«Возможности психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе»
презентация по коррекционной педагогике по теме
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одну из ведущих позиций в развитии психологической и педагогической наук. Успешное решение задачи развития личности ребенка, повышение эффективности его обучения определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Возможности психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе» | 172.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемая комиссия, разрешите представить итоговую аттестационную работу по теме: «Возможности психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе».
. Актуальность темы. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одну из ведущих позиций в развитии психологической и педагогической наук. Успешное решение задачи развития личности ребенка, повышение эффективности его обучения определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Несформированность на дошкольном этапе необходимых психологических образований, учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т.е. к трудностям и сложным проблемам в учебной деятельности, общении, поведении. Результатом и симптомом школьной дезадаптации на всех этапах школьного детства, а особенно в младшем школьном возрасте, является школьная тревожность или, в более тяжелых формах, школьный невроз . В младшем школьном возрасте коррекционному воздействию подлежат, прежде всего, те недостатки психического развития ребенка, которые являются причинами школьной дезадаптации. Таким образом, проблема выявления недостатков развития дошкольников и разработка коррекционной программы являются актуальными направлениями в научно-практическом обеспечении подготовки дошкольников к учебной деятельности, что определило выбор темы работы.
Объектом исследования выступает процесс психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе. Предмет: эффективность психолого-педагогического коррекционного процесса при подготовке дошкольников к школе.
Цель: изучение возможностей психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе.
Задачи: 1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; 2.Разработка программы исследования; 3.Проведение экспериментального исследования; 4.Обработка интерпретация результатов исследования; 5.Подготовка рекомендаций.
Школой № 1959 был сделан запрос, провести коррекционную работу в группе, на основе диагностического исследования, направленную на повышение уровня готовности детей к школе, чем и определилась гипотеза. Гипотеза. Комплексная коррекционно-развивающая программа, основанная на результатах диагностического обследования, значимо повышает уровень готовности детей к обучению в школе.
Методы исследования: 1.Беседа 2.Наблюдение 3.Тестирование: Программа экспресс – диагностики готовности к школе: Нелепицы, пространственно-арифметический диктант, последовательные картинки, геометрические фигуры, аналогии, запрещенные слова, логопедический субтест , ключи, чтение, рисунок человека, составление слов. 4.Эксперимент
Методы анализа: теоретический анализ научной литературы, качественный, количественный и сравнительный анализ.
Контингент испытуемых: в эксперименте приняли участие дошкольники «ДОУ Улыбка» при ГБОУ Школа № 1959 в количестве 23 человек. В экспериментальную группу вошли 12 человек с низким уровнем готовности. В контрольную группу - 11 человек с удовлетворительным и выше уровнем готовности к школе.
Констатирующий эксперимент . В ходе констатирующего эксперимента были обследованы 23 ребенка на предмет готовности к школе, из них 11 человек набрали нужное количество баллов – выше 16 баллов, что свидетельствует о том, что у них удовлетворительный уровень готовности к школе. 12 детей набрали менее 16 баллов – что согласно экспресс – диагностике, по которой проводилось исследование, указывает на низкий уровень готовности к школе и требует специальной коррекционной работы. Далее мы выделили контрольную группу (таб.13), ее составляют дети с удовлетворительным уровнем готовности и экспериментальную (таб.14) ее составляют дети с низким уровнем готовности, требующие коррекционной работы. В ходе констатирующего эксперимента у экспериментальной группы (таб. 14) были выделены особо низкие показатели по следующим методикам: - Составление слов – где среднее значение 0,1 ; -Аналогии – среднее значение 0,4; -Запрещенные слова – 0,4; -Ключи – 0,8; -Рисунок человека – 0,9 . Показатели свидетельствуют о низком уровне сформированности образного, понятийного мышления, тонкой моторики, о не умении делать умозаключения; о низком уровне общей осведомленности, не умении находить и устанавливать связи между предметами. С учетом полученных результатов была построена психолого-педагогическая коррекционная программа.
Формирующий эксперимент. Психолого-педагогическая коррекционная программа была направлена на формирование у детей мышления, тонкой моторики, так же была направлена на повышение уровня общей осведомленности и готовности к школе.
Анализ результатов после проведения психолого-педагогического коррекционного тренинга (контрольный эксперимент). Психолого-педагогический коррекционный тренинг проводился 10 недель. Результаты контрольной группы через 10 недель, (рис.1) показали незначительное увеличение показателей Сравнительный анализ результатов контрольной группы до и после коррекционного воздействия. Синим цветом обозначается контрольная группа констатирующего эксперимента, а красным цветом контрольная группа контрольного эксперимента.
Результаты экспериментальной группы через 10 недель, показали значительное увеличение показателей (см.рис.2) , по следующим шкалам: шкала 5- аналоги, 6 – запрещенные слова, шкала 10 – рисунок человека, шкала 11 – составление слов , это говорит о том, что проведенный нами психолого-педагогический коррекционный тренинг оказался эффективным. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы до и после коррекционного воздействия. Синим цветом обозначается экспериментальная группа констатирующего эксперимента, а красным цветом экспериментальная группа контрольного эксперимента.
Рекомендации по организации подготовки детей к школьному обучению. По результатам проведенного исследования нами были разработаны практические рекомендации по дальнейшему развитию дошкольников. Часто родители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем, мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться в школе. Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему- то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей. Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появится мотивация к обучению и контроль за своими действиями. Хорошо бы если бы в дошкольных или школьных учреждениях могли бы проводиться собрания где педагоги и воспитатели смогли бы донести до родителей, параметры готовности к школе по которым и стоит развивать детишек. З а основу взяты такие критерии как: мотивационный, интеллектуальный и социальный. Тогда можно было бы предупредить дезадаптацию у младших школьников . Необходимо выработать общий критерий готовности к школе для всех образовательных учреждений, чтобы все усилия родителей, воспитателей и самих детей были направлены на преодоление этого критерия.
Заключение От того насколько дети готовы к школе зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Теперь мы можем сказать, что наша психолого-педагогическая коррекционная работа прошла очень эффективно, у детей повысился уровень готовности к школе и они могут смело идти в первый класс. С помощью проведенной нами коррекционной работы мы предупредили развитие дезадаптации и многих ее последствий (страхи, тревожность, невроз и т.д.) у наших испытуемых при поступлении в первый класс. Работая по этой программе, мы пришли к выводам: - во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения; - во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при подготовке их к школе
Данная презентация педагогического проекта отражает комплексный подход в подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработаны индивидуальные маршруты сопровождения дошкольников. Созд...
: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ
Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...
Психолого - педагогические технологии коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников с ОВЗ"
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего...
Семинар для педагогов Тема: «Психолого – педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ»
Этапы формирования эмоционально – волевой сферы.Нарушения эмоционально – волевой сферы у дошкольников.Эффективные методы и приемы коррекции эмоционально – волевой сферы дошколь...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКО
Статья посвящена социально-педагогическим основам регулирования конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников яв...
"Возможности психолого-педагогических акций для развития у дошкольников базовых навыков модели 4К"
В статье представлен опыт работы педагога-психолога по формированию компетенций 4 К (креативность, коммуникация, командная работа и критическое мышление) у воспитанников ДОУ средствами психолого-педаг...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи
Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...