План работы по самообразованию
методическая разработка (средняя группа)
Возрастная группа: 2 младшая группа, средняя группа
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы по самообразованию | 125.33 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2020- 2022 учебный год
Возрастная группа: 2 младшая группа, средняя группа
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 года
Срок реализации: 2 года (2020 – 2022 учебный год)
Цель:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
- Развивать интерес и любовь к родному краю.
Задачи:
-формирование у детей системы знаний.
формирование у детей трудовых навыков и умений.
формирования у детей любви в природе.
Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Предполагаемый результат:
- Расширение педагогических знаний и умений;
- желание улучшить образовательный процесс;
- освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс;
- разработка и внедрение дидактических материалов;
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями – как знакомыми, так и новыми для него.
2. Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает поделки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.
3. С удовольствием включается в поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.
4. Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь растениям, птицам.
5. Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных. Может рассказать о них, характеризуя как живые существа.
6. Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
> Работа с книгами, периодическими изданиями;
> · Участие в вебинарах, в семинарах;
> · Ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
> · Просмотр телепередач
> · Чтение методической, педагогической литературы
> · Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий
> · Посещение открытых занятий коллег при возможности
> · Прохождение курсов повышения квалификации по теме
> · Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег
> · Изучение информационно компьютерных технологий
> · Общение с коллегами в своем городе и в Интернете.
> · Ведение здорового образа жизни, занятия физическими упражнениями.
> Проведение консультаций для воспитателей по экологическому воспитанию; проведение анкетирования родителей;
> Изготовление экологических игр, пособий, картотек прогулок;
> Составление конспектов занятий, развлечений, досугов.
> Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам.
Выход темы:
- консультации для родителей
-консультация для педагогов
-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей
Методы, направления и формы работы с детьми.
1. Организованные:
-экскурсии
-организованная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),
-наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
-наблюдение за трудом взрослых,
-целевые прогулки на природе,
-чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание -иллюстраций в книгах,
-рассматривание картин из жизни диких животных,
-рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы,
-беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
-опыты и эксперименты,
-игры (подвижные, дидактические, музыкальные),
-различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Виды деятельности:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные игры)
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой)
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами)
- прогулки в природу в разные сезоны
- чтение, просмотр художественной литературы.
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Организация и планирование занятий по формированию начал экологической культуры у детей раннего возраста)
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные направления:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Методическое сопровождение проектов.
Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.
ИКТ
Музыкальный центр, CD-диски, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, интернет.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
2. Аналитико-диагностический.
Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)
3. Основной этап.
Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
Создать картотеку опытов и экспериментов.
Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.
Оформить папки-передвижки в родительский уголок.
Условия реализации.
4. Обобщающий (итоговый) этап.
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
Свойства воды; Удивительный песок. Воздух и его свойства; Твердое тело: камень;
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы работы над проектом | Формы работы | Сроки | Практические выходы |
1.Изучение методической литературы | Интернет-ресурсы СМИ | В течении года | О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,2003 г. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска», Москва, ТЦ «Сфера» - 2005г. О.В. Дыбина «Ребенок в мире поиска» (Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста), Москва, ТЦ «Сфера» - 2011г. О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994г. С.Д. Ермакова Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов / — СПб., 1996 г. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Волгоград – 2010 г. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Волгоград – 2010 г. С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995 г. С.Н. Николаева Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005 г. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Владос, 2001 Журнал «Дошкольное воспитание» - № 8 2006 г. Оформить картотеку по экспериментальной деятельности. |
2.Работа с детьми | НОД Совместная деятельность с детьми Самостоятельная деятельность детей Прогулки Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей | В течении года В течении года Ноябрь-январь | Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми, оформление предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей, организация и проведение прогулок Выставка игр, пособий для практической деятельности. |
3.Работа с коллективом | Совместная деятельность с музыкальным руководителем (развлечение) Консультация Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников. Совместная деятельность с педагогом по изобразительной деятельности Показ презентации | Октябрь Январь Февраль Апрель Май | Развлечение «Осень в гости просим» Консультация «Деятельность дошкольников в уголках природы» Художественное творчество «На экологической тропе» Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий. Презентация «Экологическое воспитание детей 3-4 лет» (отчёт) |
4.Работа с родителями | Консультация Буклет Консультация Памятка Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» | Октябрь Октябрь-ноябрь Январь Май Май | «Занимательная прогулка с ребёнком» «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей» «Схема работы над сказкой». «Запомните правила!» «Собака друг человека». |
Развивающая среда
Оформить уголок природы:
- Подбор комнатных растений.
- Создание копилки «Подарки осени»
- Изготовление эколого-дидактических игр:
«Овощи и фрукты».
«Животные и птицы»
«Деревья, кустарники, цветы».
«Ягоды и грибы»
- Изготовление Лэдбука
- Оформить альбом «Насекомые».
- Создать картотеку речевых игр по экологии
Календарно-тематическое планирование в младшей группе.
Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь | «Здравствуй осень!». | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе. | Прогулка по территории детского сада | Иллюстрации, фотографии | Слушание песен об осени. |
Рассматривание листвы. | Формировать представление, чем осень отличается от лета; учить замечать изменения в природе. | Наблюде-ние | Худож. слово, | Д/И «Сложи картинку» | |
«Овощи» | Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, перец, редис, репа, баклажан). | Наблюде-ние | Худож. Слово. Загадывание загадок. | Игра «Что растет в огороде?» Лото «Овощи , фрукты» | |
«Фрукты» | Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). | Наблюде-ние | Худож. Слово. | Дид.игра «Овощи и фрукты» «Что где растет?» | |
Октябрь | «Кто живет в осеннем лесу?» | Познакомить с животными, живущими в лесах. | Беседа | Иллюстрации Игрушки | Загадывание загадок. Дидактич. игра «Что за зверь?» |
«Викторина о животных» | Закреплять знания о диких животных, о внешнем виде, уточнить названия животных. | занятие | вопросы, Худож. слово, | Дид.игра «Кто где живет?» | |
«Домашние животные» | Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); За домашними животными ухаживает человек. | Беседа | картинки игрушки животных. Худож. слово, | дид.игра «Кто что любит», настольная игра «Чей малыш?» | |
Осеннее развлечение | Формировать у детей представление об осени, как о времени года; закреплять знания об овощах и фруктах. | Развлече-ние | Чтение стихотворений. Песени об осени и дожде | Игры: «Урожай» «Лужицы и листики» Театр. сценка «Как звери грибы собирали» | |
Ноябрь | «Сравнение собаки и кошки» | Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках. Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем не похожи. Учить детей, что к незнакомым животным подходить нельзя | занятие | картинный материал, худож. слово | Игры с мягкими игрушками в группе |
«Викторина о домашних животных» | Закреплять знания о домашних животных, о внешнем виде, пользе для человека, уточнить названия животных. | занятие | вопросы, Худож. слово, | Дид.игра «Кто где живет?» | |
«Лаборато-рия добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. | |
Вечер экологических игр. | Закрепить названия овощей и фруктов. развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. | Развлече-ние | Худож. Слово. Доскажи словечко. | «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) . | |
Декабрь | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Творческое Занятие | рассматривание картины «Зима» рисование «Снежинки» | Дид.игра «Сложи картинку» |
«Зимняя красавица – ель и сосна» | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | Наблюде-ние | Рассматривание на картинке Ель и сосну. Худож.слово. | игра «Найди по описанию», | |
«Снеговик в гостях у детей» | Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. Познакомить детей с явлениями неживой природы. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разным материалом. | занятие — опыт | Чтение Е. Благина «Снег-Снежок, «Я и снег» Дружинина | Эксперименты и игры со снегом. Наглядный материал, оборудование для опыта | |
Досуг «Елочка-красавица». | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции. | Развлече-ние | Чтение новогодних стихотворений, песен о Елочке. | П/и «Заморожу», «Зайка беленький сидит», «Собери снежки» | |
Январь | Развлечение«Что нам нравиться зимой» | Закреплять представление о зиме и зимних развлечениях. Учить отвечать на вопросы, понимать причинно-следственные связи. | Развлече-ние | Картины зимних развлечений Муз.игры | П/и «Снежинки» П/Игра «Что нам нравиться зимой?» (стих. С движениями) |
Наблюдения «Морозные узоры» | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. | Наблюде-ние за морозными узорами на стекле. | Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус-обсуждение стихотворения | П/игра «Мороз и снег» Д/и «Дорисуй узор» | |
«Я – человек» | Познакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, и объяснить значение частей тела. Воспитывать интерес к своему телу. | занятие -игра | Мягкая игрушка кошка, Кукла Катя | Игра «Где наши детки?». | |
Февраль | «Разноцвет-ная вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её прозрачность, но её можно сделать цветной. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта | |
«Зимующие птицы» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | занятие - беседа | Иллюстрации Зимующих птиц. Стихотворение «Птичка» Загадка | Покормить птиц, Д/И «Улетают – не улетают» прослушивание голосов птиц. П/и «Вороны» | |
«Наблюде-ние за ветром» | Продолжать знакомить детей с явлением «Ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта. Загадки. Худ.слово | Дид. игра «Поиграй с нами ветерок» | |
«Комнатные растения». | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями. | занятие - беседа | Опыт «Что нужно растениям для роста». Худож.слово Рассмотреть картинку «как ухаживать за комнат. растениями?» | Игра «За каким растением спрятался зайка?» | |
Март | Развлечение «Встреча весны» | Расширять знания о явлениях неживой природы. Закрепить знания о насекомых. | Развлече-ние | Чтение стихотвореий, песен | Игры: «Найди лучики», «Поймай бабочку», «Солнышко и дождик» |
«К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | занятие - беседа | Чтение стиха «Первый месяц весны» Разгадывание загадок о весне. | Дид. игра «Найди цветок» | |
«Воздух» | Дать понятие о необходимости воздуха. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта. Загадки. Худ.слово | ||
« К деревьям в гости» | Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; Знать особенности ели, березы— уточнить представления о строении (ствол, корень, верхушка, ветки, листья, иголки на ветках и шишки); Познакомить со строением ствола у березы. Показать взаимосвязь дерева с окружающей средой (вода, почва, солнце — свет, тепло); | занятие - беседа | Картинки деревьев Худож.слово | П/игра «Деревья-кустарники» | |
Апрель | «Вода вокруг нас» | Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. | занятие - беседа | Просмотр презентации «Вода в окружающей среде. | П/ Игра «Летает-бегает-плавает» |
«Кто живёт в воде» | Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности. | Занятие | Чтение стиха Лопатиной «Дно морское» Загадки | П/игры: «Рыболов» «Собери рыбу в ведерко». | |
«Поплывет или утонет» | Создание условий для экспериментальной деятельности детей; развития познавательного интереса детей. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта. Загадки. Худ.слово | ||
