Конспект занятия в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия (старшая группа)
Вода… Как ценна она для всего живого на Земле. Как важно её беречь. Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает различными свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Волшебница Вода»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Формирование желания познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи
Обучающие:
1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность (отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества);
2. Учить детей анализировать, делать вывод;
3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
4. Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед);
5. Показать значение воды в жизни живой природы.
Развивающие:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, любознательность, наблюдательность и познавательную активность в процессе экспериментирования;
2. Развивать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей старшего возраста умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;
2. Прививать бережное отношение к воде;
3. Воспитывать аккуратность в работе с водой при экспериментировании.
Предварительная работа
Беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города. Просмотр мультипликационного фильма о пользе воды. Замораживание воды в формочках.
Ход образовательной деятельности.
Ребята посмотрите, наша группа превратилась в научную лабораторию.
Как вы думаете, кто работает в лаборатории и чем они занимаются? (учёные)
Воспитатель: Правильно, учёные. Они занимаются наукой. Наука – познавательная деятельность человека, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать)
Раз мы с вами находимся в лаборатории, я предлагаю превратиться в учёных.
Воспитатель: Давайте наденем защитные фартуки и шапочки. А с что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Я и туча, и туман,
И река и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Воспитатель: Правильно, вода. Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды. Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус).
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого).
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.)
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода? (Животным, растениям, человеку).
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды? (Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается).
Воспитатель: Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.
1. Жидкое состояние. Это-дождь, капелька, роса, ручеек.
2. Газообразное состояние. Это пар, облака, туман.
3. Твердое состояние. Это лёд, сосулька
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
Приглашаю вас, присесть за наши экспериментальные столы, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.
Опыт 1.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой № 1 и № 2. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? (нет)
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой № 1 соль. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная).
Воспитатель: в стаканчик с водой № 2 – сахар. Размешайте. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).
Какой мы с вами сделаем вывод?
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Опыт 2.
Воспитатель: Скажите вода, какая прозрачная или непрозрачная? (прозрачная)
Воспитатель:Возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке? (да)
Воспитатель: Значит вода какая? (прозрачная).
Воспитатель: Возьмите любую краску, размешайте в стаканчике с водой № 2. Что произошло? (вода окрасилась)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть перед следующими исследованиями.
Физминутка: «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и тд., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и т.д.)
Воспитатель: Совершенно верно. Я вам предлагаю продолжить нашу исследовательскую деятельность.
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода? (нет)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет. (Воспитатель капает в каждый стаканчик сое лимона, дети определяют, что вода прибрела запах лимона)
Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах вещества, которое в него добавили.
Опыт 4.
Воспитатель: Имеет ли вода определённую форму? (нет)
Проверим?
Воспитатель: Давайте перельём воду из стакана в формочки. Что произошло? (вода приняла форму того сосуда, в который её перелили)
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её перелили. Это хорошо можно увидеть, если заморозить воду в разных формочках, посмотрите (воспитатель показывает заранее приготовленные ледовые фигурки).
Воспитатель: Скажите, лёд это, какое состояние? (твёрдое). Правильно, я сейчас вам предлагаю с помощью рисунков отобразить состояния воды. Я вам раздам листы бумаги и краску. Затем я загадываю загадку, вы отгадываете и отгадку рисуете в заготовленных прямоугольниках на листе бумаги.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Правильно. Дождь - это какое состояние воды? (жидкое). Рисуем в первом прямоугольнике.
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Правильно. Облако это какое состояние воды? (газообразное). Совершенно верно. Рисуем во втором прямоугольнике.
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз… (Сосулька)
Правильно. Сосулька - это какое состояние воды? (твёрдое).
Молодцы! Рисуем в третьем прямоугольнике. Посмотрите, какие карточки у нас получились. А сейчас я вам предлагаю подойти к доске.
Скажите, вам понравилось быть учёными! (да).
Интересно? (да)
Скажите, что вам понравилось больше? (ответы детей).
А вы знаете, когда учёные проделали опыты, они делают заключительный вывод. И я вам сейчас предлагаю, закрепить наши полученные знания о свойствах воды в виде схем.
(Дети подходит к магнитной доске, выкладывают схемы).
Давайте вспомним:
- Мы узнавали, что вода не имеет вкуса (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).
- Мы определяли, имеет ли вода цвет (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).
- Мы определяли, имеет ли вода форму (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).
- Мы определяли, имеет ли вода запах (дети выкладывают таблички, кто- то один поясняет).
Молодцы. В следующем нашем научном занятии мы продолжим опыты с водой и узнаем, ещё много интересного. Ну а теперь я предлагаю покинуть нашу лабораторию. Все молодцы. Мы должны переодеться и пойти помыть руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Вода - волшебница"
конспект занятия по изучению свойств воды...
Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Уточнить и расширить знания детей о воде; её свойствах; о роли воды в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...
Конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека"
Ставим опыты...
Конспект занятия в старшей группе "Вода-всем нужна!"
Занятие познакомит дошкольников с явлениями неживой природы — водой. Способствует развитию представлений о том, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого...
Конспект занятия в старшей группе "Вода -это жизнь"
Конспект занятия по Окружающему миру с элементами экспериментирования о свойствах воды.Знакомство с понятием: круговорот воды в природе в виде игры....
конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.
Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...
Конспект занятия в старшей группе "Вода и её свойства"
По итогам занятия у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к воде, они овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответс...