения изобразительной деятельности
  • Методы и приемы организации ИЗО по всем возрастным группам

Основные понятия.

 Творчество – это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.

Детское творчество – первоначальная  ступень в развитии творческой деятельности.

Изобразительное творчество связано с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь на основе переработки и отбора наиболее характерного, типичного при создании художественного образа.

Творческий процесс создания художественного образа включает в себя следующие основные этапы:

1. Возникновение идеи, замысла

2. Вынашивание замысла (уточнение, оформление идеи в конкретное содержание)

3. Реализация замысла (дальнейшая разработка содержания, воплощение его в конкретные формы).

4. Заканчивается творческий процесс появлением художественного произведения.

Психологи подчеркивают, что изобразительное творчество – это выражение внутреннего духовного содержания в соответствующем ему чувственном образе.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)   - относится к сфере изобразительного искусства.

     Искусство – художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира, себя.

      Образ в изобразительном искусстве – наглядный

Этапы изобразительного творчества дошкольников: 

I этап - накопление первоначальных представлений

Приобретая социальный опыт, ребенок выделяет наиболее значимое для себя и изображает его.

(научить детей выбирать при рисовании тему, содержание, сюжет, объекты, которые определяют смысловой центр будущей композиции - организовать экскурсию, занятия, творческие игры; использовать методы ознакомления: наблюдение, обследование, беседа, рассказ).

II этап - период возникновения замысла 

При уточнении будущего сюжета необходимо исходить из избранного ребенком замысла и  в доброжелательной форме помочь ему определить главного участника действия, место действия, детали, сюжетную линию.

III этап - период реализации замысла

Проводится отбор и использование художественных средств.

Задача педагога – помочь ребенку найти те средства, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и замыслу.

IV этап - окончательная оценка полученного результата и его обработка, если в этом есть необходимость

Достоинства детского рисунка: эмоциональность, искренность, непосредственность выражения своих мыслей и чувств (как и у взрослых художников); содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка, выразительность.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития дошкольников

Задачи  всестороннего развития:

        Умственное воспитание (расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов)

        Сенсорное воспитание (формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве).

        Эстетическое воспитание (знакомство с произведениями изобразительного искусства)

  • развитие эстетического восприятия
  • развитие эстетических чувств

        Художественное творчество:

  • развитие творческого воображения

        Нравственное воспитание  (процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п).

        Трудовое воспитание

Условия, необходимые для  развития изобразительной деятельности:

• организация  предметно-развивающей среды;

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности

Метод обучения – это те пути и средства, при помощи которых

взрослый сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки.

- Наглядный метод  (наблюдение, демонстрация образа, показ способов

действий и др.)

- Словесный метод (беседа, рассказ взрослого и детей, чтение

художественной литературы и др.)

- Игровой метод (создание воображаемой ситуации, выполнение действий

с опорой на игровое правило, дидактическая игра)

- Практические (упражнения,  экспериментирование)

Методы и приемы организации ИЗО  по всем возрастным группам

Задачи обучения детей изобразительному творчеству делятся на общие и специальные. 

Изобразительные умения (И.У.) 

Технические навыки (Т.Н.) 

      Это внешняя сторона

          рисунка,  лепки

       содержание работы

 – что изображено

 - изображение предмета с

   характерными особенностями;

- цвет, композиция
Это то, что можно увидеть глазами

Внутренняя сторона работы:

-навыки работы с материалом

       (правильно держать кисть,  

       промывать ее в воде, смешивать      краски)
- способы рисования или лепки (концом или ворсом кисти, примакиванием, набрызгом, пальчиком).
Это то, что порой скрыто  

Конспект занятия по рисованию во II младшей группе 
«Коврик для собачки»

Программное содержание: 

  • Учит рисовать прямые горизонтальные и вертикальные полоски и круги, располагать на одинаковом расстоянии. Продолжать знакомить с основными цветами.
  • Закреплять умение рисовать всем ворсом кисти, кружки – пальчиком. Упражнять детей в правильном использовании гуаши: правильно держать кисть, набирать краску всем ворсом кисти, лишнюю капельку снимать о край баночки, промывать кисть, пользоваться тряпочкой.
  • Развивать интерес к занятиям по рисованию, аккуратность, самостоятельность, желание помочь.