Посадка лука | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | занятие | Загадка Посадка лука разными способами (в грунт, опилки, воду) Дальнейшие наблюдение и уход. | Д/и «Огород» | |
Май | «Рассматривание жуков и бабочек» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях насекомых. | Творческое занятие | Чтение «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Картинки насекомых Игрушки насекомых Лепка «Гусеница», «Улитка» | Дид.игра «Летает – не летает». |
«Ветер, ветер, ты могуч» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов | занятие | Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина | Наблюдения за вентилятором | |
Экологическая игра «Зоопарк». | Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). | занятие -игра | Игрушки Загадки | Дид.игра «Отгадай кто это?» Игра«Кто сказал?», игра «Доскажи словечко» | |
«Песочные фантазии» | Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей. | занятие — опыт | Наглядный материал, оборудование для опыта. Загадки. | Дидактическая игра «Чудесные фигурки». |
Календарно-тематическое планирование в средней группе.
Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения. Методическое обеспечение и Дидактический материал. | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь | 1. Во саду ли, в огороде | -Закреплять представления детей об овощах и фруктах; -Учить их классифицировать, правильно называть и различать; -Знать их место произрастания; -Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); -Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Беседа "Что нам осень принесла Рассматривание картины "В поле осенью" Чтение: Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук". Ю. Тувим "Овощи" Игра "Дорисуй овощ" | Дидактические игры: "Чего не стало" "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" Опыт "Тепло - холодно" |
2. В хороводе деревьев | - Накапливать впечатления о деревьях; -Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина); - Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; -Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев; - Воспитывать интерес к познанию. | Отгадывание загадок. Рисование "Разноцветные листочки" -Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой" -И. Токмакова "Сосны" | -Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами" Дидактическое лото "С какого дерева листочек" | |
3.Блиц-олимпиада по окружающему миру «В мире интересного» | Закрепить знания об о окружающем мире (ПДД, Что из чего сделано, овощи и фрукты, живая, неживая природа) | Олимпиада Вопросы по прошедшему материалу. Загадки. | Пальчиковая гимнастика «Трем морковку» Физ.минутка «Клен» | |
4. "Зелёная аптека" | - Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником; - Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; - Воспитывать бережное отношение к растениям. | -Беседа о лекарственных травах -Загадки -Рассматривание иллюстраций с растениями | Игра «Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"» | |
Октябрь | Путешествие в страну «Осень» | -Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей; -Показать связь между живой и неживой природой. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям | Наблюдения за состоянием погоды на участке -Чтение стих-я Ерихеева "Осень" -Рассматривание картины "Времена года" Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка" -И.Бунин "Листопад"(отрывок) Песенка "Во поле рябинушка" | Дид. игры: "Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт" "Так бывает или нет" "Детки на ветке" -Игра "Какая сегодня погода" П/и "Перелёт птиц" |
Тайны грибного царства | -Познакомить детей с грибами; -Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка); - Дать знания о полезных свойствах грибов. | -Загадки Лесовичка о грибах -Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении | Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" | |
Развлечение «Осенние дары» | -Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. -Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | -Стихотворения про Осень - Песни: «Осень золотая», «Осень наступила», «Осень» -Танец осенних листочков. -Стих-я Овощи - Танец «Огородный хоровод» | Игра «Собери урожай» Собери по корзинкам (лужицы и листья) | |
Растительный мир Севера | - Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания. -сформировать представления детей об условиях роста мхов и лишайников. -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, об особенностях растительного мира. - Развивать интерес к исследовательской деятельности с целью получения новых знаний. | -Рассматривание иллюстраций. -Отгадывание загадок - чукотская сказка «Лисичка и бычок», - чукотская сказка «Шикша и брусника», | Дидактические игры: «Что где растет?», «Раздели на группы», «Что есть у растения?», «Найди пару», «Собери ягоды нашего края» Рисование «Карликовая березка» | |
Ноябрь | Воздух | -Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); -Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды); - Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | -Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) | -Надувание мыльных пузырей -Пузырьки-спасатели -Надувание шаров -Поиск воздуха -Загадочные пузырьки |
Олимпиада | Закрепить знания об окружающем мире. | Олимпиада Вопросы по прошедшему материалу. Загадки. | Пальчиковая гимнастика «Прогулка в осенний лес» Физ.минутка «Ветерок» | |
Животные нашего края. | -Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных; -рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных. | -Картинки, изображающие животных. - муляжи северных животных -Загадки | Игры: «Чьи следы», «Угадай что за животное?» Физ.минутка «Полярная сова» | |
Мир растений | -Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения; -Классифицировать их по окраске, строению, запаху; -Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями; - Воспитывать эстетические чувства. | -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений -Чтение рассказа "Зелёные страницы" -Беседа "Мой любимый цветок" | -Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение" -Рисование "Поляна цветов" -Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение" | |
Декабрь | Подводное царство | - Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушко; -Учить выделять и называть части тела рыб, повадки; -Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | -Наблюдения за аквариумными рыбками -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. -Рассказ Л. Берг "Рыбка" | Игра "Мы весёлые рыбки" -Опыт "Кто живёт в воде" -"Зачем лягушке такие лапки" -Лепка "Рыбка" |
