Диагностика
материал

Тимербаева Фиалида Сабирчановна

Схема наблюдения за ребенком (дошкольный возраст) А.А.Романов

Методика "Неоконченные предложения" (А.М.Щетинина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_nablyudeniya_za_rebenkom.docx22.99 КБ
Файл metodika_shchetinina.docx12.19 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

(дошкольный, младший школьный возраст) авт. Романов А.А

ФИО ребенка:___________________________________________________________  

Возраст:______________  Группа:__________________________________________    

Дата заполнения:________________________________________________________

Заполнил социальный педагог:____________________________________________

Характер нарушения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Агрессивность

Физическая

Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется.

Скрытая

Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый.

Вербальная

Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова

В виде угрозы

Замахивается, но не ударяет, пугает других

В мимике

Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки

Как реакция на огорчение

Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие

Направленная на себя

Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз

Вспыльчивость

В физических действиях

Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть

В речи

Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово

Негативизм

В физических действиях        

Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру        

И отказы

Отказывается даже от интересной деятельности        

Вербальный

Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет

Демонстративность

В движениях        

        

Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии

Как ориентация на собственное состояние и поведение

Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие        

Обижается при проигрыше в игре        

В мимике

Недовольное выражение лица, плачет

Реакция на оценку других

Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса

Конфликтность

Активная или реактивная        

Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других        

Вследствие эгоцентризма        

Не учитывает желаний и интересов сверстников        

Как недостаточность опыта

Совместной деятельности, взаимоотношений        

Вследствие трудности переключения

Не уступает игрушек

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции

Когда все дети вместе, стремится уединиться        

И эмоциональная поглощенность деятельностью

Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих

И особенности речевого поведения

Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику

Как псевдоглухота

Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную

И особенности зрительного контакта

Избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурачество

Реакция на замечание

Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении        

В физических действиях и мимике

Дурачится, передразнивает в движениях

Нерешительность

В социальных отношениях с другими

Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявляется в речи        

Использует слова:»не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ

В физических действиях        

Боится прыгнуть с возвышения

Реакция на новизну        

В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной

Страхи

Конкретные        

Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра        

Реакция на новизну        

Боится входить в новое помещение

Социальные        

Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному

Тревога

В мимике

Блуждающий, отстраненный взгляд

В речи

В речи        

В движениях        

В движениях        

Во взаимо-отношениях с другими        

Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому

Скованность

В движениях        

Двигательно скован                

В речи        

Запинается в речи

Реакция на новизну        

Реакция на новизну        

Заторможенность

В познавательной деятельности        

На знает чем заняться

В зрительном восприятии        

Бездеятельно смотрит по сторонам

В речи        

Говорит слишком тихо

Время реакции

Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает        

Эгоцентричность

Как отношение к себе

        Считает, что все игрушки, все конфеты для него

Во взаимоотношениях

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

В речи        

Часто использует местоимение «Я»

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

Не смотрит мультики        

 

На организованных занятиях

Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)        

Дефицит внимания

В содержание и помощи ребенку

Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия

В речи        

Условия выполнения задания и пр        .

Сосредоточенность

Смотрит по сторонам на занятии

Двигательная расторможенность        

Особенности планирования действий

Поспешно планирует собственные действия

Избыточный темп и количество действий

Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала

Длительность сдерживания гиперактивности

Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят

Длительность овладения состоянием

Быстро возбуждается и медленно успокаивается

Речевая рассторможженность

Громкость речи

Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса        

Темп речи

Темп речи убыстрен, речь взахлеб        

В социальных отношениях

Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

Непонимание сложных словесных инструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции        

Непонимание сложных словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

Застреваемость

В движениях        

Рисует многократно повторяющиеся элементы        

Во взаимоотношениях

Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу        

В речи        

Повторяет многократно одну и ту же фразу        

На чувствах и эмоциях

Застревает на обиде        

Трудности переключения

С трудом переключается и пр.

Работоспособность (умственная)        

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия        

Работоспособность (физическая)        

Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И.О. наблюдателя__________________________________________________________

Ф.И.О. наблюдаемого_________________________________________________________

Дата _________________

Время начала ____________________

Время окончания __________________________

Ситуация____________________________________________________________________

Фрагмент ситуации        

        

        

        

        

Эмоциональные реакции

Вербальные реакции

Невербальные реакции

Поведенческие реакции

Комментарии

Заключение

 

Подпись наблюдателя _______________________________



Предварительный просмотр:

Методика "Неоконченные предложения" (А.М.Щетинина)

 Цель: определить, насколько принимается ребенок родителями, их позитивное или негативное отношение к нему, видение родителями перспектив развития ребенка, а также и принятие взрослым себя как родителя.

Данная методика направлена на определение характера отношений родителей к своему ребенку, отношения к его будущему, особенностей их самопринятия как родителей.

Интерпретация. Содержание окончаний предложений с 1 по 7 дает информацию о том, какие качества родитель видит в своем ребенке, что его радует, а что вызывает тревогу; окончания предложений с 8 по 14 являются показателями его родительского поведения и осознания им своей функции родителя; последние три предложения направлены на выявление того, каким человеком в будущем видят родители своего ребенка и каково это его будущее.

Инструкция. Закончите напечатанные ниже предложения. Делайте это как можно быстрее. Если начало какого-то предложения вызывает трудность в его продолжении, то оставьте на время, поставьте возле него галочку, а в конце работы вернитесь к нему.

1. Больше всего в моем ребенке...

 2. Когда я сравниваю своего ребенка с другими, то...

3. Иногда мне кажется, что мой ребенок...

4. Меня очень радует в ребенке...

5. Я был(а) бы доволен(на), если бы мой ребенок...

6. Меня тревожит, что мой ребенок...

7. Мой ребенок вызывает у меня...

 8. Когда у моего ребенка возникают в чем-то затруднения...

9. Я нередко ловлю себя на мысли, что я к своему ребенку...

10. Я думаю, что я как родитель...

11. Когда ребенок не выполняет моих требований, то я...

12. Мне как родителю хотелось бы перестать бояться...

13. Я думаю, что моему ребенку со мной...

14. Воспитывая своего ребенка, я больше всего хотел(а) бы, чтобы...

 15. Будущее моего ребенка кажется мне...

16. Я надеюсь, что ребенок станет...

 17. В будущем я представляю своего сына (дочь) очень...

Полученные данные могут быть использованы педагогом при построении взаимоотношений с родителями, оказании им необходимой педагогической и психологической помощи в организации педагогического сотрудничества с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...