      Подготовка к занятию: 

  • Предварительная работа с детьми: рассматривание узоров на ковриках, салфетках.
  • Материал и оборудование:
  • для воспитателя – красивая собака – игрушка, 2 крупных образца ковриков (разных по цвету и расположению элементов), мольберт, столик с материалом для показа способов рисования;
  • для детей – тонированные «коврики», силуэты щенков, гуашь 4-х цветов (в розетках на подносах), кисточки, подставки, тряпочки, баночки с водой.

Методика проведения занятия:

      I часть

     Воспитатель подзывает детей к себе (должно быть достаточно большое свободное пространство).

- Посмотрите, ребята, какой симпатичная собачка пришла к нам в гости! Зовут её Муха. Давайте с ней поздороваемся. Муха очень весёлая собака, хочет с вами поиграть. Она будет вас догонять, а вы – убегать.

      Воспитатель имитирует желание поймать детей, собака лает, но никого не ловит (2-3 раза).

- Собака Муха поиграв, устала. Вот тебе, Муха, коврик, ляг, отдохни.

     Воспитатель кладёт на свободный стол свой образец и укладывает на него собачку.

  • А вы, ребята, хотите нарисовать для других щенков красивые коврики?

      Тогда садитесь за столы.

      Воспитатель вывешивает на мольберт ещё 1 образец.

- Чем украшен коврик? (Линиями и кружочками).

- Как расположены линии? (На одинаковом расстоянии).

- Какого цвета?

-    Как расположены кружочки? (Между линиями, тоже на одинаковом

      друг от друга расстоянии).

-    Какого цвета кружочки?

  • Чем отличаются коврики? (Если дети не скажут, то воспитатель сам сравнивает – расположение линий и цвет).
  • А сейчас я научу вас рисовать такие коврики.

     Полный показ воспитателя, особо обратить внимание на работу с гуашью, все действия проговорить – не больше 2 минут.

-    Расположить линии вы можете по-разному и цвет можете выбрать любой. Рисуем аккуратно. Стараемся! Чтобы ваши щенки, как собачка Муха, с удовольствием отдыхали на ваших красивых ковриках.

II часть – Самостоятельная работа детей 

Образцы можно оставить на мольберте.

Методические приёмы:

- индивидуальный показ (только на листочке воспитателя);

- пассивное движение;

- похвала;

  • обыгрывание.

Кто выполнил работу быстро, тому дать нарисовать ещё один коврик (сделать запасные).

III часть – Рассматривание работ 

     Рассмотреть коврики. похвалить всех детей. Дать каждому ребёнку по силуэту щенка.

  • Как только коврики подсохнут, ваши собачки лягут на них отдыхать, будут сладко спать и видеть красивые, разноцветные сны.

1.Методические приемы, используемые в первой части

занятия: игровой, словесный, наглядный.

2.Придумайте и запишите возможные варианты начала и окончания

данного занятия:

начало: Пришла собачка очень грустная и сказала, что сейчас похолодало и ей со своими щенками не уютно спать на голом полу, она пришла за помощью к ребятам. Чтобы развеселить собачку дети с ней играют, далее можно поинтересоваться а какой бы коврик она хотела (какой рисунок), собачка говорит что видела красивый коврик с геометрическими узорами, показ коврика, после разбора, дети приступают к выполнению ковриков.

Конец: собачка зовет своих щенят, все укладываются на коврики. Обязателен анализ работы(что получилось, что нет, что понравилось, что нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Данная работа предназначена для закрепления знаний  детей и коллег о режимных моментах. ...

Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ

Методы и приемы организации совместной деятельности детей...

Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ

Методы и приемы организации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, работа в паре....

"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"

В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

Статья на тему :"Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "

Статья на тему :" Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "...