"Возможности психолого-педагогических акций для развития у дошкольников базовых навыков модели 4К"
статья

Сангалова Наталья Геннадьевна

В статье представлен опыт работы педагога-психолога по формированию компетенций 4 К (креативность, коммуникация, командная работа и критическое мышление) у воспитанников ДОУ средствами психолого-педагогических акций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности психолого-педагогических акций для развития у дошкольников базовых навыков модели 4К»

В наше стремительное время информационных технологий, постоянных изменений окружающей действительности, инновационных преобразований меняется заказ общества к сфере дошкольного образования. Важно заложить у дошкольников основы ключевых компетенций, позволяющих быстро адаптироваться в меняющихся, динамичных социальных условиях.        

        Специалисты утверждают, что умения распознавать и адекватно реагировать на свои и чужие эмоции, конструктивно общаться, работать в команде, критически мыслить и применять творческий подход – это те гибкие надпрофессиональные качества (softskills), которые помогут человеку будущего добиваться успеха и гармонично развиваться. Эти навыки можно и нужно развивать с самого детства.

В своей психолого-педагогической работе я реализую Программу развития социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста, которая включает 3 блока: «Давайте дружить», «Азбука эмоций» и «Секреты общения». Целью этой программы является развитие у дошкольников социальных эмоций, коммуникативных способностей и формирование навыков конструктивного взаимодействия.

На занятиях в рамках программы мы учимся адекватно реагировать на чувства и настроения, смело высказываться и обосновывать свою позицию, обсуждать и анализировать ситуации, предлагать нестандартные пути решения задач, принимать совместные решения. Здесь есть место и коммуникации, и командной работе, и критическому мышлению, и креативности.

Однако важно понимать, что качество взаимодействия педагога с детьми во многом определяется теми формами и методами, которые он использует в своей работе. Поэтому наряду с традиционными занятиями мы стараемся находить и использовать новые интерактивные формы и средства.

Одной из эффективных и интересных форм работы для современного дошкольного учреждения является психолого-педагогическая акция. Мы широко используем акции в практике работы нашего учреждения и отмечаем их социализирующее значение.

Психолого-педагогическая акция представляет собой среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада или группы. Основная цель проводимых в детском саду акций – создание благоприятного психологического климата через активное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Важные особенности психолого-педагогической акции – это простота организации, ненавязчивость, необычность. Неоспоримым преимуществом психологических акций является возможность большого охвата аудитории участников воспитательно-образовательного процесса. Акция, в зависимости от цели, позволяет охватить как нескольких родителей и детей одной группы, так и всех воспитанников, родителей и педагогов детского сада в целом.

        При том, что акция – это групповой метод работы, она имеет сугубо индивидуальную направленность. Она затрагивает непосредственно каждого участника: ребенка, родителя, педагога. Акции различны по времени проведения – от одного дня до месяца.

Психолого-педагогическая акция проводится по простому алгоритму:

  • После определения конкретной цели и задач акции мы формируем творческую группу.
  • Далее подбираем методы и формы проведения, составляем план акции.
  • Затем проводим собственно содержательную часть акции.
  • И, наконец, обсуждаем и анализируем итоги проведения акции в детском саду.        

        Нестандартные приемы психологических акций способствуют проявлению и развитию креативности, поднимают настроение, сплачивают коллектив детей и взрослых, объединяют семью и детский сад.

Нами накоплен богатый опыт проведения психолого-педагогических акций. Какие-то из них уже стали традиционными. Но тем не менее каждый год мы вносим в них новые детали и варианты.

Так с 2015 года в нашем городе проводится психологическая акция «Мамочка любимая моя!», посвящённая Дню Матери.

Вот варианты проведения этой акции  в нашем дошкольном учреждении:

  • Мы готовим открытки для мам своими руками, проявляя творческий подход и индивидуальность.
  • Мы пишем письма мамам в техниках «Незаконченное предложение» и «Ассоциации»…, подбирая нужные и важные слова.
  • Мы выходим на улицы, чтобы напомнить людям о предстоящем Дне Матери, учимся взаимодействию с социумом.
  • Мы расклеиваем красочные поздравительные листовки, изготовленные детьми, на подъезды ближайших домов…

        В виртуальном варианте эта акция проходила в форме онлайн-флэшмоба «Обнимашки с мамой», когда в выходной день в назначенное время детям и родителям предлагалось крепко обнять свою маму, сфотографировать этот момент и прислать фото в вайбер группы. Все желающие с удовольствием приняли в этом участие в режиме реального времени. А позднее все фото «обнимашек» воспитатели поместили в компьютерную фоторамку для общего просмотра родителями и детьми в группе.

        Подобный формат проведения акции мы использовали неоднократно. Так во время «Недели толерантности» в детском саду был организован виртуальный флэшмоб «Мы такие разные с улыбками прекрасными». Всех родителей и детей мы пригласили поделиться своими улыбками. Для этого необходимо было сделать фотографию улыбающегося ребёнка (или ребёнка вместе с родителем) и прислать фото нам на электронную почту или в Вайбер. В результате в акции поучаствовали более 70 человек, и мы создали позитивный видеоролик из фотографий и разместили его в группе Вконтакте и на сайте детского сада.  

«Неделя толерантности» традиционно проходит в нашем детском саду в середине ноября. В течении всей недели мы, т.е весь педагогический коллектив, проводим тематические занятия, читаем, поём, смотрим мультфильмы о дружбе и доброте, организуем «творческие мастерские» по изготовлению подарков для друзей, создаём с детьми необычные коллективные работы, организуем выставки по теме толерантности. И здесь мы нашли для себя новые интересные средства социализации дошкольников.

