ДКР "Методика формирования у детей д.в. навыков правильной осанки"
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

ДКР по дисциплине: «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_for-iya_u_detey_d.v._navykov_pravilnoy_osanki.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа

по дисциплине: «МДК 01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»

тема: «Методика формирования у детей дошкольного возраста навыков                правильной осанки».

     

Содержание:

1.Введение …………………………………………………………………3

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность

2. Определение понятия правильной осанки……………………………4

  • В положении стоя
  • Сидя
  • Ходьбы

3.Этапы обучения двигательным навыкам…………………….………..6

  • первоначальное,
  • углубленное разучивание
  • закрепление навыка.  

4. Обследование осанки у детей в своей группе………………………..8      

  • подбор упражнений (для развития различных мышц)
  •  требований их выполнения.

5.Заключение……………………………………………………………….14

6.Приложение………….…………………………………………………..15

7.Список используемой литературы……………………………………...24

Введение

Цель:  

  • Изучение темы «Методика формирования у детей дошкольного возраста навыков                правильной осанки».

Задачи:

  • Дать определение понятия правильной осанки в положении сидя (стоя, в ходьбе).
  • рассматривание методику формирования осанки на разных этапах обучения (первоначальное, углубленное разучивание и закрепление навыка).
  • Организовать с участием врача обследование осанки у детей в своей группе.
  • Подобрать упражнения (для развития различных мышц) и требования их выполнения.
  • Сформулировать выводы и рекомендации по методике  формирования у дошкольников навыков правильной осанки

Актуальность:

Я считаю эту тему актуальной так, как в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

2. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

  • Правильная осанка в положении стоя:

При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений.

  • Правильная осанка в положении сидя:

Чтобы сидеть за столом было комфортно, а спина не выгибалась в виде вопросительного знака, выбирать мебель нужно исходя из следующих установок:

  • Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от его столешницы до глаз составляло 25-30 см. Именно с такой высоты человеку с нормальным зрением максимально удобно рассматривать предметы и читать. Проверить высоту можно, поставив руку локтем на столешницу – средний палец кисти должен доходить до угла глаза.
  • Ширина рабочей поверхности должна быть не менее 0,5 м: 0,4 м для работы и остальное пространство для бумаг, книг, канцелярских принадлежностей.
  • Сиденье стула должно находиться на такой высоте, чтобы колено сидящего человека располагалось немного выше ягодиц, а стопы спокойно доставали до пола всей поверхностью. Угол между бедром и голенью должен быть около 80 градусов.
  • Спинка стула в идеале должна повторять нормальные изгибы позвоночника. Самый главный критерий удобной спинки – дополнительная опора в области поясницы. Она позволит снять нагрузку с мышц спины и снизит давление в межпозвоночных суставах. Высота спинки может быть любой.

        При сидении за столом следует держать спину ровно, руки должны лежать горизонтально на рабочей поверхности, а стопы располагаться параллельно друг другу на расстоянии около 10 см. При правильном положении человек опирается на ягодицы и пятки.

  • Правильная осанка при ходьбе

        Чтобы держать осанку во время ходьбы, следует шагать мягко, наступая сначала на пятку, затем перекатываясь на носок. Пальцы ног должны смотреть вверх, практически не соприкасаясь с землей. Опираться следует на центр стопы, а не на один из ее краев.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

Процесс формирования двигательных навыков у дошкольников имеет определенную закономерность и педагогу необходимо соблюдать ряд условий на каждой стадии формирования навыка.

Этапы обучения двигательным навыкам        

В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано, и действия отличаются высокой надежностью.

Процесс обучения двигательным навыкам проходит в определенной последовательности и системе. Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, И.В.Полтавской и другими педагогами. Ими выделено 3 этапа обучения двигательным навыкам

1) первоначальное разучивание;

2) углубленное разучивание;

3) закрепление навыка и совершенствование техники.

  • Первоначальное разучивание.

На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформированность умения выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдается излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

  • Углубленное разучивание.

Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

  • Закрепление навыка и совершенствование техники.

Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия. Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действий, использует словесные поощрения, обращает внимание ребенка на его ошибки. Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком, он подходит к ним дает указания, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению движений.

На втором этапе обучения движениям ребенок уже знаком, педагог предлагает изменить исходное положение. Просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи.

Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения. При этом ребенку дается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание правильно и красиво выполнять движения.

На третьем этапе обучения движений ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточенно на качестве движений. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Педагог на этом этапе может использовать счет, творческие задания. Для совершенствования двигательных навыков на III этапе обучения детям предлагают выполнить отработанные физические упражнения в форме соревнования. Соревнования используют и как прием, который помогает вызывать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, и как метод совершенствования двигательных навыков физических способностей, и как средство воспитания морально-волевых качеств.

Таким образом, формирование системы двигательных умений и навыков - одни из задач физвоспитания. И воспитателю необходимо знать закономерности этот процесса, чтобы правильно построить содержание каждого этапа обучения двигательному действию.

4. Обследование осанки у детей в своей группе.

Для того, чтобы изучить процесс формирования осанки у детей дошкольного возраста были обследованы 5 детей средней группы

МДОУ Детский сад №9 «Радуга» г.Балабаново

1.Сурен

2. Кирилл

3. Света

4. Глеб

5. Климентина

Для определения осанки у этих детей были применены рекомендации Вавиловой Е.Н. и Красновой В.М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки. Обследование не показала каких либо отклонений от нормы.

Затем мы оценивали осанку ребёнка с помощью плечевого индекса. Мы измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди ребенка, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%.

Результаты данных измерений представлены в таблице

Фамилия И.

Ширина

 плеч, см

Плечевая дуга,

 см

Плечевой

Индекс,%

1

Сурен

36

39

92,3%

2

Кирилл

33

35

94,3%

3

Света

30

31

96,8%

4

Глеб

32

35

91,4%

5

Климентина

31

34

94%

Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.

Это обследование выявило, что у данных детей нет нарушений.

Не смотря на то, что обследование не выявило отклонений от нормы, для родителей всей группы была дана консультация на тему ««Формирование осанки у детей дошкольного возраста» (см. приложение)

Кроме того, были даны методические рекомендации родителям по правильному подбору мебели для детей.

Размеры основной мебели для детей

Рост,см

Стул

Стол

Высота сиденья

Глубина сиденья

Высота сиденья

Высота

Длина крышки

Ширина крышки

90-100

26

23

25

48

100

50

100-110

28

26

27

52

100

50

110-120

31

28

30

55

100

50

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза): прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе): наклоны вперед с доставанием носков (пола); упражнение «велосипед» – в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени: ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату; захватывание мяча ногами; собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние; катание обруча, мяча пальцами ног.

При боковом искривлении позвоночника (сколиозе): пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот; прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения, стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет.

В.М.Краснова предлагает следующие упражнения для коррекции осанки.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены, гимнастической стенки):

1.И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1-2 – поднять руки через стороны вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.П. – основная стойка у стены; 1-2 – подняться на носки, руки вперед; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

3.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны; 3-4 – опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 - то же другой ногой; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

4.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

5.И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, пятками, спиной и ягодицами; 1-2 – наклон вправо; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.

6.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – присесть, руки вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

7.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень;3-4 – опуская ногу, вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове:

1.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, руки на поясе; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом в 1-2 мин.

3.И.п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2 – подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

4.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

5.И.п. – основная стойка с резиновым кругом на голове; 1-2 – присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

6.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 – два приставных шага на носках вправо; 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

7.И.п. – основная стойка с деревянным кубиком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.

Таким образом, при подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, НОД, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и коррекция нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.

Приложение

Нод  по физической культуре на тему «Насекомые»

в средней группе

Задачи:

1. Здоровьесберегающие:

-укреплять здоровье детей;

-закрепить навыки правильного дыхания;

2. Образовательные:

-упражнять в разновидностях ходьбы;

-закреплять навыки основных видов движения: ползание по скамейке на четвереньках, прыжки с высоты, подлезание под  дугу боком;

3. Развивающие:

-развивать физические качества (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость);

-развивать мышление, воображение, память, зрительное восприятие;

4. Воспитательные:

-воспитывать нравственные и морально-волевые качества, навыки

здорового образа жизни;

-вырабатывать осознанное отношение к выполнению упражнений и игр;

Игровая мотивация: «Лесная полянка»

1часть: Ходьба друг за другом в колонне по одному, парами, на носочках-руки на поясе. Легкий бег «Жуки», произнести звук «ж»(Жук  летит, жужжит, жужжит и усами шевелит). Построение в два звена.

2часть: 1 Общеразвивающие упражнения:

«Бабочки машут крыльями»

И. п.-основная стойка.

1-поднять руки через стороны вверх, вдох;

2-опустить руки, выдох. Повт. 5-6 раз.

«Жуки»

И. п.-стоя, ноги узкой дорожкой, руки в стороны.

1-присесть, скрестить руки на груди, опустить голову произнести «ж-ж-ж», выдох;

2- выпрямиться, сделать вдох, руки в стороны поднять голову.

Повт. 5-6 раз.

«Жук  упал, а встать не может, ждет он, кто ему поможет»

И. п.-лежа на полу на спине.

Произвольные движения рук и ног, произнося звук «ж». Повт. 5 раз.

«Наш жучок повернулся на бочок»

И. п.-лежа на спине, руки вытянуты  за голову;

1-повернуться на правый бок,

2-повернуться на спину;

3-повернуться на левый бок;

4-повернуться на спину; Повт. 4-5 раз.

«Поймаем комара» (Кто-то маленький летит и тихонечко пищит)

И. п.-основная стойка

1-поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, произнести «з»;

2-вернуться в и. п.

2. Основные виды движения: «Жучки»

1. Ползание по скамейке на четвереньках;

2. Спрыгивание со скамейки;

3. Подлезание под  дугу боком;

3. Подвижная игра «Медведь и пчелы»

3часть:Спокойная ходьба. Игра на внимание «Комары-жуки».

(Воспитатель произносит «Комары»-дети поднимают руки вверх, произнося звук «з», «Жуки»-дети опускают руки вниз, произнося звук «ж»).

Корригирующая гимнастика в средней группе на 1 неделю


Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» - И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза)
2.«Котёнок» - И. п.: лёжа в позе спящей кошечки, «клубочек». Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (3 раза).
3. И. п.: сидя ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.(3 раза).
4. Лежа на животе потянуться за руками вперед, вернуться в и. п. (3 раза).
Дорожка здоровья
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой) 
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени) 
Качаем головой
(головой вперед назад) 
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить) 
Мы низко приседаем, и встаем

Дыхательные упражнения:
1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «ш-ш-ш» (рот плотно закрыт). (2 раза)
2.«Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Комплекс утренней гимнастики на месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Ходьба и бег в колонне по одному по сигналу воспитателя (Сигналом служит музыкальное сопровождение или удары в бубен)

Упражнения без предметов


2  И. п. — стойка ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши; опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение

(4-5 раз).

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо (влево), отвести правую руку в сторону; выпрямиться, вернуться в исходное положение

(по 3 раза).

4. И. п.— стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, вынести руки вперед; встать, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. — стойка ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться пола пальцами рук; выпрямиться, вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. — стойка ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на счет 1-8; повторить 2 раза с небольшой паузой.

7. Игра «Найди себе пару». Одна группа детей получает платочки синего цвета, а другая — красного. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. На сигнал «Найди пару!» дети, имеющие одинаковые платочки, встают парой. Если количество детей нечетное, то воспитатель играет вместе с детьми.

8. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочками.

1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную по всей площадке.

 

Упражнения с обручем

 

2. И. п. — стойка ноги слегка расставлены, обруч хватом с боков на груди. 1 — обруч вперед, руки прямые; 2 — обруч вверх; 3 — обруч вперед; 4 — вернуться в исходное положение

(4-5 раз).

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1 — обруч вперед; 2 — наклон вперед, коснуться пола обручем; 3 — выпрямиться, обруч вперед; 4 — вернуться в исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч хватом с боков на груди. 1-2 — поворот вправо (влево), обруч вправо (влево); 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. — стойка в обруче, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах в обруче на счет 1-8. Повторить 2 раза с небольшой паузой.

6. Игра «Автомобили». Каждый играющий получает по одному картонному кружку — это руль. По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются по всей площадке (главное, чтобы они не наталкивались друг на друга). На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются.

7. Ходьба в колонне по одному — автомобили поехали в гараж.

1. Ходьба в колонне по одному; бег по мостику по доске или дорожке (шириной 25 см, длиной 3 м).

Упражнения с флажками

 

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 — флажки в стороны; 2 — флажки вверх, палочки скрестить; 3 — флажки в стороны (рис. 12); 4 — вернуться в исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу, 1-2 - присесть, флажки вынести вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу, 1 — поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2 — выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза).

5. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 — наклон вперед, флажки в стороны; 2 — флажки скрестить перед собой; 3 — флажки в стороны; 4 — выпрямиться, вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. — стойка ноги слегка расставлены, флажки внизу. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному, оба флажка в правой руке подняты над головой.

 

1 Ходьба и бег между мячами (6-8 шт.), положенными на расстоянии 0,5 м один от другого (в одну линию).

 

Упражнения с мячом большого диаметра

 

2 И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.1 - согнуть руки, мяч на грудь; 2 — мяч вверх; 3 — мяч на грудь; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках на груди. 1 — присесть, мяч вынести вперед; 2 — встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках на груди. 1 — наклон к правой ноге; 2-3 — прокатить мяч к левой ноге, Подталкивая его правой рукой, взять в обе руки;

4 — вернуться в исходное положение (4-6 раз).

5. И. п. — стойка ноги слегка расставлены, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в обе стороны с небольшой паузой.

6. Игра «Найди себе пару» (платочки двух цветов).

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком. 

Консультация для родителей

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад).

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии — исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно заниматься гимнастикой. 
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (в 6 — 7 и в 11 — 15 лет).

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.

Отчего может нарушиться осанка?

Вот некоторые из многих причин:

1.  Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.

2.  Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3.  Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.

        Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).

        О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы — это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.

        Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна — на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

        Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

        Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие — меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

        Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы — разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

        При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

        Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом — это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Что значит стоять для дошкольника?

        Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

ПОМНИТЕ!

Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушения осанки?                                              Предупредить всегда легче, чем лечить!На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.            Поэтому здесь на помощь придет гимнастика - специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.                         Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара — великолепное пособие для этого.                         Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т. д.).

Используемая литература

  1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1986.
  3. Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.
  4. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.
  5. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
  6. Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве. 4-5 лет» -М:Просвещение ,2004
  7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей. – М., 2007
  8. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям....

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки...

Формирование навыков правильной осанки

Осанка — привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимал...

Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

Консультация «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста и ее значение в жизни деятельности ребенка»

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая ро...

Фитбол гимнастика как средство формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Познакомить родителей с основными элементами фитбол – аэробики и показать возможность использования фитболов в домашних условиях с детьмиПознакомить с историей возникновения фитбол - аэробики...

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

                                  Воспитание правильной осанки можно рассматривать, как условия общего укреп...