Сценарий педагогического совета на тему "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"
методическая разработка
Сценарий педагогического совета на тему "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pedsoveta_no3.docx | 195.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад№1 «Умка» г. Семилуки
Сценарий
Педагогического совета
По теме: «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»
Подготовила:
Старший воспитатель Ласкина Т.В.
г. Семилуки 2021г.
«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации сотрудничества с семьями воспитанников. Раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей.
Задачи педсовета:
- способствовать формированию у педагогов потребности тесного сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнь ДОУ;
- развивать коммуникативные умения педагогов;
- обмен опытом работы педагогов по данному направлению между собой;
- поддерживать интерес педагогов к дальнейшему самостоятельному изучению этой темы.
Форма проведения: устный журнал.
План проведения:
- Вступительное слово.
- Создание устного журнала:
- «Обстановка комфорта»
- «Проблемное поле»
- «Информационная страница»
- «Рекламное агентство»
- «Мастерство»
- «Игровая страница»
- Решение педсовета.
- Итог педсовета.
Ход педсовета.
- Вступительное слово.
Ст. воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем обсуждать важную проблему сотрудничества педагогов и родителей, ведь эффективное взаимодействие с семьей – важнейшая часть профессионализма педагогов детского сада.
(слайд) Годовая задача: Внедрять в работу ДОУ новые формы сотрудничества педагогов с родителями, осуществлять разностороннее развитие дошкольника в триаде: семья-педагог-ребенок.
Не всегда в детском саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание всей тяжестью ложатся на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Конечно, папам и мамам необходимо понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитания и образования детей. Но и педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого нужен ряд специфических условий: (слайд)
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;
- использование разнообразных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей,
- систематичность и последовательность в работе с родителями, - соблюдение педагогического такта.
Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. Сегодня мы постараемся рассмотреть и обсудить некоторые из них. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам помощь в работе с родителями.
Педсовет наш я предлагаю вам провести в форме устного журнала.
Первая страница «Обстановка комфорта»
Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из нас был готов к восприятию, хотел видеть и слышать своих коллег, а соответственно узнавал что-то для себя новое, а может даже и полезное.
(слайд) Игровое упражнение "Современная семья, – какая она?"
(Проводит педагог-психолог Авершина Г.И)
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
Каждой группе вручается лист А4, карандаши. Задача педагогов: изобразить современную семью с помощью рисунка.
Через 10-15 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
(Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микро группе)
Обсуждение.
У нас прошел тематический контроль.
(слайд) с аналитической справкой по итогам тематическому контроля
Нас познакомит заместитель заведующего Авершина Г.И.
Перейдем ко второй странице нашего журнала.
(слайд) Вторая страница «Проблемное поле».
Ведущий: Проблемы во взаимоотношениях педагогов и родителей существуют от недостаточного общения педагога с родителями по поводу развития ребенка. Интересующиеся родители сами могут увидеть тенденцию развития ребенка, а родители, мало интересующиеся жизнью своего ребенка по ряду причин (нехватка времени, постоянная занятость на работе, социального плана проблемы и т.д.) не получают достаточной информации по существующим проблемам или достижениям. Это может также происходить из-за недостаточной компетентности педагога в каком-то вопросе, недостаточных профессионально-коммуникативных умений общения с детьми и родителями.
(слайд) Как проявляются проблемы?
- Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
- Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
- Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.
Ведущий: Давайте вспомним из ранее проведенной консультации по проблемам взаимодействия детского сада и семьи, что чаще всего критикуют педагоги в родителях.
Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …
- низкий культурный уровень (общий и педагогический);
- насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
- доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
- отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
- перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
- пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением; и др.
Ведущий: Очень часто воспитатели сетуют на то, что все больше родителей стало безразличных к своим детям, к их проблемам, если таковые есть.
(Слайд) Работа с родителями.
Вывод: Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Педагогу нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.
(слайд) «Если бы люди, общаясь, развивали в себе стремление понять, а не способность судить, они бы чаще танцевали на улицах и реже разводились в судах». Марк Гангор
(слайд) Рекомендации воспитателям по общению с родителями:
- принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
- нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
- реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
- на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
- попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
Ведущий: Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых темах, если в процессе общения идет обогащение своего информационного багажа.
(слайд) Страница 3. «Информационная»
Ведущий: Очень часто неудовлетворенность родителей работой детского сада, воспитателей групп возникают по причине того, что не оправдываются ожидания родителей.