Волшебница вода | -Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; -Вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; -Чем теплее вода, тем | Беседа -Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" - м/ф "Путешествие капельки" | Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Изготовление цветных льдинок -Взаимодействие воды и снега -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Дидактическая игра "Вода" -Опыт с водой | |
Белый снег, пушистый | -Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение; - Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | -Чтение сказки «Снегурочка» - м\ф «12 месяцев» | -Опыт со снегом -"Нужен ли зимой растениям снег?" -Цветные льдинки -Рисование "Снежинки" | |
«Елочка-красавица всем ребятам нравиться». | -Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. -Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе | -Загадка -Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка». | Сравнение живой и искусственной елей. Игры с шишками. | |
Январь | В гостях у птиц | -Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач); - Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | -Беседа о зимующих и перелётных птицах -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Наблюдения за птицами на участке - Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой" | Дидактические игры: "Кто , где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" Игра "Птички-невелички" |
Птицы и животные севера. | -Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках. -Развивать познавательный интерес к жизни животных севера; зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; речь детей, обогащать их словарь. -Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе; любознательность. | -Загадки о животных. - Рассказ о Крайнем севере. - чукотская сказка «Как сова олененку помогла». | Ф/минутка «Здесь всюду холод, лед и тень,» Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой» Дид. игра «Найди и назови лишнюю картинку». Дид. игра «Назови правильно» Игра «Увеличение» | |
Зимушка-зима | - Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей; - Показать детям связь между живой и неживой природой; -Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | -Беседа о зиме -Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" -Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу -Рассматривание картины К. Коровин "Зима" Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:" -И. Суриков "Зима" -А.Барто "Ёлка" | П/и «Заморожу» | |
Февраль | Песок, глина, камень, почва | -Научить узнавать и называть песок, глину, камень; - Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства; - Дать представления о том, как образуется перегной. | -Чтение пословиц, поговорок | Игра "Жидкое- твёрдое" Подвижные игры "Берегись, заморожу" "Снежинки и ветер" |
Путешествие в царство комнатных растений | -Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. - Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). - Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. - Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями | Игра "Какого растения не стало" -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Игра "Цветы" Дид. игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю" | |
Труд людей на севере | -дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. - ввести в словарь детей новые слова: лесотундра, стойбище, оленеводы, нарты, малица, каюр, хорей, кисы. - развивать внимание, память, восприятие, словесно- логическое мышление. - формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность. | -Игра «Подскажи словечко» - рассказ и беседа об одежде народов севера -рассказ о промыслах | игра «Белый шаман». Игра «Исправь ошибки» Игра «Найди свою одежду» ф/минутка «О севере» | |
Стекло и металл | -Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); -Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов | Опыт со стеклом, металлом -Сравнение предметов -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" | |
Март | В гостях у Веснянки | -Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. - Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А. К. Саврасов "Грачи прилетели" -Стих-е С. Вангели "Подснежники | Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша" Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной" -П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса" |
Береги живое! | -Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; -Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. -Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей | -Рассматривание Красной книги, беседа | Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" -Игра "Где живут животные" -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" | |
Резина и пластмасса | -Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). -Учить детей определять признаки и свойства материалов. -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | - Загадки - Рассматривание предметов из этих материалов | Сравнение резины и пластмассы -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" -Поделки из резины, пластмассы | |
Сказки Северных народов. | продолжать развивать интерес к художественной литературе, помочь детям понять и запомнить содержание сказки; - вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению, - формировать умения подбирать слова, определяющие Крайний Север, активизировать в речи детей антонимы, новые слова (чум, северное сияние, белоснежные саваны, мох-ягель); - расширять знания детей о животных Крайнего Севера; - развивать внимание, мышление, познавательную активность; - воспитывать эстетическое восприятие при ознакомлении с природой Крайнего Севера; - Способствовать передаче быта северного народа в продуктивной деятельности (конструировании, аппликации, рисовании); - способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей. | -эвенская сказка «Почему олень быстро бегает»; - стихотворение «Оленёнок» - ненецкая сказка «Кукушка» -чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран». | Физкультминутка «У оленя дом большой». Пальчиковая гимнастика "Кого встретили в тундре?" | |
Апрель | Лесные жители | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных); - Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе; -Воспитывать любовь и заботу к животным. | Рассказ Лесовичка о лесе -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка" | Игра- имитация "Звериная зарядка" - Опыт "Как звери меняют шубку" Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" -Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт" П/и «У медведя во бору» |
