План по самообразованию воспитателя Моисеевой Марии Ивановны Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
учебно-методический материал (старшая группа)

Моисеева Мария Ивановна

   Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Буратино»

План по самообразованию воспитателя

Моисеевой Марии Ивановны

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников                  в условиях ФГОС ДО»

 


Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Актуальность темы:

   Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.

   Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».

   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой.  И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина.

   Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, нужно вести целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием “Родина”.

   Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Родной край, район, село …  Надо показать ребенку, что родной край, район, село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Край, район, село – частица Родины.

   В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит

своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и с их родителями.

   Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и сильные, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Моя задача— выбрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама хорошо его знать. Я должна продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Цель самообразования.

    Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Задачи.

     Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно - патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском саду, так и на районном уровне.

2. Провести анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»;

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка - передвижка «Азбука нравственности»;

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

- оформление тематической выставки «Нравственно - патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия);

- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами».

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

Этапы, содержание работы, форма отчёта о проделанной работе.

Этап, срок

реализации

Содержание работы                                                  

Форма отчёта                                                  

1 этап организационно –

Ознакомительный (сентябрь - октябрь 2019 г.)

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

• «Я и моё ближайшее окружение»

(моя семья, мой детский сад).

• «Мой дом, моя улица».

• «Мой родной посёлок».

• «Наша Родина – Россия».

• «Защитники Отечества»

• «История России».

• «Культура русского народа».

• «Великие соотечественники».

4. Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)

1. Список

библиографии.

2. Оформление папки по самообразованию.

3. Перспективный

план работы с детьми в старшей группе

4. Уголок патриотического воспитания.

5. Альбом «Моя семья».

2 этап – основной

( сентябрь2019 - май 2020 г.)

1. Внедрение в работу подготовленного материала.

• Практическое применение наработанных материалов с детьми старшего возраста.

• Промежуточная диагностика детей по данной теме.

• Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.

1. Конспекты ООД.

3. Консультации для

родителей по данной теме.

4. Папки - передвижки.

3 этап – заключительный (май 2020 г.)

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2. Самоанализ педагогической деятельности.

3. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1. Оформление папки по обобщению опыта.

2. Создание

презентации о проделанной работе.

Перспективно - тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе

Работа с детьми

Работа с родителями

Месяц

                                    Мероприятие

Сентябрь

Экскурсии по родному городу Мегион.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека дидактических игр. Подвижных игр

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего посёлка".

ООД «Это я и моя дружная семья».

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города Мегион.

Экскурсия в музей. Выставка работ детского творчества.

Оформление альбома «История города Мегион». Фотоальбом «История нашего города».

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Пословицы и поговорки.

Февраль

Краткосрочный проект: «Я – среди людей».

 ООД «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Развлечение «Неразлучные друзья-взрослые и дети». Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка».

Март

Беседы «Мама, как пуговка –  на ней всё держится», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Долгосрочный проект «Космос».

Викторина «Я знаю космос».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Работа по благоустройству территории детского сада.

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете

Список литературы:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: Изд. СКРИПТОРИЙ 2003, 2019 г.

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соообщение из опыта работы для воспитателей на педсовете на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, предаками, с любви к своему краю начинается гордость за свою Родину....

План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...

Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны».

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.К сожалению, современные де...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков является важным. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти...

Перспективно - тематический план по самообразованию воспитателя.: «Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»

laquo;Влияние художественной литературы на нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников» Цель: - Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста- форм...

Индивидуальный план работы воспитателя на 2023- 2024г. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС».

Цель: Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС. Задачи:повысить свой теоретическ...