(слайд) Что ожидают родители от работы детского сада
Группы родителей | Ожидания | Задача педагогов |
Очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. | - хороший присмотр и уход за ребенком; - полноценное развитие; - оздоровление; - обучение и воспитание; - организация интересного досуга. | Организовывать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике). |
Родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. | не хотят лишать ребенка: -полноценного общения; -игр со сверстниками; -развития и обучения.
| Не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу. |
Семьи с неработающими мамами | -интересного общения ребенка со сверстниками; -получения навыков поведения в коллективе; -соблюдения правильного режима дня; -обучения и развития. | Выделить из группы энергичных мам в родительский комитет, сделать их активными помощниками. На них необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п. |
Ведущий: Изучив запросы и ожидания родителей легче строить взаимоотношения, используя при этом принцип индивидуального подхода к родителям. Главное, чтобы все совместные действия были направлены на развитие ребенка. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи следует переосмыслить роль педагога.
(слайд) Роль педагога сегодня:
1.Информирует родителей о развитии их ребенка.
2.Оценивает ребенка.
3.Указывает, как нужно поступать в том или ином случае.
4.Задает родителям домашние задания.
5.Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.
6.Учит родителя, как развивать ребенка.
7.Считает, что все знает сам о детях и родителях (уверен в своей компетентности).
Роль педагога – сотрудника, партнера:
1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5.Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6.Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
7.Высшая цель и содержание работы – ребенок.
Нам надо стремиться быть именно таким педагогом-сотрудником и партнёрам.
(слайд) Страница 4. «Рекламное агентство»
Ведущий: Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: (слайд)
1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя собеседника. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
- Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
Ведущий: Чтобы воспитателю выстроить продуктивное общение с родителями необходимо обладать коммуникативными умениями. Самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих.
Задание педагогам «Прорекламировать свою группу и себя»
Для проведения этого задания нам потребуются эксперты: заместитель заведующего по ВМР - эксперт по дизайну, логопед – эксперт по рекламе, оценивающие актерское мастерство и речь педагогов, заведующий – ведущий эксперт по рекламе, оценивает общее впечатление.
Представьте, что Вам предстоит самому набрать детей в группу. В детском саду всего 8групп детей одного возраста и Вам необходимо сделать рекламу группы, себя (не только профессиональные качества, но и свои личностные) таким образом, чтобы родители захотели отдать ребенка именно в вашу группу. Используем визитки групп, которые вы сделали.
После проведения рекламы слово дается экспертам, которые выбирают наиболее «продажный» товар», т.е. группу, в которую, по их мнению, родители в большей степени захотят отдать своего ребенка.
Страница 5. «Мастерство»
Ведущий: Изменившаяся современная семья заставляет искать новые эффективные формы взаимодействия. Многие педагоги нашего детского сада применяют в работе нетрадиционные формы работы с родителями. И сейчас предлагаю каждому из вас поделиться той нетрадиционной формой, которую вы успешно используете.
Вами был проведен челлендж, как нетрадиционная форма взаимодействия с родителями. Прошу вас поделиться своим опытом.
Эксперты те же.
Страница 6. Педагогический тренинг
«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения
Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Итак, связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей об их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ
- Решение педсовета:
1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки.
2. Изучать трудности и потребности в воспитании дошкольника каждой семьи.
3. Применять в работе с родителями предложенные эффективные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. В связи с этим в годовые планы с родителями внести нетрадиционные формы: мастер-классы, круглые столы, консультации-практикумы, совместные досуги, совместные проекты, фотовыставки, семейные стенгазеты и т.д.
- Итог педсовета.
Притча "Пророк и длинные ложки" (восточная притча)
Один православный человек обратился к Илье-пророку с волновавшим его вопросом "Где ад и где рай?". Но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец, где в большом зале толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют "аш". Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: "Это ад".
В другом зале тоже было много народу, и также в середине зала бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но в зале не было слышно ругами, а только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: "Это рай!".
"Ад" - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других.
"Рай" предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими.
Вывод: Обе группы - люди в раю и люди в аду - имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут - в раю или в аду, - зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
Рай и ад - в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии " ребенок - воспитатель - родитель" определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ".
Выписка из протокола №4.Заседание городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возраста....
Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....
«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Рассмотрены технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
Статья «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важней...
Педагогический совет: «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»
Актуальность проблемы взаимодействия с семьей на современном этапе:Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога ,включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, на...
Технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия ДОУ и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения.Партнерство-это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотнош...
Консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения. Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сот...