Мастер-класс для педагогов по развивающим играм В.Воскобовича
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по развивающим играм В.Воскобовича
Цель: Систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.
Задачи:
- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности при руководстве развивающими играми.
- Закреплять умение выбирать нужную информацию из разных источников.
- Способствовать приобретению педагогами опыта коллективной работы.
Уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас в нашем ДОУ и предлагаю вам немного поиграть, чтобы настроиться на работу.
Игра «Поменяйтесь местами».
- Поменяйтесь местами те, у кого любимое время года осень.
- Поменяйтесь местами те, кто сегодня пришёл с хорошим настроением.
- Поменяйтесь местами те, кто пришёл сюда с плохим настроением и решил подпортить его другим.
- Поменяйтесь местами те, кто пришёл сюда за новыми знаниями и идеями.
- Поменяйтесь местами те, кто пришёл просто отсидеться.
Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенном на свободном общении равных.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны:
- по содержанию и организации;
- правилами;
- взаимодействием на ребёнка;
- по видам используемых предметов;
- происхождению и т.д.
Существует много видов классификации игр. Но во все классификации входят дидактические игры. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры.
Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.
Задачи развивающих игр:
1. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность.
2. Развивать образное и логическое мышление.
3. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
4. Развивать произвольное внимание.
5. Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).
Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
И вот среди многообразия творческих подходов игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая, очень добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича.
Основные принципы заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается непосредственно к ребёнку.
Эти игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. С помощью игр Воскобовича воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Почему же именно эти игры? Чем они отличаются от других развивающих методик? Узнаем это, разобрав на практике особенности развивающих игр Воскобовича. А выяснять эти особенности будете вы, играя все вместе в игры.
Все игры Воскобовича, в первую очередь, отличаются тем, что построены на основе сказки. Технология так и называется – «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, игра «Чудо-соты» - это чудо-острова, пчелка Жужа и ее друзья, Математические корзинки – это зверята-цифрята и Нолик-магнолик. С Геоконтом и квадратом Воскобовича знакомят Малыш Гео и ворон Метр, а корабликом Брызг-Брызг командует Гусь-капитан и лягушки-матросы.
Итак, первая особенность игр Воскобовича – сказочность методик
Задание № 1.
Предлагаю Вам разделиться на 4 команды. Каждая команда должна предложить вариант своей игры в соответствии с поставленной целью (раздать карточки с названием и целью игры).
Игра «Фонарики»
Цель: развитие сенсорного восприятия
Игровые действия: складывание геометрической фигуры из 2 частей
Игра «Логоформочки»
Цель: развитие логического мышления, зрительного внимания, ориентация в пространстве
Игровые действия: заполнение горизонтального ряда и вертикального ряда в соответствии с эталоном
Игра «Волшебная восьмерка»
Цель: развитие произвольности и концентрации внимания
Игровые действия: конструирование цифр с помощью считалки «кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи» (соответствие цветов кохле – красный, охле – оранжевый, желе – желтый и т.д. по цветам радуги)
Игра «Кораблик «Плюх-плюх»
Цель: развитие сенсорного восприятия, развитие ориентации в пространстве, порядковый счет
Игровые действия: заполнение горизонтальных рядов и вертикальных рядов по цвету, шнурование флажков на мачтах по цвету, заданию
Из целей, поставленных к играм можно увидеть, что развивающие игры способствуют развитию познавательных процессов у детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
.
Задание 2. Работа с «Прозрачным квадратом» по командам
-Выложите из прозрачных льдинок как можно больше квадратов.
Предложите на основе игры «Прозрачный квадрат» варианты игры для разного возраста:
- 1 команда – для младшей группы
- 2 команда – для средней группы
- 3 команда для старшей группы
- 4 команда – для подготовительной к школе группы
Развивающие игры имеют широкий возрастной диапазон. Это возможно потому, что в играх есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших дошкольников.
Задание 3. Работа с корабликом «Брызг-брызг»
Флажки – сортировка по цвету, количественный счет
На палубе лежат флажки. Гусь-капитан командует: «Разобрать флажки по цветам». Флажков какого цвета больше всего, какого - меньше всего? Сколько флажков такого-то цвета?
Флажки – счет, условная мерка, соотнесение цифры и количества
Капитан дает команду: Измерить флажками высоту мачт. Сколько флажков помещается на 7 мачте? Сколько на самой низкой? Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между 7 и 5? Какой у нее порядковый номер?
Флажки – сортировка по цвету, определение пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ)
Цветные ряды располагаются по горизонтали, вертикали, диагонали
Флажки – логико-математические задания
Произвольно расположить флажки, затем давать задания
- Ветер срывает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?
Потом срывает со второй мачты флажок не красного цвета? Какого?
Затем с остальных мачт слетают флажки такого же цвета.
На мачтах, где осталось по 2 флажка, срывает не голубые. Какие?
Так же, только надевать флажки под диктовку.
Прикрепить зеленый флажок на 4 мачту сверху и т.д.
Флажки – решение задач, состав числа
Отсчитать 9 флажков и повесить их так, чтобы на каждой мачте было по три флажка. Сколько мачт будет с флажками?
Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со 2 и 3 мачт. (или 4 и 1) Какого цвета будут флажки и сколько их. Из каких чисел состоит число 5?
Игры обладают многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач
Задание 4. Работа с комплектом «Чудо-конструкторы»
Составить фигуры из предложенных конструкторов, обвести их или зарисовать.
Игры создают условия для проявления творчества, стимулируя развитие творческих способностей ребенка
Задание 5. Работа на Коврографе
Используя Коврограф, Гномов, разноцветные веревочки и квадраты придумать свой вариант игры.
Игры обладают вариативностью. Игровые задания можно корректировать, придумывать свои.
Вот такой цветик-семицветик особенностей у нас получился.
Оцените, пожалуйста, свои впечатления от технологии «Сказочные лабиринты игры», развивающие игры В.В.Воскобовича. Поставьте цветную точку в выбранный сектор на коврографе.
Лев – Технологию уже использую в работе, знаю игры хорошо.
Павлин – Больше эмоций, чем мыслей, надо все обдумать, возможно буду использовать технологию
Лань – Технологию уже использую, но необходимо расширять свои знания
Пони – Очень интересная технология, обязательно буду использовать в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для педагогов "Развивающие игры В.Воскобовича"
Задачи:Формирование умения применять полученные знания в нестандартных игровых ситуациях.Познакомить с развивающей технологией Воскобовича.Показать способы обогащение развивающей предметно-пространств...
мастер-класс «Развитие мыслительных операций в развивающих играх с использованием матриц».
мастер-класс «Развитие мыслительных операций в развивающих играх с использованием матриц»....
Мастер - класс для воспитателей "Развиваем логику. Развивающие игры по ФЭМП" в рамках очередного методического семинара "Профессиональное развитие педагога дошкольного уровня образования"
Развивающие игры позволяют разнообразить дидактические средства работы с детьми по ФЭМПи развитию логического мышления. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывают эффе...
Мастер –класс «Развитие математических способностей через развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»,
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи д...
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...
Мастер - класс для педагогов "Развивающие игры В.Воскобовича в контексте ФГОС"
С помощью игр Воскобовича воспитатель приучает детей самиостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.Важно отметить, что все игры име...