Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнится развитие личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у многих детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, памяти, снижена работоспособность. Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.
В нашем дошкольном учреждении постоянно работают две коррекционные группы для детей с ОНР. Педагоги детского сада нашли оптимальное решение в работе с такими детьми – проведение интегрированных занятий, ведь интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада – еще одно требование, обозначенное в ФГОС.
Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет своё эмоциональное благополучие. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а народные игры в НОД направлены на их устранение.
Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, мелкую моторику, развивают коммуникативные навыки.
Особое внимание мы уделяем играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения – улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
В своей практике я широко использую народные игры. Народная игра – одно из средств народной педагогики. Народные игры имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства. Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию воспроизведения традиций, норм и правил поведения, принятых в народной культуре. Игра – отражение образа жизни, национальных традиций. Она обеспечивает всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа. Разнообразие народных игр направлено на использование движений (подвижные игры), слов (словесные игры), предметов и игрушек (настольно-печатные). Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. У каждого народа свои игровые народные культурные традиции, которые передаются из поколения в поколение.
В процессе воспитания детей средствами народной игры решается комплекс задач социально-коммукативного, познавательно-речевого, эмоционально-нравственного, физического развития.
Мы выделили следующие задачи:
- Развивать у детей эмоционально-активное отношение, интерес к народным играм.
- Создавать условия для проявления детской игровой культуры.
- Обогащать познавательно-речевую сферу ребенка знанием правил народных игр, основ истории и культуры народа.
- Создавать условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.
- Закреплять игровой опыт детей на основе использования нравственных ценностей взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Так как в нашем детском саду работа в коррекционных группах начинается с 5 лет, то более подробно я остановлюсь на музыкальном развитии старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Большое место занимают старинные народные игры, такие как «Городки», «Лапта», «Гори-гори, ясно», «Дед Мороз», «Чурилки» и другие.
Забытые народные игры развивают самостоятельность, целенаправленность, готовность к совместной двигательной деятельности со сверстниками.
Продолжать знакомить с играми родного края, это татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», русская народная подвижная игра «Золотые ворота», башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы», татарская народная хороводная игра «Юрта», русская народная игра «Забава» и многие другие.
В старшем дошкольном возрасте идеи народной педагогики могут быть реализованы через познавательные беседы по истории и культуре разных народов на праздниках и досугах.
На музыкальных занятиях примерно один раз в две недели – новую хороводную игру. Одновременно можно закреплять знакомые игры, предлагать народные игры на выбор и в непосредственно образовательной деятельности, а чаще в блоке совместной деятельности воспитателя и детей.
В старшем возрасте дети могут быть активными участниками народных праздников: «Осенины», «К нам пришла коляда», «Масленица» и другие, в сценарии этих праздников включают народные игры.
Закрепление активно действенного интереса к народным играм, осуществляется при организации конкурсов, соревнований, типа «Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает считалок» и т.д. Это позволяет развивать у детей самостоятельность в придумывании и усложнении правил в народных играх, в совместном изготовлении атрибутов к играм. Задача педагога состоит в использовании различных методов и приемов поддержки интереса детей, как к народным играм, так и к ценностям народной педагогики в целом.
Планирование народных игр предполагает учет особенностей их организации. В образовательном процессе важно продумать место и время проведения народных игр в жизнедеятельности детей.
Планирование народных игр является творческим процессом, где отражается как профессиональный, так и личный опыт педагога. При планировании музыкального воспитания надо учитывать классификацию народных игр.
В перспективный план вносятся народные игры и конкретизируются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. При этом важно учитывать сезонность, психологический комфорт, возрастные особенности детей, и целостное представление об основных идеях народной педагогики. Следует использовать народные игры во всех блоках образовательного процесса детского сада, стремиться к взаимосвязи в использовании разных средств народной педагогики. Это игры, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, природа и другие. Жеребьевки, считалки, заклички широко используются при проведении различных видов культурно-досуговой деятельности и народных игр.
Результативность народных игр наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников: В формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.
Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно.
1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового характера.
2.Тренинговые игры в своей основе имеют интуитивные представления народа о том, что должен знать и уметь ребенок, как он должен себя вести, что составляет квинтэссенцию народной педагогики любого этноса.
Интеллектуальные игры имеют символизм игровой ситуации и наличие игровых задач.
Адаптивные игры – в них ребенок осваивает этнические социальные ценности (храбрость, находчивость и др.).
Сенсомоторные игры (подвижные) – они рассматриваются с позиции развития движений и спортивных навыков (слаженности, координации, быстроты и адекватности реакции).
3.Досуговые игры – отражают любовь и бережное отношение к детям, заботу об их психическом и физическом состоянии, настроении. Они формируют у детей чувство защищенности и причастности к своему народу, семье.
Досуговые игры подразделяются на игры-развлечения, носящий публичный, массовый характер, игры-забавы, проводящиеся в семье, и игры – релаксации.
Игровым средством в досуговых играх может быть как игрушка, так и специальное игровое слово, которое, как правило, исходит от взрослого организатора. В этих играх выражена возрастная половая дифференциация.
Игры – релаксации чаще всего адресованы младенцам и детям раннего возраста, хотя многие из них необходимы любому ребенку.
Игры – забавы предназначены для младших детей обоих полов.
Игры – развлечения чаще всего дифференцированы по полу более старших детей.
Планирование народных игр (включая игры родного края).
Сентябрь-октябрь-ноябрь
Русская народная игра «Пчелы»
Задачи: развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе.
Русская народная подвижная игра «Бег по стволу»
Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.
Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.
Русская народная игра «Как у Деда Трифона».
Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей.
Русская народная игра «Золото».
Татарская народная подвижная игра «Ласточка»
Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к родной природе.
Русская народная хороводная игра « Плетень»
Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.
Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»
Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.
Русская народная хороводная игра «Веночек»
Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом.
Русская народная игра «Перышки».
Русская народная игра «Кот и мыши».
Русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур».
Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом
Примерное планирование народных игр.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Русская народная игра – «Пчелы» | Русская народная подвижная игры – «Бег по стволу» | Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» |
Русская народная игра - «Как у деда Трифона» | Русская народная игра - «Золото» | Татарская народная подвижная игра – «Ласточка» |
Русская народная хороводная игра «Плетень» | Башкирская народная подвижная игра «Ласточка и ястребы» | Русская народная хороводная игра «Веночек» |
Русская народная игра «Перышки» | Русская народная игра «Кот и мыши» | Русская народная хороводная игра «Чурилки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности домин...
«Коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей»
В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности. Среди всего этого многообразия материала коммуникативн...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...
Игровой тренинг для дошкольников «Народные игры для личностного развития детей»
Народные игры благодатный материал для полноценного психического и личностного развития детей, т.к. их содержние, правила оттачивались веками и перешли от поколения к поколению. Эти игры помогут разви...
Консультация для воспитателей "Кубанские народные игры - как средство развития детей"
У каждого народа есть своя неповторимая душа - это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры. Пока жива Душа народа - жив и сам народ. Славянское древо породило чудную ветвь - казачество ...
Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""
quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...