Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
консультация на тему

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Профессия педагога, воспитателя предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание. Данный семинар-практикум может использоваться в работе с педагогами и детских садов, и школ. В нем собран как теоретический материал о том, что такое стресс, какие есть стратегии рпеодаленя стресса, так и практический материал для работы со стрессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx39.14 КБ
Файл trening.pptx90.01 КБ

Предварительный просмотр:


Семинар-практикум по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Тема: «Профилактика эмоционального выгорания»

 Актуальность: Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Профессия педагога, воспитателя предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

 Задачи программы:

  • Раскрыть понятие эмоционального выгорания и коппинг-стратегии;
  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, сплочению  коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Объект: педагоги дошкольного учреждения

Формы и методы работы: мини-лекция, обсуждение, рисуночные методы, методы релаксации.

Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний педагогов по вопросу, б) осознание через диагностику и предоставление результатов своего состояния и потребностей, в) обучение навыкам антистрессового дыхания, мышечной релаксации и другими методами преодоления стресса.

Продолжительность семинара: 30-40 минут

Количество участников: 20-23 человека.

Материалы: листы бумаги, ручки, карандаши, мягкая игрушка-антистресс.

Заранее проведенная диагностика: Тест «Профессиональное выгорание» (Водопьянова), Тест «Коппинг-стратегии» (Лазарус), рисунок человека.

 

 

Содержание программы семинара

Организационный момент

   

1. Выяснение отношения участников группы к заданной проблеме

Цель. Выяснение способов снятия напряжения педагогов, снятие тревожности, настрой на работу.

Содержание. Педагоги по кругу передают игрушку и отвечают на вопрос: Как они сами борются со стрессом?

Основное содержание

2. Небольшое сообщение о теме тренинга.

Цель: информирование педагогов  о том, что такое эмоциональное выгорание, его фазы, особенности.

Содержание. Профессиональное выгорание представляет собой стресс–синдром как совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работоспособности, самочувствии и межличностных отношениях субъекта профессиональной деятельности. Выгорание является ответной реакцией на профессиональные стрессы, состоящей из трех компонентов:

  • эмоционального истощения,
  • деперсонализации
  • и редукции персональных достижений

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения, усталости, исчерпанности эмоциональных ресурсов.

Деперсонализация представляет собой негативное, циничное, бездушное отношение к реципиентам.

Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, негативном самовосприятии в профессиональном плане.

3. Предоставление результатов диагностики уровня эмоционального выгорания.

Цель: выведение на рациональный уровень знания своего эмоционального состояния для профилактики дальнейшего выгорания.

Содержание. Раздать педагогам индивидуально результаты диагностики и обсудить, что значит каждый показатель.

4. Релаксационные упражнения на снятие напряжения.

Цель:  ознакомить педагогов с методами релаксации  и провести на практике одно из упражнений.

Содержание. Методов релаксации в литературе много.

  • физические методы (баня, закаливание, водные процедуры, световое и цветовой воздействие  - сенсорная комната и т. д.);
  • биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, ароматерапия, использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.);
  • физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.);
  • психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.).

Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. Стандартный сеанс АТ состоит из трех частей: базового самовнушения покоя и отдыха; целевого самовнушения; выхода из состояния релаксации. На первом этапе лучше всего заниматься в тихом, спокойном помещении с мягким, неярким светом, с комфортной температурой, в свободной одежде. По мере освоения методики АТ тренировку можно будет применять в любой обстановке: на работе, дома, даже в транспорте. Глаза обычно закрыты. Заниматься АТ можно 1-3 раза в день по 10-20 мин (время подбирается индивидуально). Лучше проводить аутогенную тренировку перед подъемом — утром, днем -в обеденный перерыв и вечером — перед уходом ко сну. Если кому-то трудно запомнить формулы самовнушения, то на первых порах можно использовать магнитофон, на который эти формулы зачитываются спокойным, неторопливым голосом.

Дыхательные техники. Дыхание — уникальная функция человека, бладающая рядом важных особенностей.

Во-первых — это второй по жизненной важности процесс нашего организма (после работы сердца).

