Самообразование педагога
методическая разработка (старшая группа)

Зайцева Людмила Николаевна

План самообразования

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21-22.docx94.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15»

План самообразования

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

2021 – 2022 учебный год

                                       

Выполнили:       Зайцева Л.Н.

Микрюкова Н.В.

г. Новокузнецк 2021г.

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

 Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель: Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры - беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
  • Рисование

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Работа с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.

б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.

При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

Формы работы с родителями.

  • Анкетирование
  • Оформление папок – передвижек
  • Консультации
  • Индивидуальные беседы
  • Рекомендации

Этапы  работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь;

Составление перспективного планирования по теме на 2021-2022 год

  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2022г.

Ожидаемые результаты  

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей посредством чтения художественной литературы на 2021-2022 год

Сентябрь.

1.Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Составление перспективного планирования по теме на 2021-2022 год

3. Анкетирование родителей: «Роль книги в воспитании ребенка».

4. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

Октябрь.

1. Консультации для родителей на тему «Сказка для ребёнка»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.

3. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

4. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказки: «Три медведя».

2. Дидактическая игра: «Угадай сказку»

3. П.и. «Гори, гори ясно»

4. Игра-инсценировка сказки «Три медведя»

Декабрь.

1. Консультации для родителей на тему «Что читать детям»

2. Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

3. Чтение произведения Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

4. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Январь.

1. Консультации для родителей на тему «Как подружить ребенка с книгой»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей.

3. «Книжкина больница» Ремонт книг

4. Чтение и совместный пересказ Р.н.с. «Гуси-лебеди»

Февраль.

1. Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят»

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

3. Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец»(фантазируют, придумывают свою концовку сказки»

4. Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Март.

 1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.

 2.Выставка «Портрет моей мамочки»

 3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка».

 4. Чтение произведения Братья Гримм «Бременские музыканты».

Апрель.

1. Консультации для родителей «Книга-лучший друг»

2. Досуг «Путешествие по русским народным сказкам».

3. Прослушивание аудио сказок.

4. Презентация на тему "Художественная литература в ДОУ и семье"

Май.

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Вечера памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

3. Игры – инсценировки по мотивам русских народных сказок.

Используемая литература:

1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

 2. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010

3. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

4. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

5. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

6. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

7. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....