«Рыбы наших водоемов». | Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. | -Беседа о рыбах. -Загадки - Иллюстрации, муляжи рыб | Дидактическая игра «Что есть у рыбы». Игра «Рыбная ловля» | |
Земля- мой дом | -Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. -Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. -Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | -Беседа "Где я живу" -Сравнение речки, болота, моря -Рассматривание картины "Семья дома" -Рассматривание семейных фотографий | Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья" -Беседа о звёздах -Рисование "Звёздное небо" | |
«Посадка лука, укропа, редиски» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | -Беседа о временах года, о посадке лука. | Посадка лука.. Игра «Сложи картинку». | |
Май | Человек - живой организм | -Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. -Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. -Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. -Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках -Носария | Дидактическая игра "Валеология" "Понюхай и отгадай" -Язычок- помощник -Игра "Угадай на вкус" -Гимнастика для глаз |
Бумага, древесина, ткань | -Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов. -Уметь их сравнивать. -Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. -Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | -Беседа - загадки | -Оригами из бумаги -Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов -Опыт с бумагой, древесиной | |
Насекомые - наши помощники | -Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); -На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. - Показать пользу насекомых. -Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Отгадывание загадок -Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") | Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" «Как спрятаться бабочкам» Лепка "Зелёная гусеница" | |
Диагностика | Определить критерии сформированности знаний: - о растительном мире; - о мире животных; - о неживой природе; - о временах года; - отношение к миру природы. | Игры: «Кто где живет?», «Где ошибка», |
Календарно-тематическое планирование в средней группе.
Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения. Методическое обеспечение и Дидактический материал. | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь | 1. Во саду ли, в огороде | -Закреплять представления детей об овощах и фруктах; -Учить их классифицировать, правильно называть и различать; -Знать их место произрастания; -Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); -Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Беседа "Что нам осень принесла Рассматривание картины "В поле осенью" Чтение: Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук". Ю. Тувим "Овощи" Игра "Дорисуй овощ" | Дидактические игры: "Чего не стало" "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" Опыт "Тепло - холодно" |
2. В хороводе деревьев | - Накапливать впечатления о деревьях; -Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина); - Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; -Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев; - Воспитывать интерес к познанию. | Отгадывание загадок. Рисование "Разноцветные листочки" -Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой" -И. Токмакова "Сосны" | -Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами" Дидактическое лото "С какого дерева листочек" | |
3.Блиц-олимпиада по окружающему миру «В мире интересного» | Закрепить знания об о окружающем мире (ПДД, Что из чего сделано, овощи и фрукты, живая, неживая природа) | Олимпиада Вопросы по прошедшему материалу. Загадки. | Пальчиковая гимнастика «Трем морковку» Физ.минутка «Клен» | |
4. "Зелёная аптека" | - Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником; - Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; - Воспитывать бережное отношение к растениям. | -Беседа о лекарственных травах -Загадки -Рассматривание иллюстраций с растениями | Игра «Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"» | |
Октябрь | Путешествие в страну «Осень» | -Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей; -Показать связь между живой и неживой природой. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям | Наблюдения за состоянием погоды на участке -Чтение стих-я Ерихеева "Осень" -Рассматривание картины "Времена года" Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка" -И.Бунин "Листопад"(отрывок) Песенка "Во поле рябинушка" | Дид. игры: "Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт" "Так бывает или нет" "Детки на ветке" -Игра "Какая сегодня погода" П/и "Перелёт птиц" |
Тайны грибного царства | -Познакомить детей с грибами; -Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка); - Дать знания о полезных свойствах грибов. | -Загадки Лесовичка о грибах -Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении | Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" | |
Развлечение «Осенние дары» | -Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. -Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | -Стихотворения про Осень - Песни: «Осень золотая», «Осень наступила», «Осень» -Танец осенних листочков. -Стих-я Овощи - Танец «Огородный хоровод» | Игра «Собери урожай» Собери по корзинкам (лужицы и листья) | |
Растительный мир Севера | - Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания. -сформировать представления детей об условиях роста мхов и лишайников. -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, об особенностях растительного мира. - Развивать интерес к исследовательской деятельности с целью получения новых знаний. | -Рассматривание иллюстраций. -Отгадывание загадок - чукотская сказка «Лисичка и бычок», - чукотская сказка «Шикша и брусника», | Дидактические игры: «Что где растет?», «Раздели на группы», «Что есть у растения?», «Найди пару», «Собери ягоды нашего края» Рисование «Карликовая березка» | |
Ноябрь | Воздух | -Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); -Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды); - Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | -Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) | -Надувание мыльных пузырей -Пузырьки-спасатели -Надувание шаров -Поиск воздуха -Загадочные пузырьки |
Олимпиада | Закрепить знания об окружающем мире. | Олимпиада Вопросы по прошедшему материалу. Загадки. | Пальчиковая гимнастика «Прогулка в осенний лес» Физ.минутка «Ветерок» | |