До пандемии в течении нескольких лет мы проводили акцию «Найдем друзей». Суть её в том, что воспитанники детского сада приходят в гости в соседний детский сад и знакомятся со сверстниками. Цель этой психолого-педагогической акции в расширении социальных контактов воспитанников детского сада, установлении дружеских отношений со сверстниками.

Содержанием таких встреч были игры на знакомство и сплочение детей, танцевальные разминки, обмен подарками, сделанными своими руками. Это был очень интересный и ценный опыт для детей и педагогов. Надеюсь, что в будущем мы к этой практике обязательно вернёмся.

Ежегодно вот уже несколько лет наш детский сад принимает участие в городской психологической акции «Здравствуй, друг!», посвящённой Дню толерантности.

Детям и родителям предлагается сочинить сказки о доброте и чутком отношении к окружающим по заданным сюжетам. Дети не только сочиняют интересные истории с добрым концом, но и сопровождают их красочными иллюстрациями. Многие семьи изготовляют собственные рукотворные книги со сказками.  

Это замечательный способ развития креативности и критического мышления.

Лучшие творческие работы мы направляли в городской психологический центр для издания сборников толерантных сказок. Многие сочинённые детьми и родителями сказки вошли в групповые сборники.

Хочется рассказать о психолого-педагогической акции, которая регулярно проводится в нашем в детском саду. Она называется «Подари любовь и радость» (или «Лестница любви»). Цель её в формировании у детей и взрослых позитивного мировосприятия.

На стенах вдоль лестничного марша размещаются яркие листы с положительными родительскими установками и иллюстрациями (Например, «Скажите своему ребенку, что Вы его любите», «Обнимите своего ребенка»,«Улыбнитесь друг другу!», «Скажите ребёнку: «Я в тебя верю!» и так далее). Каждый родитель, поднимаясь или спускаясь по лестнице, читает своему ребенку то, что написано на листовках, говорит слова любви, обнимает и целует своего ребёнка.

Интересным дополнением к этой акции стала такая деталь: на лестничных площадках расположены специальные доски под названием «Поделись радостью!», на которых всем желающим предлагается нарисовать или написать о своей любви и радости. И родители вместе с детьми, поднявшись или спустившись по «лестнице любви», пишут добрые пожелания, рисуют свою радость, делятся своим хорошим настроением. Это доступная в проведении и привлекательная для родителей и детей акция.

В канун нового года мы запускали психолого-педагогическую акцию «Ёлочка пожеланий». Её цель - формирование ценностного отношения к близким людям.  

С каждым ребенком индивидуально проводилась беседа о предстоящем празднике и предлагалось сказать, что бы он попросил у Деда Мороза не для себя лично, а для мамы? Для папы? Для близких людей? Для друзей? Письма Деду Морозу, т.е. ответы ребят записывали на оборотные стороны бумажных ёлочных шаров. Шары крепили к заранее подготовленному эскизу ёлочки так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания.

        В нашем детском саду прошла психолого-педагогическая акция "Взрослые и дети" в рамках городского психологического марафона «Мосты понимания».

        «Что такое любовь?» и «Как её выразить?». Над этими вопросами всерьёз задумались воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Дети рассказали об этом своему воспитателю, а родители поместили свои ответы в почтовый ящик акции. А затем ответы взрослых и детей мы объединили на одном плакате.

        Очень интересно было посмотреть на ЛЮБОВЬ глазами детей и взрослых. Мнения были самые разные, и в то же время очень похожие, наполненные добротой, заботой друг о друге и нежностью.

В мае отмечается международный День семьи. В преддверии этого праздника мы проводим акцию «Наши дружные ладошки – наша дружная семья». Каждой семье детского сада предлагается дома обвести и вырезать из цветной бумаги ладошки всех членов семьи, подписать их и на самой маленькой «ладошке» написать что-нибудь о семье: стихотворение, пословицу, девиз своей семьи.

Родители приносят изготовленные дома «ладошки», воспитатели обсуждают с детьми написанные на «ладошках» высказывания и создают вместе с детьми яркие композиции из «семейных ладошек».

В день праздника мы организуем выставку коллективных творческих работ на спортивной площадке детского сада, где проходит ежегодный фестиваль семейных команд по ориентированию на местности «Мы вместе».

        В марте 2020 года нашему родному городу Дзержинску исполнилось 90 лет. Но юбилейным мероприятиям не суждено было состояться в срок из-за  режима самоизоляции. Поэтому в канун Дня города мы организовали для наших воспитанников онлайн-акцию под названием «Красота родного города».

         В рамках акции дети вместе с родителями совершили виртуальную экскурсию по достопримечательностям Дзержинска и поучаствовали в викторине «Знаешь ли ты свой город?» (через групповые чаты в Вайбере им были предложены 2 видеоролика). Затем родители с детьми нарисовали рисунки на темы «Красота родного города» и «Каким я вижу свой город в будущем» и прислали свои творческие работы нам на электронную почту. Заключительным этапом акции стала онлайн-выставка работ семей воспитанников на сайте нашего детского сада и в групповых родительских чатах.

Использование психолого-педагогических акций в детском саду открывает прекрасные возможности для развития у детей коммуникативных навыков и умения работать в команде, для проявления их творческой активности и для формирования положительного восприятия себя и окружающей действительности. Попробуйте провести подобные акции в вашей образовательной организации. Вы увидите их позитивный результат и сами получите огромное удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая раб...

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников....

«Возможности психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе»

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одну из ведущих позиций в развитии психологической и педагогической наук. Успешное решение задачи развития личности ребенка, пов...

Психолого-педагогические подходы к проблеме развития театрализованной деятельности у дошкольников

В современном мире востребованы творческие профессии, человек – творец созидатель. В педагогике продолжается поиск новых задач, форм, содержания, методов и приемов развития творческих способност...

Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».

Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...