Во-вторых, дыхание — это, пожалуй, единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. В отличие от работы желудка, печени или почек мы можем в определенных пределах управлять своим дыханием и через него оказывать воздействие на деятельность других внутренних органов.

В-третьих, ритм дыхания тесно связан с состоянием скелетной мускулатуры, и его правильное использование позволяет быстрее и полнее овладеть навыками мышечной релаксации.

В-четвертых, соотношение вдоха и выдоха влияет на настроение человека. Вспомним, как дышит печальный человек? Он делает глубокий вдох и протяжный выдох (так называемый «вздох»). А как дышит спортсмен перед боем? Он делает короткий, энергичный выдох.

Одним из наиболее простых способов использования антистрессорного потенциала дыхания является концентрация внимания на нем. Можно сконцентрироваться на движении грудной клетки, ритмически поднимающейся и опускающейся в такт дыханию, на тихом шелесте входящего и выходящего из легких воздуха, но проще всего концентрироваться на потоках воздуха, проходящих через легкие. Поэтому для уменьшения стресса часто применяют упражнение «Медитация на дыхании», которое позволяет отвлечь мысли от источника стресса и переключить внимание человека с психотравмирующей ситуации на процесс дыхания.

Существует два основных способов дыхания: грудное и брюшное. Брюшное дыхание (животом) считается более физиологичным, хотя, может быть, выглядит и не так эстетично. Тем не менее брюшное дыхание оказывает явно выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения (усиление перистальтики кишечника и активизация деятельности поджелудочной железы и печени) и легочной вентиляции (очищение от микробов нижних долей легких). Кроме того, оно более эффективно при нейтрализации стрессов высокой интенсивности. Такой эффект достигается как за счет более выраженных мышечных усилий, так и благодаря задержке дыхания в фазе выдоха. Сравнение двух источников потенциальной опасности: психологического и биологического (связанного с нехваткой кислорода) в значительной мере обесценивает первый из них.

Мышечная релаксация. В 30-х годах прошлого века Эдмунд Джекобсон опубликовал свой труд «Прогрессивная релаксация», где показал, что наши психические проблемы и наше тело взаимно связаны друг с другом: тревога и беспокойство вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. В результате у человека, часто переживающего стрессы, формируется так называемый «мышечный корсет». Возбужденный и озабоченный мозг заставляет мускулатуру излишне напрягаться, а напряженные мышцы еще больше возбуждают сознание, посылая в него нервные импульсы. Для остановки данного процесса Джекобсон предложил использовать на первый взгляд парадоксальный путь — сначала максимально напрячь мышцы и лишь потом попытаться сбросить напряжение. Оказалось, что, используя «принцип контраста», можно более четко воспринимать степень расслабления мышц, а затем и сознательно управлять этим состоянием.  Парадоксальная релаксация.

Рациональная психотерапия. В качестве примера применения рациональной терапии в снижении уровня стресса можно привести несколько когнитивных постулатов, помогающих по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию и снизить уровень эмоционального напряжения.

Определение сферы своей компетентности

Мысленно очертите вокруг себя область, куда входит то, что вам принадлежит, что вы любите, на что можете влиять — «круг вашей компетентности». Туда войдет ваш дом, ваши близкие и друзья, ваши любимые занятия, ваши планы и т. д. За этот круг неизбежно попадут множество вещей от далеких галактик до величины налога на добавленную стоимость. Подумайте над этим и осознайте, что мы не можем и не должны стремиться контролировать все в этом мире, а также реагировать на все, что в нем происходит.

Жить «Здесь и сейчас»

Мы находимся между двумя Вечностями: той, что уже прошла, и той, что еще не наступила. И пока мы на мгновение задержались между Прошлым, в котором уже ничего нельзя изменить, и Будущим, которое еще нельзя изменить, мы, из-за краткости этого положения, находимся в безопасности. В этом бесконечно малом и одновременно бесконечно большом мгно вони и Перехода у нас есть, во-первых, возможность расслабиться и перевести дух, а во-вторых, шанс изменить смою жизнь к лучшему. Поэтому давайте научимся ценить драгоценный миг настоящего, потому что это единственная реальность нашей жизни, в которой мы существуем.