Животные нашего края. | -Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных; -рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных. | -Картинки, изображающие животных. - муляжи северных животных -Загадки | Игры: «Чьи следы», «Угадай что за животное?» Физ.минутка «Полярная сова» | |
Мир растений | -Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения; -Классифицировать их по окраске, строению, запаху; -Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями; - Воспитывать эстетические чувства. | -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений -Чтение рассказа "Зелёные страницы" -Беседа "Мой любимый цветок" | -Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение" -Рисование "Поляна цветов" -Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение" | |
Декабрь | Подводное царство | - Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушко; -Учить выделять и называть части тела рыб, повадки; -Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | -Наблюдения за аквариумными рыбками -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. -Рассказ Л. Берг "Рыбка" | Игра "Мы весёлые рыбки" -Опыт "Кто живёт в воде" -"Зачем лягушке такие лапки" -Лепка "Рыбка" |
Волшебница вода | -Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; -Вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; -Чем теплее вода, тем | Беседа -Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" - м/ф "Путешествие капельки" | Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Изготовление цветных льдинок -Взаимодействие воды и снега -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Дидактическая игра "Вода" -Опыт с водой | |
Белый снег, пушистый | -Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение; - Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | -Чтение сказки «Снегурочка» - м\ф «12 месяцев» | -Опыт со снегом -"Нужен ли зимой растениям снег?" -Цветные льдинки -Рисование "Снежинки" | |
«Елочка-красавица всем ребятам нравиться». | -Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. -Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе | -Загадка -Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка». | Сравнение живой и искусственной елей. Игры с шишками. | |
Январь | В гостях у птиц | -Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач); - Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | -Беседа о зимующих и перелётных птицах -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Наблюдения за птицами на участке - Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой" | Дидактические игры: "Кто , где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" Игра "Птички-невелички" |
Птицы и животные севера. | -Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках. -Развивать познавательный интерес к жизни животных севера; зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; речь детей, обогащать их словарь. -Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе; любознательность. | -Загадки о животных. - Рассказ о Крайнем севере. - чукотская сказка «Как сова олененку помогла». | Ф/минутка «Здесь всюду холод, лед и тень,» Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой» Дид. игра «Найди и назови лишнюю картинку». Дид. игра «Назови правильно» Игра «Увеличение» | |
Зимушка-зима | - Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей; - Показать детям связь между живой и неживой природой; -Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | -Беседа о зиме -Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" -Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу -Рассматривание картины К. Коровин "Зима" Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:" -И. Суриков "Зима" -А.Барто "Ёлка" | П/и «Заморожу» | |
Февраль | Песок, глина, камень, почва | -Научить узнавать и называть песок, глину, камень; - Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства; - Дать представления о том, как образуется перегной. | -Чтение пословиц, поговорок | Игра "Жидкое- твёрдое" Подвижные игры "Берегись, заморожу" "Снежинки и ветер" |
Путешествие в царство комнатных растений | -Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. - Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). - Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. - Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями | Игра "Какого растения не стало" -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Игра "Цветы" Дид. игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю" | |
Труд людей на севере | -дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. - ввести в словарь детей новые слова: лесотундра, стойбище, оленеводы, нарты, малица, каюр, хорей, кисы. - развивать внимание, память, восприятие, словесно- логическое мышление. - формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность. | -Игра «Подскажи словечко» - рассказ и беседа об одежде народов севера -рассказ о промыслах | игра «Белый шаман». Игра «Исправь ошибки» Игра «Найди свою одежду» ф/минутка «О севере» | |
Стекло и металл | -Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); -Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов | Опыт со стеклом, металлом -Сравнение предметов -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" | |
Март | В гостях у Веснянки | -Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. - Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А. К. Саврасов "Грачи прилетели" -Стих-е С. Вангели "Подснежники | Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша" Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной" -П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса" |
Береги живое! | -Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; -Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. -Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей | -Рассматривание Красной книги, беседа | Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" -Игра "Где живут животные" -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" | |
Резина и пластмасса | -Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). -Учить детей определять признаки и свойства материалов. -Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | - Загадки - Рассматривание предметов из этих материалов | Сравнение резины и пластмассы -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" -Поделки из резины, пластмассы | |
