"Мир рыб в природе"
материал (средняя группа)

Конспект занятия по экологии «Мир рыб в природе»

Прогнозируемые достижения:

Знать: понятие «рыбы»; названия рыб; места обитания.

Иметь: представление об аквариуме, где всё сделано так, чтобы рыбы могли жить в нём; представление о внешнем виде рыб.

Уметь: отличать особенности рыб разного вида; устанавливать различие и сходство во внешнем виде рыб, передавая сходство с натурой.

Воспитывать интерес к наблюдению за рыбками, желание их кормить, беречь, любить.

Оборудование: картинки с изображением рыб; уголок природы – аквариум с его обитателями, корм, материал для ИЗО – краски, бумага, кисти и т.д.

Методы и приёмы: вопросы к детям, объяснения, уточнения, обобщения; использование подвижной игры, художественного слова, иллюстрации; наблюдение за рыбками в аквариуме, продуктивно- творческая деятельность; анализ, итог.

Словарная работа: водоём, чешуя, жабры, окраска, водоросли, аквариумная, меченосец


 

Ход занятия

  1. Беседа «Рыбы в природе.

Загадка Крылья есть, а не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь. (рыба)

 

-Где живут рыбы? В воде

-Где есть вода в естественной среде, в природе ? Океан, море, река…

-И в каждом этом водоёме живёт своя рыба. Чем больше водоём, тем крупнее рыба. Морская рыба не может водится в реке, а речная в океане.

-А каких рыб вы знаете? Щука, карась, сом…

-Как передвигаются рыбы? Плавают, плавно изгибая тело, помогая

плавником, хвостом.

-Тело животных покрыто шерстью, тело птиц покрыто перьями, а чем покрыто тело рыб? Чешуёй

- А теперь посмотрите на эти картинки с рабами и скажите, что вы видите общего у всех рыб? Нет шеи, голова сразу идёт от туловища, есть хвост,

плавники, чешуя.

-Правильно всё, а вот это жаберные крышки. У рыб под ними жабры, которыми дышат рыбы. Мы с вами дышим носом, лёгкими, а рыбы в воде жабрами. И если рыбу долго держать без воды на воздухе, то рыба задыхается и погибает.

-А чем отличаются рыбы друг от друга? Размером, окраской.

2. Малоподвижная игра «Поймай рыбку»

3. Беседа «Наш аквариум»

Загадка Посмотрите, дом стоит

До краёв водой налит

Без окошков, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы. (аквариум)

 

- Аквариум это искусственный водоём, созданный человеком для своего удовольствия. Захотел человек в доме иметь маленький океан или озеро с маленькими рыбками и придумал аквариум.

-Аквариумы бывают разные по величине, по форме. На что похож наш аквариум? На шар, глубокую чашку.

-Из чего сделан аквариум? Из стекла…

- А как вы думаете, для чего человек сделал аквариум стеклянным, а не из другого материала? Прозрачный, чтобы было хорошо видно и сбоку.

-Что находится на дне аквариума? Пески, камешки…

- Что растёт в воде? Как называется это трава? Водоросли…

-Как назвать рыб, которые живут в аквариуме? Аквариумные…

-Правильно, их называют аквариумными рыбками или декоративными, потому что они очень маленькие и яркие.

-Посмотрите внимательно, кто кроме рыб ещё живет в аквариуме? Улитки…

-Давайте рассмотрим наших аквариумных рыбок, вспомним как их зовут, что в них особенного, как их отличить узнать.

Гуппи – серенькая, серебристая…

Вуалехвост – пышный хвост, оранжевая…

Золотая рыбка – жёлтая, золотистая…

-Кто заметил новую рыбку? Какая она? Красное туловище, длинный прямой чёрный хвост, похож на меч, на иглу.

-Эта рыбка – меченосец, как будто меч носит.

-Если человек создал для себя аквариум и вывел таких маленьких, ярких декоративных рыбок, то они тоже стали домашними, и это значит и человек должен заботится о них, а как? Менять воду, кормить, мыть аквариум,

следить за здоровьем рыб.

-Сейчас я немного дам рыбкам корм, а вы посмотрите как они его едят, как себя ведут, как живут между собой.

4. Рисование «Красивая рыбка»

- А теперь нарисуйте понравившуюся вам рыбку на маленьком листе бумаги, а потом их поместим на этот большой лист – бумажный аквариум.

Анализ работ . Итог занятия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...