Лучшее — враг хорошего

Совершенствоваться можно до бесконечности! Если все время стремиться к совершенству, то можно тратить слишком много сил на процесс — и потерять из виду конечную цель. Многие люди доводят себя до состояния хронического стресса тем, что пытаются добиться совершенства там, где это вовсе не обязательно. Речь идет о вполне разумных, организованных и целеустремленных менеджерах или чиновниках, которые тратят массу усилий на то, чтобы на их рабочем столе всегда царил идеальный порядок или же часами шлифуют квартальный отчет. Есть женщины, которых просто убивает складка на шторах или пылинка на полированной поверхности серванта. Таким людям можно напомнить слова Ганса Селье, который предупреждал: «Признайтесь, что совершенство невозможно. Установите себе реальную вершину, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим. Оставьте себе время для радостей и отдыха».

Разделяйте ролевые функции и личностные реакции

С проблемой смешения личностных и ролевых реакций часто сталкиваются представители многих профессий, которые по долгу службы вынуждены принимать или выполнять непопулярные решения: милиционеры, судьи, транспортные контролеры, учителя, налоговые инспектора и т. д. Чтобы сохранить в таких условиях душевное равновесие и не стать жертвой стресса, нужно уметь отделять свою социальную роль от собственной личности. Для этого нужно осознать, какие ваши поступки являются ролевыми (фактически независящими от вас), а какие вы принимаете исходя из своих личных пристрастий и установок. Мысленно сравните свою профессиональную роль с профессиональной одеждой (мундиром, спецовкой), и когда вы вынуждены выполнять неприятные для других действия, представляйте себе, что эти действия идут не от вас, а от вашей спецодежды. Когда же люди будут направлять на вас поток отрицательной энергии, пусть она также уходит в ваш мундир. Раз в неделю вытряхивайте вашу рабочую одежду или чистите ее, представляя, как вместе с пылью с нее слетают все негативные чувства и пожелания.

«Принцип зебры»

Счастье и несчастье перемешано не только в пространстве, но и во времени. Вслед за чередой проблем и неприятностей неизбежно наступает полоса светлых дней и хорошего настроения. Если судьба уж слишком энергично «прессует» вас, не давая передышки, замрите на некоторое время, отступитесь от борьбы и переведите дух. Может быть, ваше время просто еще не наступило и вам следует не биться насмерть с неприступной фортуной, а накопить сил и хорошенько подумать, какой дорогой вы идете Имейте в виду: очень часто подобные черные полосы посылает нам не чуждый нам рок, а наше' собственное подсознание, которое таким образом просто хочет показать, что мы выбрали неверную цель. В этом случае не следует всеми силами упираться, сопротивляясь своей сущности, а есть смысл подкорректировать свои намерения.

Прагматизаиия стресса

Если кто-то критикует вас или говорит вам неприятные вещи, то прежде чем выпускать из надпочечников порцию разрушительного адреналина, сделайте эмоциональную паузу (для этого можно выдохнуть и на время задержать дыхание), после чего спросите себя: «Какую пользу я могу извлечь из данных слов?» Поверьте, что при желании пользу извлечь можно из чего угодно: из навоза получается прекрасное удобрение, зубная боль служит источником доходов для стоматолога, а из бытового мусора в Японии получают электричество. Точно так же и из запальчивой критики вы, если постараетесь, можете извлечь какую-то новую информацию о себе или о собеседнике. А дальше нужно совершить самый трудный, но увлекательный поступок: похвалить своего оппонента! За что? Это вы можете придумать сами, например: за то, что он помогал вам тренировать выдержку и терпение; за то, что он помог вам посмотреть на себя со стороны;  за радость победы над собой и над ситуацией (если вы все-таки не поддались на провокацию и не дали волю гневу и раздражению).

Диссоциирование от стресса. Существует несколько методов отстраненного (диссоциированного) восприятия событий. Первый прием диссоциации связан с изменением масштаба события.

К примеру, если у человека вскочил прыщ на лбу, это может показаться довольно неприятным делом, особенно если он рассматривает его в упор в зеркало, да еще через увеличительное стекло. Его эмоциональное напряжение уменьшится, если он представит себе, как этот прыщ будет выглядеть с другой стороны улицы или с расстояния в километр? А теперь представьте, как эта ситуация выглядит с борта Международной космической станции? А с поверхности Марса? Какие-то маленькие червячки кипятятся непонятно из-за чего.

Второй прием диссоциации связан с изменением не пространственного, а временного масштаба. Подумайте, как вы будете думать о своем эмоциональном порыве через месяц? Наверное, он покажется мелкой стычкой по забытому поводу. А через год вы будете помнить, из-за чего у вас сегодня подскочило давление? Вряд ли. А через пятьдесят лет?

Третий прием связан с изменением так называемых «субмодальностей», т. е. характеристик нашего восприятия окружающего мира.

Например, человек может представить ситуацию, которая вызывает у него стресс, в виде черно-белой неподвижной картинки. Он также может изменить пропорции картинки, сделать одних персонажей крупнее, а других мельче, чем они были на самом деле. При этом образы людей или предметов, которые являлись источником стресса, обычно уменьшают или делают изображение нечетким и блеклым.

Четвертый прием диссоциации может подойти для людей, затрудняющихся при создании зрительных образов. В этом случае вы можете взять несколько мелких предметов (скрепок, пуговиц, шахматных фигурок и т. д.) и смоделировать стресс, изобразив себя и других участников стрессовой ситуации в игровой форме. Взгляд со стороны и свое превращение в маленькую фишку сыграют свое положительное дело, и вы сможете гораздо спокойнее посмотреть на все происходящее.

Использование позитивных образов (визуализация)

Для того чтобы избавиться от стресса, нужно фиксироваться не на своих отрицательных эмоциях, а на положительных переживаниях, и следует думать не о проблемах, а путях выхода их них. Первый шаг к этому — это создание соответствующей словесной формулы, которая символизировала бы будущую цель. Она может быть выражена одним словом («здоровье», «смелость»), а может быть сформулирована в виде целого предложения («Я очень хочу сдать экзамен на отлично»). Однако, применяя подобный вербализованный способ достижения цели, мы можем столкнуться с трудностями по пути его реализации. Это связано с тем, что подсознание человека слабо реагирует на словесные формулы и гораздо восприимчивее к чувственным образам, создаваемым в сознании. «Образ скажет больше, чем тысячи слов», — гласит народная мудрость, поэтому для уменьшения стресса нужно научиться создавать убедительные, яркие, мощные, звучащие образы. Для одних людей лучше подходят зрительные образы, для других — слуховые, для третьих — телесные, но лучше всего стимулируют и вдохновляют комбинированные образы, в которых участвуют все модальности.

Неиролингвистическое программирование

Одним из ведущих терминов здесь является понятие «якорь», под которым понимается стимул, связанный с определенным психологическим состоянием и являющийся его триггером. «Якорь» может иметь различную модальность и быть тактильным, визуальным или аудиальным. Для того чтобы человек мог впоследствии получать доступ к позитивным ресурсам (например, смелости, спокойствию, уверенности), специалист по НЛП должен предварительно активировать память своего пациента, вызвать нужное состояние, после чего «связать» его с определенным «якорем». После такого «связывания» одно только предъявление соответствующего «якоря» будет вызывать необходимые позитивные эмоции («ресурсы» — по терминологии НЛП), что позволит человеку в дальнейшем минимизировать страх, тревогу и другие негативные эмоции и успешно преодолевать психотравмирующие события.

5. Рисование «Дождливая серия»

Цель: актуализация защитных механизмов во время стресса, снятие тревоги методом рисования и напряжения.

Содержание. Еще одним способом снятия напряжения является творчество. В частности процесс рисования. Педагогам предлагается нарисовать рисунок на тему «Человек под дождем». После рисования педагогам предлагаются рисунки человека, нарисованные ими ранее, и предлагается сравнить эти два рисунка. Дискуссия по результатам «Дождливой серии». Третьим рисунком в серии является «Сказочная страна под дождем», которая выявляет методы преодоления стресса и ресурсных состояний. Этот рисунок педагогам предлагается сделать дома.