Сказки Северных народов. | продолжать развивать интерес к художественной литературе, помочь детям понять и запомнить содержание сказки; - вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению, - формировать умения подбирать слова, определяющие Крайний Север, активизировать в речи детей антонимы, новые слова (чум, северное сияние, белоснежные саваны, мох-ягель); - расширять знания детей о животных Крайнего Севера; - развивать внимание, мышление, познавательную активность; - воспитывать эстетическое восприятие при ознакомлении с природой Крайнего Севера; - Способствовать передаче быта северного народа в продуктивной деятельности (конструировании, аппликации, рисовании); - способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей. | -эвенская сказка «Почему олень быстро бегает»; - стихотворение «Оленёнок» - ненецкая сказка «Кукушка» -чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран». | Физкультминутка «У оленя дом большой». Пальчиковая гимнастика "Кого встретили в тундре?" | |
Апрель | Лесные жители | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных); - Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе; -Воспитывать любовь и заботу к животным. | Рассказ Лесовичка о лесе -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка" | Игра- имитация "Звериная зарядка" - Опыт "Как звери меняют шубку" Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" -Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт" П/и «У медведя во бору» |
«Рыбы наших водоемов». | Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. | -Беседа о рыбах. -Загадки - Иллюстрации, муляжи рыб | Дидактическая игра «Что есть у рыбы». Игра «Рыбная ловля» | |
Земля- мой дом | -Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. -Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. -Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | -Беседа "Где я живу" -Сравнение речки, болота, моря -Рассматривание картины "Семья дома" -Рассматривание семейных фотографий | Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья" -Беседа о звёздах -Рисование "Звёздное небо" | |
«Посадка лука, укропа, редиски» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | -Беседа о временах года, о посадке лука. | Посадка лука.. Игра «Сложи картинку». | |
Май | Человек - живой организм | -Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. -Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. -Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. -Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках -Носария | Дидактическая игра "Валеология" "Понюхай и отгадай" -Язычок- помощник -Игра "Угадай на вкус" -Гимнастика для глаз |
Бумага, древесина, ткань | -Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов. -Уметь их сравнивать. -Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. -Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | -Беседа - загадки | -Оригами из бумаги -Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов -Опыт с бумагой, древесиной | |
Насекомые - наши помощники | -Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); -На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. - Показать пользу насекомых. -Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Отгадывание загадок -Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") | Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" «Как спрятаться бабочкам» Лепка "Зелёная гусеница" | |
Диагностика | Определить критерии сформированности знаний: - о растительном мире; - о мире животных; - о неживой природе; - о временах года; - отношение к миру природы. | Игры: «Кто где живет?», «Где ошибка», |
В течении года проводятся Всероссийские и региональные олимпиады и конкурсы.
2.4. Диагностический инструментарий для детей раннего дошкольного возраста по экологическому развитию.
Вариант 1. Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.
Диагностика по экологическому воспитанию детей раннего возраста.
Растительный мир.
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.
Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец).
Задания: 1. Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?
2. Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста,
картофель).
3. Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).
4. Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель,
капусту (овощи).
5. Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 3 – 5 баллов
Животный мир.
Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе передвижения.
Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь). Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).
Задания: 1. Кто изображён на картинке (животное, птица, рыба).
2. Найди на картинке кошку и покажи её части тела (хвост, лапы,
голову, уши, глаза, нос).
3. Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк,
заяц, медведь).
4. Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воробей,
курица, утка).
5. Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка,
лошадь, овца, свинья, баран).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных. Ребёнок должен правильно назвать и показать называемых животных.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 3 – 5 баллов
Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.
Материал: картинки с изображением разных времён года (осени, зимы, весны, лета). Панно «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Картинки «Медведь в берлоге», «Заяц на снегу».
Задания: 1. Покажи на картинках времена года (осень, зима, весна, лето).
2. Расскажи по картинке об осени (зиме, весне, лете).
3. Какого цвета шкурка у зайчика зимой?
4. Где проводит зиму медведь?
5. Чем ты любишь заниматься на улице зимой (весной, летом,
осенью).
Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку необходимо правильно показать и назвать время года. По картинке рассказать о времени года, о том как меняются растения, и изменяется жизнь животных в разное время года.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на
картинке предметы – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих
вопросов воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на
картинке – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 3 – 5 баллов
Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:
Вариант 2. Планируемые промежуточные результаты освоения программы
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность предпосылок экологического сознания у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая экологическое сознание у детей раннего дошкольного возраста, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Контроль: Итоговые НОД, мониторинг.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг по формированию целостной картины мира проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками раннего возраста. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны ниже.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
В ходе мониторинга заполняется таблица.
