Самообразование педагога
методическая разработка (старшая группа)
План самообразования
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_21-22.docx | 94.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15»
План самообразования
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
2021 – 2022 учебный год
Выполнили: Зайцева Л.Н.
Микрюкова Н.В.
г. Новокузнецк 2021г.
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель: Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Приемы:
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры - беседы с персонажами сказок;
- Сочинение историй;
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
Практические:
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
- Рисование
Формы организации:
- Занятие по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Работа с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Формы работы с родителями.
- Анкетирование
- Оформление папок – передвижек
- Консультации
- Индивидуальные беседы
- Рекомендации
Этапы работы по самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь;
Составление перспективного планирования по теме на 2021-2022 год
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2022г.
Ожидаемые результаты
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей посредством чтения художественной литературы на 2021-2022 год
Сентябрь.
1.Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.
2.Составление перспективного планирования по теме на 2021-2022 год
3. Анкетирование родителей: «Роль книги в воспитании ребенка».
4. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
Октябрь.
1. Консультации для родителей на тему «Сказка для ребёнка»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.
3. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».
4. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказки: «Три медведя».
2. Дидактическая игра: «Угадай сказку»
3. П.и. «Гори, гори ясно»
4. Игра-инсценировка сказки «Три медведя»
Декабрь.
1. Консультации для родителей на тему «Что читать детям»
2. Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
3. Чтение произведения Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
4. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
1. Консультации для родителей на тему «Как подружить ребенка с книгой»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей.
3. «Книжкина больница» Ремонт книг
4. Чтение и совместный пересказ Р.н.с. «Гуси-лебеди»
Февраль.
1. Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят»
2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
3. Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец»(фантазируют, придумывают свою концовку сказки»
4. Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Март.
1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.
2.Выставка «Портрет моей мамочки»
3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка».
4. Чтение произведения Братья Гримм «Бременские музыканты».
Апрель.
1. Консультации для родителей «Книга-лучший друг»
2. Досуг «Путешествие по русским народным сказкам».
3. Прослушивание аудио сказок.
4. Презентация на тему "Художественная литература в ДОУ и семье"
Май.
1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2.Вечера памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
3. Игры – инсценировки по мотивам русских народных сказок.
Используемая литература:
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010
3. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
4. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
5. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
6. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
7. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....