Признак

Информативность при сравнении рисунков «Человек» и «Человек под дождем»

Эстетика рисунка

Эстетика рисунка может измениться как в лучшую сторону, так и в худшую. Если эстетика рисунка меняется в лучшую сторону, возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор мобилизуется. Если эстетика меняется в худшую сторону, возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор «дичает», перестает за собой следить и пр. По нашим наблюдениям, эстетика рисунка меняется редко.

Размер рисунка

Общая композиция в рисунке «Человек под дождем» больше. Капли дождя нередко заходят за невидимые границы листа (40 мм от краев). Но бывает, что размер рисунка «Человек под дождем» существенно уменьшается. Возможно, это свидетельствует о бессознательном стремлении автора минимизировать «энергозатраты» в связи с действием неблагоприятных обстоятельств, спрятаться, укрыться.

Размер фигуры

Размер фигуры изменяется часто. Либо уменьшается, либо увеличивается. Нередко изменения незначительны. Резкое же уменьшение размера фигуры в рисунке «Человек под дождем» может свидетельствовать об ощущении собственного бессилия, потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается, до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это также является признаком ощущения бессилия, потери опоры, «почвы под ногами».

Расположение относительно центра

В рисунке «Человек под дождем» нередко «теряется центр». Это свидетельствует об ощущении внутреннего дискомфорта, потери ощущения «стержня», «центра» вследствие действия неблагоприятных факторов.

Характер действий человека, стиль поведения под дождем

Может изменяться динамика рисунка. В рисунке «Человек» фигура стоит, в рисунке «Человек под дождем» бежит, идет, двигается. Изображение двигающегося человека под дождем свидетельствует о склонности к активным действиям. Важно, какого они характера. Человек под дождем может спасаться бегством, спокойно идти, прыгать от радости, лежать или сидеть в луже, — все это покажет характер действий человека в условиях действия неблагоприятных факторов.

Цвет

Если была выполнена инструкция № 1, можно установить, какие цвета используются при раскрашивании в рисунке «Человек» и «Человек под дождем». Нередко в рисунке «Человек под дождем» используются отвергаемые цвета или, наоборот, предпочитаемые. Цвет позволит определить бессознательное отношение к дождю, себе, ситуации.

Пол

Часто под дождем «меняется пол». Пол показывает преимущественную модель поведения в условиях действия неблагоприятных факторов. Можно действовать по «мужскому» или «женскому» типу. «Мужской тип» свидетельствует о том, что автор рисунка склонен проявлять активность, ответственность, принимать решения, искать выход. «Женский тип» отражает пассивность, доминирование интуиции, чувствительность, ранимость, избегание и пр. Когда автор меняет пол, это говорит об изменении стиля реагирования и поведения.

Возраст

Нередко меняется возраст человека. Он становится либо старше, либо младше своего биологического возраста. Увеличение возраста «под дождем» может говорить о стремлении проявлять мудрость, зрелость в сложных ситуациях, а также может свидетельствовать о потребности в поддержке, добром совете. Рисование ребенка под дождем указывает на проявление детского начала в авторе. Какой характер носит актуализированное детское начало, можно увидеть из образа действий и настроения изображенного ребенка. Если он плачет, сидя в луже, — можно предположить проявление инфантилизма и бессилия в сложных ситуациях. Если он радуется, танцует, бежит за радугой, — вероятно, это можно использовать как творческий ресурс противостояния стрессу. Также подобная картина может отражать проявление потребности в личностном росте.

Средства защиты от дождя

Традиционно в рисунке «Человек под дождем» рисуют зонт, плащ, накидку. Человек надевает средства защиты и продолжает заниматься обычными для себя делами — это естественно. Однако бывает, что человек хоть и находится под зонтом, но от дождя его это не защищает — капли проникают всюду. Подобное положение дает психологу сигнал о том, что прежние способы реагирования, защиты, противостояния стрессу исчерпали себя и требуется проработка нового стиля сопротивления неблагоприятным воздействиям. Встречается и другая картина. В рисунке «Человек под дождем» изображена фигура в непроницаемом плаще, с зонтом, а дождь и тучи не нарисованы. Такая картина характерна для человека «чрезмерно защищенного», который всегда «готов к удару». Безусловно, он успешен в противостоянии стрессу, но какого напряжения это требует! «Стоит ли игра свеч», предстоит решить автору совместно с психологом.

