ПРОЕКТ по взаимодействию с семьями воспитанников «Мы – вместе!»
проект
Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.
Актуальны проблемы взаимодействия с семьёй ещё и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», всё чаще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребёнок. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей. И если в период обучения в школе родители пытаются хоть как-то понять проблемы ребёнка, посещают родительские собрания, вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребёнка быть не может.
Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об Образовании, и в Семейном Кодексе, равно как и в трудах психологов и педагогов прошлого и настоящего отчётливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо отмечал «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».
В ФГОС ДО выделены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Одно из этих условий «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Исходя из сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников. Наиболее подходящая форма – это проектная деятельность, так как проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт реализации проекта | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Новочеркасска
Методический кабинет УО
Городская тематическая неделя «Организация деятельности ДОУ
по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи
и повышению компетентности родителей в вопросах развития, образования, укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО»
ПРОЕКТ
по взаимодействию с родителями
«Мы – вместе!»
Подготовил:
Сылкина Л.А.
воспитатель
МБДОУ детский сад №8
г. Новочеркасск
2014-2015 уч.г.
Паспорт проекта
Тема: «Мы - вместе!»
Автор проекта: Сылкина Л. А.
Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители, дети
Сроки проведения: 01.09.2014 – 25.05.2016
База реализации проекта: МБДОУ детский сад №8
Статья 64 «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. гласит: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств», а в статье 44 говорится о том, что
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями, а родители, в свою очередь относятся к педагогам с большой долей недоверия. Поэтому, в качестве оснований для осуществления сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников выделены следующие ключевые проблемы:
- пассивное участие родителей в образовательном процессе из-за недостаточных представлений о работе дошкольной организации;
- недостаточная родительская компетентность в вопросах воспитания и обучения детей;
- несогласованность действий родителей и детского сада в вопросах воспитания ребёнка
Актуальность проблемы:
Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.
Актуальны проблемы взаимодействия с семьёй ещё и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», всё чаще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребёнок. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей. И если в период обучения в школе родители пытаются хоть как-то понять проблемы ребёнка, посещают родительские собрания, вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребёнка быть не может.
Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об Образовании, и в Семейном Кодексе, равно как и в трудах психологов и педагогов прошлого и настоящего отчётливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо отмечал «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».
В ФГОС ДО выделены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Одно из этих условий «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Исходя из сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников. Наиболее подходящая форма – это проектная деятельность, так как проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.
ЦЕЛЬ:
Повышение педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс путём использования проектной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- создавать условия для осознания родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, расширяя сферу участия в организации жизни группы;
- создавать условия для повышения педагогической компетенции родителей средствами использования активных форм просветительской работы;
- создавать условия для формирования доверительных взаимоотношений между семьями воспитанников и детским садом через участие в конкурсах, фотовыставках, выставках творческих работ
Ожидаемые результаты:
- увеличится число родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка;
- у родителей появится заинтересованность в разнообразных формах сотрудничества с детским садом;
- удастся создать атмосферу общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
I. Аналитический этап
Цель: сбор информации и оценка качества взаимодействия детского сада и семей воспитанников.
1. Анкетирование с целью составления социального паспорта группы.
2. Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи, с целью получения информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, об их информированности в вопросах воспитания и развития детей.
3. Индивидуальные беседы с родителями об их готовности участвовать в жизни детского сада.
4. Анализ полученных данных с целью составления дальнейшего плана работы.
II. Подготовительный этап
Цель: разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта.
1. Составление перспективного плана по работе с родителями в соответствии с их запросами.
2. Подборка необходимых материалов и литературы по теме проекта.
3. Информирование родителей о проекте.
4. Формирование творческой группы из числа родителей.
III. Деятельностный этап
Цель: расширение педагогического сотрудничества с семьями воспитанников; включение семьи в образовательное пространство ДОУ.
1. Проведение: открытых занятий для родителей, экскурсий в ДОУ, тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества.
2. Участие семей воспитанников в творческих конкурсах.
3. Участие семей воспитанников в исследовательских и творческих проектах.
4. Проведение родительских собраний и конференций по решению актуальных проблем.
5. Проведение семинаров-практикумов и мастер-классов по вопросам воспитания и развития детей для родителей.
6. Организация и работа семейного клуба «Семейные ценности».
7. Организация и проведение совместных праздников и развлечений.
8. Просвещение родителей с помощью папок-передвижек, буклетов, памяток, статей на страницах сайта ДОУ и общения в сети интернет.
9. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
10. Реализация проекта по созданию предметно-развивающей среды.
IV. Заключительный этап.
Цель: анализ результатов и оценка качества проектной деятельности.
1. Анкетирование родителей по оценке эффективности проекта в целом.
2. Анализ анкет и отзывов.
3. Анализ эффективности работы по вопросам реализации проекта.
4. Обобщение материалов в виде фото-, видеоматериалов.
5. Обобщение и трансляция опыта.
Литература:
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ? // О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005.
- «Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями» // авт.-сост.Т. И. Кандала, О. Семкова, О. В. Уварова.-Волгоград: Учитель
- Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
- Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] //http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Инновационная образовательная программа по взаимодействию с семьями воспитанников "Мы вместе"
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усил...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...