Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_rolitelyami_vospityvaem_vmeste_2019.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Программа по взаимодействию ДОУ
с семьями воспитанников
«Воспитываем вместе»
Разработали:
старший воспитатель Забияка А.М.,
творческая группа воспитателей: Вознова Е.С., Грязнова О.В., Корень Т.А.,
узкие специалисты: музыкальный руководитель Акимова К.С., инструктор по физической культуре Чмарова О.А., педагог-психолог Овчинникова А.В.
Смоленск, 2019-2020 г.
Содержание программы:
Пояснительная записка
Актуальность
Цели, задачи программы
Этапы реализации программы
Ожидаемые результаты
Механизмы реализации программы
Результативность
Выводы
Список литературы
Пояснительная записка
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И воспитатели очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Программа «Воспитываем вместе» направлена на активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
Для успешной реализации программы детский сад располагает необходимыми ресурсами, такими как:
- квалифицированные воспитатели и специалисты;
- оборудованная группа;
- музыкальный и спортивный залы;
-методические и дидактические материалы для организации совместной деятельности;
- современные технические средства (проектор, экран, компьютер, видеотека, DVD-плеер, телевизор).
Ценность программы состоит в наличии теоретического и практического материала, направленного на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения.
Актуальность
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года).
Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения.
Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений.
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Становление родительства - кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
- неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
- педагогическая и психологическая неграмотность;
- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
- нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Многолетняя практика убеждает, что «пассивные методы» весьма неэффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как «Родительский клуб», который организует в нашем ДОУ учитель-логопед, занимающийся с нашими воспитанниками.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
- правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
- как поступать в критических ситуациях.
Цель программы
Установление сотруднических отношений с родителями, совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка.
Задачи программы
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
- Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
- Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный»
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- подбор и изучение методической литературы по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- определяются места проведения мероприятий;
- продумывается техническое оснащение мероприятий;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно-просветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной»
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический»
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Ожидаемые результаты
Для родителей:
- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
- повышение степени участия родителей в разработке и отборе;
- повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Для педагогов:
- обобщение и распространение опыта работы с семьей;
- умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы
Механизмы реализации программы
- Формы общения педагогов с родителями воспитанников
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогические знания.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например посещение семьи. Особенность беседы - активное участие и воспитателя, и родителей.
Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Можно выделить четыре направления по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
Формы работы:
- анкетирование, опрос
Цель: изучение статуса семьи, выяснение условий воспитания и воспитательно-педагогических потребностей родителей.
- Беседа
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам, создавать доверительные отношения с родителями.
Методы работы:
- обсуждение общего состояния развития ребенка;
- разъяснение конкретных мер оказания родителям помощи и объяснение необходимости участия их в общей системе педагогической работы;
- обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка.
В ходе беседы и опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.
Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям.
Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам.
- «Информационная корзина (тетрадь)»
Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Тетрадь делится на четыре раздела по количеству служб:
- Административно-хозяйственная служба.
В этот раздел родителями заносятся пожелания относительно качества исполнения функциональных обязанностей специалистами, воспитателями и персоналом, находящимся в непосредственном контакте с детьми; пожелания относительно обеспечения образовательного процесса, пожелания о получении информации того, или иного содержания.
- Педагогическая служба.
Здесь родители могут сделать запись по оценке работы педагогов и внести соответствующие пожелания в работу этой службы;
- Служба специалистов.
В разделе записываются вопросы, касающиеся проблем воспитания, образования и развития ребенка.
- Медицинская служба.
Записываются вопросы и пожелания относительно медицинской работы.
Родитель может внести свои предложения по работе службы или дать оценку ее работе в удобное для себя время. На основании этих записей ответственные по направлению корректируют работу, а руководитель детского сада имеет возможность сделать выводы о вопросах, беспокоящих родителей и об эффективности работы руководителей направлений и служб.
- Родительские собрания.
Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком на занятиях, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях как в детском саду, так и дома. (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.
На родительских собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
Собрания проводятся 1 раз в квартал. Тема определяется через анкетирование или опрос родителей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.
Формы работы:
- Консультирование.
Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательно-образовательного процесса.
Формы проведения консультаций:
- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;
- практическое консультирование по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее воспитательно-обучающую направленность (пальчиковая гимнастика, игры с предметами и др.).
- Семинары-практикумы (имеют две части: теоретическую и практическую). Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам воспитательно-педагогической работы с ребенком.
Методы работы:
- демонстрация фрагментов занятий, комментирование их содержания;
- совместная деятельность с детьми;
- игры-тренинги.
Темы семинара-практикума определяют сами родители.
- Конференции, круглые столы.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На конференции, заседания «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так между родителями и воспитателями.
Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Формы проведения мероприятий:
- праздники;
- спортивные досуги;
- совместные проекты;
- выставки;
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Предлагаемая информация располагается в родительском уголке. Это могут быть:
- режим дня, меню, сведения об учреждении;
- папки-передвижки;
- стенд с фото «Вот как мы живем»;
- копилка Добрых дел;
- познавательная рубрика (ответы на вопросы родителей);
- стенгазета (теоретическая информация и практические рекомендации по одной теме);
- доска достижений и деятельности детей (рисование, лепка и др.);
- библиотека-передвижка (подбор педагогической литературы по запросу родителей);
Наряду с традиционными методами и нетрадиционными формами работы с родителями в программе используется кратковременный метод проекта.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит эмоциональный контакт, творческое взаимодействие. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
С целью возможности профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта разработана концепция работы с коллективом по вовлечению родителей в педагогический процесс, состоящая из 4 блоков.
1 блок - мотивационный, направлен на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.
- формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьёй;
-осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
-формирование установки на доверительное, безоценочное взаимодействие с родителями;
-развитие готовности каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
-развитие таких качеств личности как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.
В работе с педагогами используются такие формы работы как анкетирование («Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»), тестовые опросы воспитателей по методике Е.П. Арнаутовой, практикум общения педагогов с родителями, дискуссии по организации общения педагогов с родителями («Общение с родителями: и сложно и легко», «Кодекс общения педагогов с родителями»)
2 блок - когнитивный, включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, её воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
В работе с педагогами используются следующие формы: лекции («Воспитательный потенциал семьи», «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания», «Формы работы с семьёй»), дискуссии («Семейное и общественное воспитание: единство и различие»).
3 блок - практический, включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками.
- развитие у педагогов умения применять методы изучения семьи и образовательные потребности родителей;
- развитие умения прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития;
- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;
-развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;
-формирование навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказания действенной помощи родителям;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
В работе с педагогами используются следующие формы работы: семинары-практикумы («Методы исследования семейного воспитания», «Приглашение к общению»), деловые игры («родительское собрание», «педагогический брифинг»), круглые столы («Наглядные формы работы с семьёй: формальность или эффективное средство общения?»)
4 блок - контрольный, направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей.
Результативность
По результатам первого этапа выполнения программы «Мы вместе» по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями воспитанников в 2018-2019 учебном году повысился уровень сотрудничества родителей с ДОУ в вопросах формирования здоровья детей, их эмоционального и социального развития. Возросла оценка родителей программных задач игровой и художественной деятельности. Повышается приоритет познавательно-речевого развития и заинтересованность родителей по этому разделу программы. Резко возросло сотрудничество родителей и педагогов по вопросам продуктивной деятельности.
Подводя итоги анкетирования второго этапа диагностики, можно сделать вывод о том, что возросло число родителей заинтересованных в рекомендациях педагогов ДОУ. Родители стремятся к поиску необходимой информации, а персонал ДОУ имеет авторитет среди них. Общей для ДОУ и родителей целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного ребенка, что невозможно без взаимодействия родителей и педагогов.
Обобщая результаты третьего этапа, можно видеть, что повысился уровень профессиональной компетентности педагогов: овладение различными программами, освоение новых педагогических технологий, расширение личного кругозора. Возросло участие педагогов в педагогическом просвещении родителей, в помощи семьям в вопросах воспитания. Увеличилось количество родителей, стремящихся поделиться с педагогами своими педагогическими знаниями, обменяться литературой по какому-либо вопросу, даже дать компетентную информацию или рекомендацию.
Выводы
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: образовался особый тип совместной деятельности («Социальное партнерство») между родителями и педагогами, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Педагоги и родители разделили между собой ответственность за обучение и воспитание детей.
Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, повысилось положительное отношение к детскому саду у родителей через включение родителей в общественную жизнь группы (участие родителей в групповых мероприятиях, совместные походы, соревнования, экскурсии на места работы родителей). Реализация программы «Мы вместе» невозможна без активной помощи родителей.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Большое внимание в программе уделяется социальному партнерству с родителями, опоре воспитательного потенциала семьи.
Список литературы
- Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей//Управление дошкольным образованием № 4,2002.
- Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 2005.
- Дошкольное воспитание: журн.2011 - № 1, 3, 10.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003.
- История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л.Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2003.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008.
- Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад. Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика,1987.
- Никитина Л.А. Мама и детский сад - М.: Просвещение, 1990.
- О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М.: Новая школа, 1995.
- Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
- Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Ребенок в детском саду: журн. 2010 - № 1, 3, 6.
- Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. - 2005. № 4.
- Свирская Л.Н. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.
- Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»//2006 № 1 Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика - Синтез, 2007.
- Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. - М.: ВАКО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе: от рождения до школы»...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
Актуальность представленной программа работы с родителями воспитанников "Воспитываем вместе" обусловлена возрастающей потребностью в сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения и ...
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа по совместному сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников "Воспитываем вместе"
Программа по совместному сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников "Воспитываем вместе"...
Программа по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение от...
Программа по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников «Воспитываем вместе»...