Конспект занятия в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ольга Ивановна Титова

Вода… Как ценна она для всего живого на Земле. Как важно её беречь. Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает различными свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Волшебница Вода»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Формирование желания познавать мир через исследовательскую деятельность.

Задачи

Обучающие:

1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность (отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества);

2. Учить детей анализировать, делать вывод;

3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

4. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями  (дождь, град, лед);

5. Показать значение воды в жизни живой природы.

Развивающие:

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;

2. Развивать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей старшего возраста умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;

2. Прививать бережное отношение к воде;

3. Воспитывать аккуратность в работе с водой при экспериментировании.

Предварительная работа

Беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города. Просмотр мультипликационного фильма о пользе воды. Замораживание воды в формочках.

Ход образовательной деятельности.

Ребята посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию.

Как вы думаете, кто работает в лаборатории и чем они занимаются? (учёные)

Воспитатель: Правильно, учёные. Они занимаются наукой. Наука – познавательная деятельность человека, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать)

Раз мы с вами находимся в лаборатории, я предлагаю превратиться в учёных.

Воспитатель: Давайте наденем защитные фартуки и шапочки. А с что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Я и туча, и туман,

И река и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (Вода)

Воспитатель: Правильно, вода. Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды. Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус).

Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого).

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.)

Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода? (Животным, растениям, человеку).

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды? (Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается).

Воспитатель: Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.

1. Жидкое состояние. Это-дождь, капелька, роса, ручеек.

2. Газообразное состояние. Это пар, облака, туман.

3. Твердое состояние. Это лёд, сосулька

Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.

Приглашаю вас, присесть за наши экспериментальные столы, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.

Опыт 1.

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой № 1 и № 2. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? (нет)

Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой № 1 соль. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная).

Воспитатель: в стаканчик с водой № 2 – сахар. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).

Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Опыт 2.

Воспитатель: Скажите вода, какая прозрачная или непрозрачная? (прозрачная)

Воспитатель:Возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке? (да)

Воспитатель: Значит вода какая? (прозрачная).

Воспитатель: Возьмите любую краску, размешайте в стаканчике с водой № 2. Что произошло? (вода окрасилась)

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть перед следующими исследованиями.

Физминутка: «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и тд., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и т.д.)

Воспитатель: Совершенно верно. Я вам предлагаю продолжить нашу исследовательскую деятельность.

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода? (нет)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет. (Воспитатель капает в каждый стаканчик сое лимона, дети определяют, что вода прибрела запах лимона)

Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах вещества, которое в него добавили.

Опыт 4.

Воспитатель: Имеет ли вода определённую форму? (нет)

Проверим?

Воспитатель: Давайте перельём воду из стакана в формочки. Что произошло? (вода приняла форму того сосуда, в который её перелили)

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).

Воспитатель: Скажите, лёд это, какое состояние? (твёрдое). Правильно, я сейчас вам предлагаю с помощью рисунков отобразить состояния воды. Я вам раздам листы бумаги и краску. Затем я загадываю загадку, вы отгадываете и отгадку рисуете в заготовленных прямоугольниках на листе бумаги.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Правильно. Дождь - это какое состояние воды? (жидкое). Рисуем в первом прямоугольнике.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Правильно. Облако это какое состояние воды? (газообразное). Совершенно верно. Рисуем во втором прямоугольнике.

Серебристая Морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз… (Сосулька)

Правильно. Сосулька - это какое состояние воды? (твёрдое).

Молодцы! Рисуем в третьем прямоугольнике. Посмотрите, какие карточки у нас получились. А сейчас я вам предлагаю подойти к доске.

Скажите, вам понравилось быть учёными! (да).

Интересно? (да)

Скажите, что вам понравилось больше? (ответы детей).

А вы знаете, когда учёные проделали опыты, они делают заключительный вывод. И я вам сейчас предлагаю, закрепить наши полученные знания о свойствах воды в виде схем.

(Дети подходит к магнитной доске, выкладывают схемы).

Давайте вспомним:

  1. Мы узнавали, что вода не имеет вкуса (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).
  2. Мы определяли, имеет ли вода цвет (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).
  3. Мы определяли, имеет ли вода форму (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).
  4. Мы определяли, имеет ли вода запах (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).

Молодцы. В следующем нашем научном занятии мы продолжим опыты с водой и узнаем, ещё много интересного. Ну а теперь я предлагаю покинуть нашу лабораторию. Все молодцы. Мы должны переодеться и пойти помыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Вода - волшебница"

конспект занятия по изучению свойств воды...

Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

Конспект занятия в старшей группе "Вода-всем нужна!"

Занятие познакомит дошкольников с явлениями неживой природы — водой. Способствует развитию представлений о том, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого...

Конспект занятия в старшей группе "Вода -это жизнь"

Конспект занятия по Окружающему миру с элементами экспериментирования о свойствах воды.Знакомство с понятием: круговорот воды в природе в виде игры....

конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.

Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...

Конспект занятия в старшей группе "Вода и её свойства"

По итогам занятия у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к воде, они овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответс...