семинар-практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
методическая разработка

Баранова Елена Сергеевна

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар 39.77 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

ТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Подготовила: педагог-психолог – Баранова Е.С.

Лекция - презентация для педагогов.

Слайд №1 «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ».

Слайд №2

Я люблю свою работу.
Я приду сюда в субботу,
И, конечно, в воскресенье.
Здесь я встречу день рожденья,
Новый год, 8 марта...
Ночевать здесь буду завтра,
Если я не заболею, 
Не сорвусь, не озверею...
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони!
Ну а я....бессмертный пони.

Слайд №3

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.


Слайд №4

В 1981 г.  Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания:
«Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Слайд №5

Причины возникновения СЭВ у педагогов:

  • Повышенная  ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течении рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

Слайд №6

Причины возникновения СЭВ у педагогов (продолжение):

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
  • ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Слайд №7

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией  (функция –защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • Окончание учебного года.

Слайд №8

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от  стажа работы)

  • Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
  • 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
  • 11% -  у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
  •  8% - со стажем от 1 года до 3 лет;

Слайд №9

Признаки эмоционального выгорания

  • Истощение
  • Усталость
  • Бессонница
  • Негативные установки по отношению  к ученикам и родителям
  • Пренебрежение своими обязанностями
  • Роль психостимуляторов
  • Усиление агрессивности

Слайд №10

Стадии профессионального выгорания

Первая  стадия:

  • Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
  • Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
  • Стадия «приглушенности»

Слайд №11

Вторая  стадия:

  • Возникновение недоразумений с коллегами;
  • Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.

Слайд №12

Третья стадия «Мне на все наплевать»

  • Изменение  представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру
  • Безразличие ко всему.

Слайд №13

Три аспекта профессионального выгорания

  • Первый — снижение самооценки.

        Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

  • Второй — одиночество.

        Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.

  • Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

        Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд №14

Симптомы появления СЭВ Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Слайд №15

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд №16

Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния.

Слайд №17

Продолжение 16 слайда

А помочь при этом могут следующие способы:
1. Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные
 приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.

Слайд №18

2. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы — это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством, которые позволяют расслабиться и отвлечься.

Слайд №19

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.

Общение с близкими , друзьями совместные праздники, пикники.

Слайд № 20

4. Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно сбалансированное регулярное питание и полноценный сон не менее 7-9 ч в сутки. 

Слайд №21
Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:
— стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
— научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
— проще относиться к конфликтам на работе;
— не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Слайд №22

ВЫВОДЫ:

ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!

НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

Слайд №23

Спасибо за внимание!


Танцевально-двигательное упражнение.

Звучит музыка, участники под музыку двигаются хаотично по залу, когда возникают паузы ведущий говорит участникам о том, как нужно дотронуться до человека, оказавшегося рядом: «Дотроньтесь до соседа левой рукой», «Дотроньтесь спиной», «Коснитесь друг друга ладонями» и т.п.

    Игра " Ладошки"

Вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они обводят свою ладонь. В центре ладони пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты  над пальчиками ладошки. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Рефлексия: «Наше занятие подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».

 Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста,  руки поднимите вверх и  закройте глаза. Представьте, что вы

сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею,

корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе

Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

9.  Упражнение «Пишущая машинка»

Цель: мобилизуется внимание, улучшается настроение, повышается активность.

Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас –

буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот,  у кого буква «м»,  и снова общий хлопок и т.д.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.

Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье — дороже золота» Уильям  Шекспир.

Пробел между словами – всем нужно встать.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Семинар-практикум по профилактике эмоционального выгоранию педагогов.

Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания....

Семинары- практикумы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Практикум для педагогов "Коллектив- это мы!"; Комплекс упражнений с элементами тренинга; "Комплекс практических техник и методик по снятию напряжения"...

Семинары- практикумы по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Уважаемые коллеги, не думайте о выгорании- думайте о себе!...