Лужи, тучи

Туча — источник дождя. Лужа — след от дождя. Бывает, что туча символизирует конкретную стрессовую ситуацию в реальной жизни человека. Мы заметили, что лужи рисуют люди чувствительные, долгое время переживающие последействия стресса

Дополнительные образы: солнце, радуга, растения, предметы, объекты окружающего мира

Дополнительные образы, имеющие позитивное символическое значение (солнце, радуга, дерево и др.), могут являться указанием на проявление ресурсов психологической адаптации. Образы, имеющие негативное символическое значение, усугубляют ситуацию стресса и конкретизируют содержание неблагоприятного воздействия

Общий эмоциональный фон

Изменение общего эмоционального фона укажет на динамику настроения и состояния

6. Обсуждение результатов диагностики коппинг-стратегий.

Цель: прояснение педагогами тех стратегий, которые они обычно используют для преодоления стресса.

Содержание. Педагогам выдаются результаты ранее проведенной диагностики коппинг-стратегий (стратегий совладения со стрессом), даются объяснения каждой стратегии, ее эффективности.

Коппинг-стратегия – стратегия преодоления стресса. Опросник содержит восемь шкал:

Конфронтация  – агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовность к риску. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы

Дистанцирование  – когнитивные усилия на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.

Самоконтроль – усилия по регулированию своих чувств и действий. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

Поиск социальной поддержки – усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Принятие ответственности  – признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой.

Бегство–избегание  – мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы в отличие от дистанцирования от нее. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях.

Планирование решения проблемы  – произвольные, проблемно–сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Положительная переоценка – усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

7. Упражнение на поддержку группы «»

Цель: актуализировать полученные знания, показав одну из стратегий преодоления стресса – групповую поддержку, повысить самооценку педагогов, улучшить эмоциональное состояние участников семинара

Содержание:

Завершение семинара и рефлексия

8. Рефлексия «Что интересного и полезного я вынесла из этого семинара»

Цель: обратная связь для психолога, завершенность семинара.

Содержание: педагоги передают по кругу игрушки и отвечают, что интересного, и полезного узнали на семинаре.

Список литературы

  1. Водопьянова Н. В. Психодиагностика стресса
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотекрапии. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
  3. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы его коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Семинар-практикум

Слайд 2

Профессиональное выгорание - это стресс–синдром, то есть совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работоспособности, самочувствии и межличностных отношениях субъекта профессиональной деятельности. Выгорание является ответной реакцией на профессиональные стрессы, состоящей из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений

Слайд 3

Эмоциональное выгорание: Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения, усталости, исчерпанности эмоциональных ресурсов.

Слайд 4

Деперсонализация Деперсонализация представляет собой негативное, циничное, бездушное отношение к реципиентам.

Слайд 5

Редукция персональных достижений Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, негативном самовосприятии в профессиональном плане.

Слайд 6

Методы снятия мышечного напряжения физические методы (баня, закаливание, водные процедуры, световое и цветовой воздействие - сенсорная комната и т. д.); биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия , ароматерапия , использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.); физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.); психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания , совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.).

Слайд 7

Психологические методы Аутогенная тренировка (аутотренинг) Дыхательные техники Мышечная релаксация Рациональная психотерапия Диссоциирование от стресса Использование позитивных образов (визуализация) Нейролингвистическое программирование

Слайд 8

Параметры сравнивания рисунков «человек» и «человек под дождем» Эстетика рисунка Размер рисунка Размер фигуры, ее расположение относительно центра Характер действий человека под дождем Цвет Пол, возраст Средства защиты от дождя Лужи, тучи Дополнительные образы Общий эмоциональный фон

Слайд 9

Копинг-стратегии Конфронтация – агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовность к риску. Дистанцирование – когнитивные усилия на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости. Самоконтроль – усилия по регулированию своих чувств и действий. Поиск социальной поддержки – усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Принятие ответственности – признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения. Бегство–избегание – мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы в отличие от дистанцирования от нее. Планирование решения проблемы – произвольные, проблемно–сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем. Положительная переоценка – усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"

23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...