Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Практикум.
материал

Стряпихина Ирина Владимировна.

Безусловно важно своевременно заметить и начать проводить профилактическую работу по эмоциональному выгоранию педагогов. Представленные упражнения являются эффективным средством для снятия эмоционального и мышечного напряжения, а задания на сплочение коллектива закрепляют полученный положительный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_1.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов "Коллектив – это МЫ"

 

 Цель: формирование  хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, профилактика эмоционального выгорания педагогов.

 Задачи:

1.      способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств.

2.      познакомить участников с некоторыми приёмами психологической саморегуляции.

3.      совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

4.      развивать коммуникативные навыки.

 

 Психолог:

Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе и о коллегах.

 Прежде чем начать работать, мы должны вспомнить правила работы в группе.

1.      Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа.

2.      Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

3.      Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

4.      Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

Начать наш тренинг я бы хотела с приветствия друг друга.

Упражнение 1.  «Приветствия в разных странах».

Психолог: в разных странах обычаи приветствия очень отличаются друг от друга, сейчас мы с вами познакомимся с традиционными приветствиями, после чего будем приветствовать своих соседей слева и справа одним из их видов.

Немцы – пожимают руки

Полинезийцы – трутся носами

Японцы – кланяются

Латиноамериканцы – обнимаются

Французы – целуют друг друга в щеки

Северная Америка – прикладывают ладонь ко лбу, губам, груди

Замбези – хлопают в ладоши

Самоа – обнюхивают.

 

Упражнение № 2"Все мы чем-то похожи"

Психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра. ", "Любимый цвет каждого из нас - синий" и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

 Обратная связь: Сложно ли искать общие черты? 

Упражнение №3. Узнай рисунок (хорошо ли вы знаете себя и друг друга)

 Психолог  задает участникам вопрос: «Хорошо ли вы  знаете  себя и друг друга?  Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо».

 

 После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка.

Упражнение №4. «Квадрат»

Психолог просит построиться педагогов в круг и закрыть глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, психолог не разрешает открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает  участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Упражнение №5.  «Город-дерево-собака»

 Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за ОДИН маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе один из элементов, чтобы получился рисунок «город-дерево-собака». Участники действуют одновременно, разговаривать между собой запрещено. Обсуждается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность взаимодействовать, подчиняться, управлять, действовать совместно.

 

Упражнение № 6“Карусель”.

 Психолог предлагает педагогам построиться в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участники должны сказать комплимент друг другу.

 Анализ: Понравился ли комплимент? 

Упражнение №7 "Доска желаний"

Психолог предлагает педагогам закрыть глаза и на минутку представить (визуализировать) свое самое заветное желание. После чего педагоги открывают глаза, психолог предлагает ряд картинок с возможными желаниями, педагоги выбирают то изображение, которое себе представляли в мечтах. Психолог предлагает сформировать "Доску желаний коллектива" для скорейшего их осуществления

Упражнение №6. Обратная связь

Психолог кидает мяч педагогам, они его возвращают, озвучивая впечатления о практикуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Профессия педагога, воспитателя предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянно...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

семинар-практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опу...

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС"

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагога, как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности в рамках ФГОС" был проведён для воспитателей, специалисто...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...