Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля»
рабочая программа (средняя группа)
Программа «Дары Фребеля» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_frebelyu.docx | 64.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
«Советский городской округ»
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Счастливое детство»
Принята на заседании Утверждаю: педагогического совета № 5 Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 2
Протокол № 5 __________________ Е.Н. Ткачёва
От « 31 » мая 2021 г. Приказ № 35- о/д от 31.05.2021 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
на основе игрового пособия «Дары Фребеля»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Автор-составитель:
Аверьянова Елена Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образования
г. Советск
2021 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Ф. Фребель создал самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна программы
заключается в использовании уникального комплекса обучающих материалов «Дары Фребеля», созданного для развития и воспитания детей. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает возможности использования данного игрового набора в процессе реализации образовательной деятельности.
Актуальность программы
Программа «Дары Фребеля» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников.
Методическая разработка предназначена для организации совместной деятельности с детьми 4 - 5 лет по познавательному развитию с использованием игрового набора «Дары Фребеля».
Адресат программы
Дошкольники от 4-х до 5-ти лет.
Объем и срок освоения программы
- Данный курс состоит из 36 занятий.
- Срок освоения программы составляет 9 месяцев.
Периодичность и продолжительность занятий
- Занятия проводятся 1 раз в неделю.
- Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет не более 20 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Игровые занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Педагогическая целесообразность
Принципы педагогики Фребеля включают:
- признание уникальности каждого ребенка, целостный взгляд на развитие каждого ребенка,
- выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде,
- единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам,
- признание целостности детства в своих проявлениях,
- признание ребенка как части семьи и общества,
- создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
Цель программы
Формирование естественно-научной картины мира у детей дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фребеля.
Задачи программы
- Создать условия для организации детского экспериментирования с предметами окружающего мира.
- Помочь детям дошкольного возраста освоить математическую действительность путем действий с геометрическими телами и фигурами.
- Освоить через систему дидактических игр на основе образовательного материала по системе Ф. Фребеля пространственные отношения.
- Развивать пространственное мышление детей через конструирование в различных ракурсах и проекциях.
Основные методы
- Игровой - (дидактические, подвижные и самостоятельные игры).
- Наглядный - (целевые прогулки, рассматривание дидактических пособий, книжных иллюстраций, репродукций, предметов).
- Практический - (показ способов действия с предметами, организация продуктивной деятельности детей, эксперимент).
Формы работы с детьми
- Задания на основе показа педагога.
- Игры-упражнения по схеме, образцу, фотографии.
- Дидактические игры.
- Самостоятельные игры и манипуляции с деталями наборов.
- Экспериментирование с деталями наборов для развития пространственного мышления.
- Подвижные игры.
- Творческое конструирование.
Планируемые результаты
- развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
- развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
- понимание на слух текста художественного произведения,
- приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей
- формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
Формы подведения итогов реализации программы
- Наблюдения.
- Совместные игры с детьми и родителями.
- Мониторинг.
Практическая значимость
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Применение игрового набора «Дары Фребеля» повышает эффективность педагогического процесса, развивается память, логическое мышление у детей. Решение игровых логических задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики, так как логика является одной из теоретических основ компьютерной грамотности.
Ведущие теоретические идеи
Педагогический процесс предполагает, что дети среднего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающий предметный мир, взаимодействуют с взрослыми и другими детьми. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми.
Учебный план
№ занятия | Тема непосредственно образовательной деятельности | Кол-во часов НОД | |
Сентябрь | 1 | Знакомство с «Дарами Фребеля» | 1 |
2 | «Светофорик», («Цветные автомобили») | 1 | |
3 | «Эстафета» | 1 | |
4 | «Золушка» | 1 | |
Октябрь | 5 | «Колобок» | 1 |
6 | «В мире фигур» | 1 | |
7 | «В лес» | 1 | |
8 | «Лови-лови» | 1 | |
Ноябрь | 9 | «Волшебный мешочек» | 1 |
10 | «Мебель для наших игрушек» | 1 | |
11 | «Пир на весь мир» | 1 | |
12 | «Большая стирка» | 1 | |
Декабрь | 13 | «Тайные агенты» | 1 |
14 | «Аэропорт», («Путешествие») | 1 | |
15 | «Весёлый и грустный» | 1 | |
16 | «Украшаем елку» | 1 | |
Январь | 17 | «Снежинки» | 1 |
18 | «Мишкин сон» | 1 | |
19 | «Загородим огород», («Ворота») | 1 | |
20 | «Морские обитатели» | 1 | |
Февраль | 21 | «Три медведя» | 1 |
22 | «Мы матрешку потеряли» | 1 | |
23 | «Путешественники» | 1 | |
24 | «Небоскреб» | 1 | |
Март | 25 | «Ожерелье для мамы» | 1 |
26 | «Сборщики» | 1 | |
27 | «Космос», («Ракета») | 1 | |
28 | «Домик для зайчишки» | 1 | |
Апрель | 29 | «Строим новый теремок» | 1 |
30 | «Волшебники» | 1 | |
31 | «Боулинг» | 1 | |
32 | «Знаки дорожного движения» | 1 | |
Май | 33 | «За окном» | 1 |
34 | «Бабочки на лугу» | 1 | |
35 | «Экскурсия в музей» | 1 | |
36 | Диагностическое занятие «Творческая мастерская» | 1 | |
Всего | 36 |
Тематическое планирование реализации программы
(36 часов обучения)
Материально-техническое обеспечение Программы
Методическое оборудование
- Игровой набор «Дары Фребеля»
В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Информационно- методические средства
- Комплект методических пособий по работе с игровым набором
«Дары Фребеля» состоит из 6 книг:
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фребеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Мин просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196)
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для педагога дополнительного образования
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля». «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Физическое развитие».
7. Н.Н. Столбунова, Е.Б. Сайботалова: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста на основе дидактической системы Ф. Фребеля».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет.
Пояснительная запискаВ соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обе...
Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель программы: Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение во...
Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.
Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля". Игровой...
Игра-занятие на основе игрового пособия "Дары Фребеля"
Цель: Рассказать детям о лесных животных, развивать познание об окружающем мире, воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к животнымПриемы и методы: создание обстановки, беседы...
Программа кружка по дополнительному образованию «Веселая математика» на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.
Направления программы: Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие ...