Консультация для педагогов: «Роль театрализованных игр в жизни дошкольников»
консультация

Харахонова Светлана Ивановна

Консультация для педагогов: "Роль театрализованных игр в жизни дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_teatralizovannyh_igr_v_zhizni_doshkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Роль театрализованных игр в жизни дошкольников»

Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания. Театр - это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребенку деятельность, а с другой - мощное средство всестороннего развития ребенка. Взаимодействуя с другими персонажами, он учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, вести диалог, у него происходит обогащение чувств и эмоций, он переживает за героев сказки, "проживает" их жизнь. Театрализованная деятельность раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз "зажатости", раскрепощает самых застенчивых детей. Так же, театрализованная деятельность тесно связана с развитием речи дошкольников. Через театрализованную деятельность дети получают образцы правильной, красивой, эмоционально окрашенной связной речи, насыщенной меткими образными выражениями, употребляют разные типы речи и формы связных высказываний для решения конкретных игровых коммуникативных ситуаций (рассуждение, объяснение, воспроизведение сказочных диалогов). Дети упражняются в риторике, их речь становится более понятной, выразительной, грамматически оформленной.              В процессе подготовки показа спектакля у детей развивается связная речь, которая носит эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое употребление разнообразных средств выразительности, ведь во время воспроизведения художественно - речевых сюжетов дети усваивают нормы речи в ее высшем проявлении.

У нас в группе оборудован небольшой театральный уголок, там размещены такие виды театра, как: кукольный, пальчиковый, фланелеграф, маски, шапочки, реквизиты, есть небольшая ширма. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования , поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.                                                                                            Костюмы, ткани дети используют в театрализованной деятельности, в сюжетно - ролевых играх, как совместно с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности. Природный и бросовый материал часто используют как атрибуты к сюжетно - ролевым играм. Например, чтобы дополнить образ Маши, мы с детьми сделали бусы для нее из рябины, для настольного театра "Три медведя" сделали из шишек главных героев.

Видов театрализованных игр очень много. В своей деятельности я использую игровые ситуации, например, для снятия мышечного напряжения:  "Поздоровайся друг с другом за обе руки поочередно", Найди взглядом своего товарища", "Не перепутайте движения" и так далее.

Пальчиковый игротренинг: "Мальчик - пальчик, где ты был", "Барабанщики" и многие другие. Такие игры позволяют развивать еще и мелкую моторику рук.

Для обучение детей средствам выразительности я использую артикуляционную гимнастику: "Жало змеи", "Лошадка", "Заводим мотоцикл" и другие. Часто предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: "возьми", "принеси", "помоги", "здравствуй"(приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Привлекаю внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перстановки логического ударения (каждый раз на другое слово): "Принеси мне игрушку", "Мама ушла на работу". А так же использую задания - упражнения: "Я радуюсь, когда...", "Я грущу, когда..." и так далее.

Для развития дикции использую скороговорки. С целью развития воображения, мышления, памяти предлагаю детям, закончить "Короткие истории", например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: "А у меня для тебя новость". Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо - тихо: "Как страшно!". Чего он может бояться?

3. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?

Для развития пластической выразительности предлагаю детям следующие задания:

1. Пройди по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все медведи   действовали по разному. При выполнении этих упражнений детьми, стараюсь следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения и мимику.

Особенно детям нравятся упражнения для развития выразительной мимики: соленый чай, ем лимон, сердитый дедушка, тепло - холодно, обиделись, мне грустно и так далее.

Так же часто использую в своей работе такие игровые задания, как:            

- "Продолжи сказку". Предлагаю детям составить продолжение известных сказок "Кот в сапогах", "Машенька и медведь", "Дюймовочка". Подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуацаиях, требующих от них сноровки, бытовых умений в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений.  

- "Сказки наизнанку". Здесь можно использовать кукольный или настольный театр по известной сказке. Предлагаю детям придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены ( колобок злой, лиса добрая).

- "Здравствуй и прощай". Например, доброе утро, добрый вечер, добрый день, рад тебя видеть, привет, приветствую вас, здравствуй.                                                  Или: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, пока, счастливого пути.

- "Веселые стихи". Предлагаю детям придумать и рассказать стихотворение от лица героя сказки, представив себя стариком, медведем, лисой и так далее. Скажу сразу, что это задание очень сложное для детей, и сочинять стихи получается  далеко не у всех детей.

- "Диктофон". Предлагаю детям повторить, что сказал герой (громко, тихо, во весь голос, медленно, по слогам).

Ну и, конечно, театрализованные игры. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. При обсуждении ролей объясняю детям, как надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героя, ведь наша речь, жесты служат образцом для подражания детьми.                                            Игра драматизация оказывает большое влияние на речь детей. Они усваивают богатства родного языка, его выразительные средства, используют различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Так же стараюсь уделять большое внимание художественным произведениям, особенно русским народным сказкам. У многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения

Вообщем, через театрализованную деятельность ребенок узнает сам себя, может заявить о себе, попробовать, на что способен, перешагнуть через "Я стесняюсь".       Все дети с интересом принимают участие в играх драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.

Используемая литература:

1. М.Д. Маханева "Организация театрализованной деятельности в детском саду": пособие для работников дошк. учреждений.- М.: ТЦ. "Сфера", 2001.-с9-16, 76-121.

2. А.В. Щеткин "Театрализованная деятельность в детском саду":М.: ТЦ. "Мозаика - синтез", 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в жизни ребенка"

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...

статья «Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольника»

Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольника...

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для педагогов«Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»...

Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольников.

Данная тема очень актуальна при работе с дошкольниками.Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникатив...

Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольников

Данная тема очень актуальна при работе с дошкольниками.Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникатив...

Консультация для родителей: «Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольника».

Театр - искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и  доброты». К.С.СтаниславскийДорогие роди...

Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольника.

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка....