Особенности формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений учащихся: интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном материале.
В новых условиях на первый план выходит личность ребенка, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведения их до логического завершения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, с деятельностью, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности.
Познавательная деятельность невозможна без активности. В данных условиях одной из важнейших задач педагога является формирование познавательной активности учащихся.
Младший школьный возраст - период, когда познавательная деятельность начинает наиболее интенсивно формироваться. Это 8 обусловлено возрастными психологическими особенностями - для ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества как интерес ко всему новому, любознательность. Но в то же время, познавательный интерес отличается от любознательности избирательностью познания, его глубиной и широтой. В основе познавательного интереса лежит активная мыслительная деятельность.
Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании, развитии и совершенствовании познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания, что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные (по сравнению с дошкольником), мыслительные операции.
В младшем школьном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным явлением. Оно включает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Эти процессы представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом, регулирующие его деятельность.
Внимание ребенка младшего школьного возраста еще в значительной мере непроизвольная, но приобретает произвольность. Главный способ развития внимания для ребенка в начальной школе - наглядный.
Восприятие функционирует на уровне узнавания цвета и формы, выделения значительного количества деталей. Формируется наблюдательность как черта личности ребенка.
Память младших школьников играет важную роль в усвоении учебного материала, овладении новым социальным опытом: знаниями, умениями, навыками. Возрастает значение произвольной и словесно-логической памятью.
Мышление ребенка характеризуется наглядно - образным и наглядно-действенным. Поэтому лучше выделяет внешние признаки, которые лежат в основе ее умозаключений и обобщений. В течение начального периода обучения ребенка активно формируется теоретическое мышление и опирается на развитие рефлексивных механизмов психики. По мнению 9 Давыдова В. В. — в развитии мышления младших школьников существуют неиспользованные резервы, которые заключаются в том, что специально построено развивающее обучение обеспечивает эффективное осуществление учащимися переходов не только от конкретного к абстрактному, но и от абстрактного к конкретному.
Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремлении узнать у взрослого ответы на все интересующие вопросы — характерная особенность этого возрастного периода. Младший школьник проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.
На первый план в начальной школе первоклассника в сознательной деятельности выдвигается мышление. В связи с этим в данный период, в ходе усвоения знаний, с развитием словесно-логического и рассуждающего мышления, перестраиваются и все другие познавательные процессы: восприятие в этом возрасте становится мыслящим, а память - думающей.
В ходе усвоения научных знаний, происходит развитие рассуждающего и словесно-логического мышления. В младшем школьном возрасте умственные действия становятся согласованными и обратимыми. Интеллектуальное развитие младшего школьника находится на стадии конкретных операций, согласно Пиаже.
Познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в процессе учебной деятельности. Поскольку содержанием познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребёнка.
Обучающийся, как и взрослый человек, который выполняет работу, должен знать, зачем делать, как делать, что делать, видеть и анализировать свои ошибки, контролировать себя, проводить самооценку и рефлексивную деятельность.
Младший школьник в процессе учебной деятельности самостоятельно усваивает новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности, способен к организации собственной деятельности, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.
Отношение младших школьников к учению определяется мотивами. В основе мотивации лежит познавательная потребность, которая связана с содержанием и процессом учения, совладением, прежде всего способом деятельности и заложена в самой учебной деятельности. Потребность в самостоятельном поиске информации и во внешних впечатлениях и рождает познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников....
Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...
Проект "Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры"
Проектно-исследовательская работа на тему:«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».Продолжительность проекта: 6 месяцев.Ти...
«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»
Презентация опыта работы «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»...
Семинар-практикум «Игровые технологии – стимулирование познавательной активности детей до-школьного возраста»
сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современног...