Имя ребенка | Называет названия овощей и фруктов | Может показать части растения | Отличает дерево от кустарника, цветок от травы | Знает названия диких животных. Имеет представление об их образе жизни, питании и способе передвижения | Знает названия домашних животных. Имеет представление об их образе жизни, питании и способе передвижения | Знает название птиц. Имеет представление об их образе жизни, питании и способе передвижения | Называет времена года. Знает ли о характерных особенностях времён года, о том, как меняется жизнь животных при смене времён года |
Условные обозначения
3 балла - соответствует предложенному критерию
2 балла - средне соответствует предложенному критерию
- 1 балл – частично соответствует предложенному критерию
Диагностическая карта, 4 – 5 лет
Воспитатель: _________________________________________________
Группа (подгруппа 1): ___________________________________________
Дата: ________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст ребёнка | |||||||||||||
I блок «Где мы живем?» | ||||||||||||||
Знает название населенного пункта, в котором проживает | ||||||||||||||
Знает свой дом, улицу, адрес | ||||||||||||||
Имеет представления о месте проживания (квартира, устройство) | ||||||||||||||
Имеет представление о местности проживания, характерные особенности: природные и климатические условия | ||||||||||||||
Имеет представления о состоянии погоды, изменениях | ||||||||||||||
Различает и называет признаки объекта наблюдения | ||||||||||||||
Делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи | ||||||||||||||
Имеет представление о значении воздуха для живых организмов, с понятием «ветер» и его значением для растений. | ||||||||||||||
II блок «Многообразие растительного и животного мира Чукотки» | ||||||||||||||
Знает и называет растения (кустарники (деревья), травянистые растения), их отличительные признаки, питание. | ||||||||||||||
Имеет представление об овощах, фруктах, значении в жизни человека, отличает по форме и цвету | ||||||||||||||
Имеет представления о домашних животных и птицах и их детеныши | ||||||||||||||
Имеет представление о диких животных и их детеныши | ||||||||||||||
Имеет представление о рыбах и их среде обитания | ||||||||||||||
Имеет представление о пресноводных и их среде обитания | ||||||||||||||
Имеет представление о насекомых, среда обитания | ||||||||||||||
Имеет представление о разных средах обитания, связях животных со средой обитания, с неживой природой | ||||||||||||||
III блок «Сезонные изменения в природе севера» | ||||||||||||||
Знает особенности сезонных изменений родного края, состояние погоды и основные явления | ||||||||||||||
Знает и называет времена года, приметы | ||||||||||||||
Знает характерные особенности начала и конца сезона | ||||||||||||||
IV блок «Природа и человек в условиях нашего города Анадырь» | ||||||||||||||
Знает и называет комнатные растения, различает их по характерным особенностям | ||||||||||||||
Имеет представления как ухаживать за комнатными растениями | ||||||||||||||
Имеет представления о труде человека по уходу за домашними животными | ||||||||||||||
Знает правила безопасного поведения с домашними животными | ||||||||||||||
Проявляет бережное, заботливое отношение к окружающему миру | ||||||||||||||
Знает правила поведения в природе | ||||||||||||||
V блок «Человек и его здоровье» | ||||||||||||||
Имеет представление о своем теле, важности каждого органа | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила личной гигиены (умывается, чистит зубы, моет руки) | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила поведения в природе | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила поведения за столом | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила здорового образа жизни |
Диагностическая карта, 4 – 5 лет
Воспитатель: _________________________________________________
Группа (подгруппа 2): ___________________________________________
Дата: ________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст ребёнка | |||||||||||||
I блок «Где мы живем?» | ||||||||||||||
Знает название населенного пункта, в котором проживает | ||||||||||||||
Знает свой дом, улицу, адрес | ||||||||||||||
Имеет представления о месте проживания (квартира, устройство) | ||||||||||||||
Имеет представление о местности проживания, характерные особенности: природные и климатические условия | ||||||||||||||
Имеет представления о состоянии погоды, изменениях | ||||||||||||||
Различает и называет признаки объекта наблюдения | ||||||||||||||
Делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи | ||||||||||||||
Имеет представление о значении воздуха для живых организмов, с понятием «ветер» и его значением для растений. | ||||||||||||||
II блок «Многообразие растительного и животного мира Чукотки» | ||||||||||||||
Знает и называет растения (кустарники (деревья), травянистые растения), их отличительные признаки, питание. | ||||||||||||||
Имеет представление об овощах, фруктах, значении в жизни человека, отличает по форме и цвету | ||||||||||||||
Имеет представления о домашних животных и птицах и их детеныши | ||||||||||||||
Имеет представление о диких животных и их детеныши | ||||||||||||||
Имеет представление о рыбах и их среде обитания | ||||||||||||||
Имеет представление о пресноводных и их среде обитания | ||||||||||||||
Имеет представление о насекомых, среда обитания | ||||||||||||||
Имеет представление о разных средах обитания, связях животных со средой обитания, с неживой природой | ||||||||||||||
III блок «Сезонные изменения в природе севера» | ||||||||||||||
Знает особенности сезонных изменений родного края, состояние погоды и основные явления | ||||||||||||||
Знает и называет времена года, приметы | ||||||||||||||
Знает характерные особенности начала и конца сезона | ||||||||||||||
IV блок «Природа и человек в условиях нашего города Анадырь» | ||||||||||||||
Знает и называет комнатные растения, различает их по характерным особенностям | ||||||||||||||
Имеет представления как ухаживать за комнатными растениями | ||||||||||||||
Имеет представления о труде человека по уходу за домашними животными | ||||||||||||||
Знает правила безопасного поведения с домашними животными | ||||||||||||||
Проявляет бережное, заботливое отношение к окружающему миру | ||||||||||||||
Знает правила поведения в природе | ||||||||||||||
V блок «Человек и его здоровье» | ||||||||||||||
Имеет представление о своем теле, важности каждого органа | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила личной гигиены (умывается, чистит зубы, моет руки) | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила поведения в природе | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила поведения за столом | ||||||||||||||
Знает и соблюдает правила здорового образа жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...