Психолого-педагогические особенности и специфика познавательного развития у детей
презентация
Презентация для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_osobennosti_i_spetsifika_poznavatelnogo_razvitiya_u_detey.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательный интерес Это познавательная потребность , и побуждаемая ею познавательная деятельность
Общение ребенка со взрослым человеком – решающий фактор развития и формирования познавательной активности Что может сделать воспитатель в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников?
Интересы в рамках занятий Блоково-тематическое планирование Детские проекты Методы повышения осознанности познания Коллекционирование, мини-музеи Экспериментирование, моделирование Ситуации «повышенной сложности» Индивидуальный подход
Цель – получить знания. Мотив – различен в зависимости от ситуации. Способы – познавательные умения, действия. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели. Результат – получение знания. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:
От 2х до 7 лет Накопление информации об окружающем мире (2-4 года; 5-6 лет) Упорядочивание и систематизация представлений о мире (4-5 лет; 6-7 лет)
2-3 года Принцип «Что вижу, с чем действую, то и познаю» Условие: разнообразие, сменяемость предметной сферы
3-4 года Попытки установить взаимосвязь между представлениями Активное формирование чувственного познания. Объекты познания: признаки предметов, форма, величина, физические качества
4 года Средство познания – речь. Развитие умения правильно понимать и принимать информацию. Обогащение словарного запаса словами-понятиями
Старшие дошкольники В основе отношения к миру заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Систематизация полученной и накопленной информации Логические операции Развитие знаково-символической функции
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия " Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок). "Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме). "Узнай форму" (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры). "Найди отличия" (учить находить отличия у похожих предметов). "Построй по росту" (построить предметы, соответственно их высоте). "Сложи картинку" (составить из частей целую картинку). "О чем я говорю?" (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь). "Какое время года?" (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года). "Угадай предмет" (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить "да" и "нет"). Игры - головоломки. Загадки. «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия». «Будь внимателен«»(выполнение гимнастических упражнений по словесной команде). «Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти "Запомни предметы" (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию). "Детектив" (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; "Пирамида" (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, - повторяет и т.д.) "Что ты видел в отпуске?" (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях). "Следопыт" (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен найти). "Одежда" (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром). "Короткий рассказ" (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его). "Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
Игры на развитие воображения: « Несуществующее животное» Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? " « Выдумай историю» Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события. « Продолжи рисунок» Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше? « Клякса» Материал : листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха . Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. « Оживление предметов» Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия? « Так не бывает! » Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ». «Нарисуй настроение» Материал : бумага, акварельные краски Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом .
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий). «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению). «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет). «Антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный –слабый», «легкий – тяжелый» и др.). « Уникуб », «Лото». «Домино», пазлы , конструкторы. Загадки, логические задачки. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша .
Вывод Процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается определённый «этаж», занимающий свое место в системе целостного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей.Для родителей....
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социа...
Проект психолого-педагогического сопровождения Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.
Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников...
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 3-4 лет.
Краткая информация для родителей об особенностях психолого-педагогического развития детей 3-4 лет....
Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"
Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 4-5 лет...